Лишение специального права как мера административного наказания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №49 (339) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 30.11.2020

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Думаревская, С. В. Лишение специального права как мера административного наказания / С. В. Думаревская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 224-226. — URL: https://moluch.ru/archive/339/75905/ (дата обращения: 01.03.2021).



В статье раскрываются цели лишения специального права как меры административного наказания.

Ключевые слова: лишение специального права, мера административного наказания.

The article reveals the goals of deprivation of a special right as a measure of administrative punishment.

Keywords: deprivation of a special right, a measure of administrative punishment.

Лишение специального права относится к отдельному виду административного наказания. Д. А. Лищук считает, что оно применяется «для предупреждения совершения других правонарушений. Лишение специального права является санкцией административно-правовой нормы, следовательно, применяется при нарушении предписания такой нормы» [10, с. 54].

Лишение специального права представляет собой особый вид административного взыскания. Данное взыскание налагает уполномоченный орган на гражданина, который совершил административное правонарушение, либо который был замечен в грубом или систематическом нарушении порядка пользования специальным правом. Наличие такого специального права должно быть подтверждено конкретным разрешительным документом (а именно: удостоверением на право управления судном, охотничьим билетом, водительским удостоверением, удостоверением тракториста-машиниста, лицензией на приобретение оружия и патронов к нему либо разрешением на хранение или хранение и ношение оружия и патронов к нему в соответствии с ч.1, 3, 3.1. ст.32.6 Кодекса об административных правонарушениях РФ [2]).

Как замечают Гостев А. С. и Школяренко Е. А., «право на управление транспортным средством представляет собой совершение сложных технических действий, которые влекут за собой движение транспортного средства, начинающихся с троганием с места и заканчивающихся полной остановкой транспортного средства» [6, с. 34]. Федеральным Законом «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ установлен порядок получения физическим лицом специального права на управление транспортным средством. Исходя из п.1. ст. 27 вышеназванного Федерального закона данный вид права предоставляется индивидам, которые успешно сдали квалификационные экзамены, а также, предоставив все необходимые документы о возрасте и состоянии здоровья, которые определены ст. 25 этого же нормативно-правового акта. Основания лишения права на управление транспортным средством закреплены в статьях 12.2, 12.5, 12.8–12.10, 12.15, 12.17, 12.24, 12.26, 12.27 КоАП РФ. Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением предусмотренных частями 1 и 3 статьи 12.8, статьей 12.26, частью 2 статьи 12.27 случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

Таким образом, в последующем физические лица, которые являются лишенными специального права на управление транспортным средством, не могут выступать в качестве водителя как субъекта административной ответственности. Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что анализируемый вид административного взыскания направлен на предотвращение создания угрозы жизни и здоровья физических лиц, объектов собственности. Применение указанной санкции напрямую зависит от самого физического лица по той причине, что по его воле совершается правонарушение.

Следует сказать, что суть административного наказания заключается в моральном или материальном воздействии на правонарушителя. Некоторые виды административных наказаний сочетают в себе оба указанных вида воздействия, кроме того, они также предполагают временные ограничения прав нарушителя (в частности, процедура лишения специального права, привлечение к исправительным работам, а также административный арест).

Основанием для назначения наказания является непосредственно административный проступок.

Наиболее наглядным примером ужесточения мер воздействия на нарушителей представляется эволюция ужесточения наказания за нарушение Правил дорожного движения. Связано это с ростом потребительской активности, в частности, с приобретением автомобилей и их активной эксплуатацией. Следует заметить, что немногие водители задумываются об истинном значении понятия «средство повышенной опасности». Низкая культура вождения в России, пренебрежительное отношение к легальной процедуре прохождения технического осмотра, а также нарушение Правил дорожного движения и водителями, и пешеходами, неразработанность дорожной инфраструктуры являются главными факторами динамики роста тенденции к лишению специального права в отношении водителей.

На практике такая мера наказания, как лишение специального права, применяется в основном к водителям транспортных средств за грубые нарушения Правил дорожного движения [4, С. 40].

Следует также сказать, что введение ст. 258.1 в Уголовного кодекса РФ [3] значительно расширило сферу борьбы с браконьерством. Введение указанной статьи обусловило усиление профилактического потенциала уголовного закона в сфере борьбы с данным негативным явлением путем выделения особого предмета посягательства и расширения признаков объективной стороны состава преступления.

