К вопросу об алиментировании детей, оставшихся без попечения родителей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №49 (339) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 01.12.2020

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Грушина, А. Ю. К вопросу об алиментировании детей, оставшихся без попечения родителей / А. Ю. Грушина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 220-221. — URL: https://moluch.ru/archive/339/75910/ (дата обращения: 01.03.2021).



Настоящая работа посвящена исследованию актуальных вопросах, связанных с алиментированием детей, оставшихся без попечения родителей. В статье выявлены основные проблемы, которые могут стать препятствием на пути к осуществлению своих прав, а также предложены пути решения указанных проблем.

Ключевые слова: алименты, дети-сироты, опека и попечительство, несовершеннолетние, расходы на обеспечение.

В настоящее время число детей, оставшихся без попечения родителей хоть и не растёт, но все еще пугает своим большим количеством. Так, статистика показывает, что данная категория детей сократилась с 87 604 в 2014 году до 44 429 в 2019 году [1]. Несмотря на положительную тенденцию все ещё огромное количество детей нуждаются в материальной помощи и в обеспечении их качественным образованием и развитием. Поэтому пока дети-сироты и дети, в отношении которых их родители лишены родительских прав, и нуждающихся в получении алиментов существуют, данная проблема не потеряет своей актуальности.

Ребенок-сирота утрачивает право на алименты со своих биологических родителей в связи с их смертью. Согласно абз. 5 п. 2 ст. 120 СК РФ, выплата алиментов прекращается со смертью лица, получающего алименты, или лица, обязанного уплачивать алименты. Ребенок-сирота в случае его усыновления и последующей отмены усыновления имеет право на алименты со стороны бывшего усыновителя (ст. 143 СК РФ).

Нередки случается, когда родительских прав лишаются сразу оба родителя, в таких случаях несовершеннолетний попадает под полную опеку государства, в связи с чем последнее должно взять под свой контроль заботу и воспитание о таких детях, выработав четкий механизм обеспечений их достойным уровнем жизни.

Однако государственная поддержка детей-сирот и несовершеннолетних, в отношении которых их родители лишены свои родительских прав, не лишает последних возможности оказывать материальную поддержку своим детям, а к тому же в силу п. 2 ст. 71 Семейного кодекса РФ указывает на такую обязанность. Так, лишение родительских прав не освобождает родителей от установленной законодательством обязанности содержать своего ребенка.

Согласно п.29 постановления Пленума Верховного Суда РФ при лишении родительских прав обоих родителей или одного из них, когда передача ребенка другому родителю невозможна, алименты подлежат взысканию не органу опеки и попечительства, которому в таких случаях передается ребенок (пункт 5 статьи 71 СК РФ), а перечисляются на счет, открытый на имя ребенка в банке [2].

Однако существует такая проблема, как зачисление денежных средств на счета специализированных организаций, где учитываются по каждому ребёнку индивидуально. При этом данная организация имеет право пускать в оборот 50 % от дохода поступившей суммы на содержание детей организации. При оставлении ребенком такой организации сумма полученных на него алиментов и 50 % дохода от их обращения зачисляются на счет, открытый на имя ребенка в отделении Сберегательного банка Российской Федерации.

Обращая внимание на то, что содержание детей, оставшихся без попечения родителей возлагается полностью на государство, то видеться, что главную задачу поступающих алиментов можно обозначить отнюдь не как регулярное обеспечение детей их жизненных и бытовых потребностей, а их систематическое накопление на банковских счетах с последующей капитализацией процентов и получением накопленной суммы по достижении совершеннолетия. Однако согласно ст 84 СК РФ 50 % дохода используются на содержание детей организации, принимающая у себя на содержании несовершеннолетнего, при этом сумма алиментов с уже включёнными процентами, находящиеся на счете или счетах в одном банке, подлежит страхованию в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» [3] и не должна превышать 1 400 000 рублей. Всем известно, что не всегда условия проживания в детских домах оставляют желать лучшего, из чего можно сделать вывод, что едва ли найдётся тот, кто будет контролировать момент и с накоплением определенной суммы на счете, открывать дополнительные накопительные счета на имя ребёнка, поэтому видеться разумным внести изменения в соответствующий Федеральный закон и увеличить сумму, подлежащую обязательному страхованию и возмещению по вкладам до 2 000 000 рублей.

Не менее важной проблемой является сохранение накопленных денежных сумм и предостережение от злоупотребления их распоряжением.

Практике известны случаи, когда применительно к накопительным счетам, которые открываются усыновителями, попечителями или опекунами были обращены не совсем законные действия законных представителей их подопечных, основная задача накопительного счёта — удовлетворение ежедневных потребностей ребёнка. Накопительный счёт исключает накопление и увеличение дохода от поступающих сумм на данный счёт, во избежание сохранения, утаивания и снятия денежных средств со счета, органам опеки и попечительства устоит усилить контроль за ведением расходов на обеспечение личных бытовых нужд ребёнка, учитывая, что такие сделки не попадают под предварительный контроль со стороны органов опеки и попечительства.

Следует обратить внимание и на существование мошенничества в данной сфере. Являясь наименее защищённой категорией граждан, дети, оставшиеся без попечения родителей, больше подвержены стать жертвами мошенничества.

Так, следственным отделом по городу Вологда Следственного комитета Российской Федерации по Вологодской области возбуждено уголовное дело в отношении 18-летнего юноши, подозревающийся в краже денежных средств с банковского счёта на общую сумму 75 000 рублей [4]. Данное деяние попадает под действие п. «г» ч.3 ст.158 УК РФ и наказывается штрафом в размере от 100 000 тысяч до 500 000 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до 80 000 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового. Во избежание увеличения данной категории преступлений предлагается оставить в качестве наказания только лишение свободы сроком до 6 лет с последующей выплатой компенсации пострадавшему лицу в сумме украденных денежных средств.

Таким образом, внесение изменений в данную статью в части наложения наказания, послужит ещё одной причиной к раздумьям, идти ли на такое преступление против детей, оставшихся без попечения родителей.

Масштабы данной проблемы так велики, что воспитанники становятся жертвами мошенничества со стороны своих же сотрудников детского дома.

Обратим внимание на недавно прогремевшее дело Гульмиры Кондыбаевой, женщины, которая похитила денежные средства со счетов детей-сирот и скрылась. Сотрудница детского дома проработав в учреждении 8 лет, за это время не вызвала к себе нареканий, однако это не помешало ей совершить преступление. Для того, чтобы детдомовцы могли не переживать за свои счета, не опасаясь статья жертвой мошенничества, предлагается учредить дополнительный надзорный орган, входящий в структуру специализированной организации, который контролировал бы банковские счета своих воспитанников и проходящие по ним операции.

В заключение следует отметить, что дети всегда были и будут наиболее уязвимой группой граждан, чьи права нужно оберегать с большей силой со стороны государства в частности. Поэтому стоит ужесточить контроль над теми, кто ближе всего находится к детям — их опекунами, приемным родителями, попечителями. Обеспечить исполнение законодательства, направленного на защиту и гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; ввести дополнительные образовательные уроки, направленные на получение знаний в области защиты своих имущественных прав от посягающих на них третьих лиц.

Литература:

  1. Генпрокуратура: количество детей-сирот в РФ сократилось вдвое за шесть лет//Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4332410 (дата обращения: 28.11.2020)
  2. О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 56//Российская газета.- 2017.- No 297.
  3. Федеральный закон «О страховании вкладов в банках Российской Федерации» от 23.12.2003 N 177-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
  4. Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Волгоградской области [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://vologda.sledcom.ru/news/item/1438920/ (дата обращения: 28.11.2020)
Основные термины (генерируются автоматически): попечение родителей, ребенок, СК РФ, счет, алименты, жертва мошенничества, Российская Федерация, имя ребенка, орган опеки, содержание детей организации.


Ключевые слова

несовершеннолетние, дети-сироты, опека и попечительство, алименты, расходы на обеспечение
Задать вопрос