Лишение специального права в настоящее время предусмотрено, помимо добычи, за приобретение, содержание, хранение, перевозку, продажу и пересылку представляющих особую ценность диких животных и водных биологических ресурсов. Уголовным законодательством данное преступление разделено на среднюю и тяжкую категории, что на практике выражается в существенном повышении санкций, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 (средняя) и ч. 3 (тяжкая) ст. 258.1 Уголовного кодекса РФ [7, С. 18].

Таким образом, наряду с административной ответственностью, предусматривающей санкции в виде лишения специального права, формируется тенденция к усилению уголовно-правовой охраны компонентов окружающей среды на территории РФ. Ч. 4 ст. 3.8. КоАП РФ установлено, что лишение права осуществлять охоту не применима к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию. Исключения прописаны в ч. 1.2. ст. 8.37 КоАП РФ: осуществление охоты при нарушении сроков, установленных правилами охоты.

На наш взгляд, наибольшее количество противоправных действий имеет место в отношении ограниченного круга водных биологических ресурсов и диких животных, которые занесены в Красную книгу РФ. Особенно ярко это проявляется на примере незаконной добычи особей тигра, ущерб от которого составляет около 25 млн рублей. Статистика Судебного департамента при Верховном Суде РФ говорит о тенденции к увеличению случаев применения новой нормы на практике.

С. А. Боровиков и Ю. А. Чжан замечают, что законодатель при конструировании рассматриваемой статьи «ставит совершение преступления как одним лицом, так и группой лиц по предварительному сговору, что нивелирует общественную опасность такого деяния» [5, с. 10]. Более того, отсутствие указания на иных, кроме должностных лиц, на практике приводит к проблемам оценки действия лиц, которые относятся к управленческому составу коммерческой организации, или лиц, которые не наделены признаками должностного лица. Наиболее ярким примером является вопрос квалификации действий руководителей центров реабилитации и спасения соответствующих диких животных, а также капитанов рыболовецких судов, которые осуществляют добычу особо ценных биологических ресурсов. Течение периода лишения специального права начинает исчисляться (продолжает исчисляться) со дня сдачи (изъятия) у лица, подвергнутого данному виду наказания соответствующего удостоверения либо специального разрешения (ст. 32.7 КоАП РФ) [5, С. 85].

Лишение специального права как одна из мер административного наказания не преследует целью унижение человеческого достоинства лица, совершившего административное правонарушение, либо причинение данному лицу физических страданий, нанесение вреда деловой репутации юридическому лицу. Поскольку лишение специального права представляет собой административное наказание, то процедура его исполнения рассматривается в порядке особого производства [6, С. 24].

Таким образом, виден факт того, что лишение специального права представляет собой карательную санкцию в отношении нарушителя — физического лица — на использование либо ограничение возможности использования им собственного имущества как источника повышенной опасности вследствие регулярного и грубого нарушения порядка пользования определенным имуществом. На основании изложенного мы приходим к выводу о реализации данным типом административного наказания двух целей — профилактической и предупредительной.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // «Собрание законодательства Российской Федерации», 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
  2. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 15.10.2020, с изм. от 16.10.2020) // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
  3. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.10.2020) // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
  4. Белякова М. Р. Особенности лишения специального права как вида административного наказания // Студенческий форум. 2020. № 32–2 (125). С. 39–41.
  5. Боровиков С. А., Чжан Ю. А. Проблемы и практика исполнения уголовного наказания в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами // Научно-практический журнал «Вестник института: преступление, наказание, исправление». 2018. № 1 (41). С. 5–12.
  6. Гостев А. С., Школяренко Е. А. Административные наказания в системе мер административного принуждения. Теоретико-правовая характеристика // Мировой судья. 2017. № 2. С. 34–37.
  7. Журавлев В. В. К вопросу реализации концепции сокращения срока лишения специального права на управление транспортными средствами // В сборнике: Социально-экономические и правовые меры борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. Электронное издание. 2019. С. 82–91.
  8. Иванкова Н. А. Оптимизация отдельных видов административных наказаний // В сборнике: Юридическая наука в XXI веке: актуальные проблемы и перспективы их решений. Сборник научных статей по итогам работы пятая круглого стола со Всероссийским и международным участием. Шахты, 2020. С. 24–26.
  9. Козицкая А. В. Проблемы назначения административного наказания в виде лишения специального права // Образование и наука в России и за рубежом. 2020. № 7 (71). С. 14–19.
  10. Лищук Д. А. Лишение права как мера административного наказания // Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты. 2016. № 10. С. 153–160.
Основные термины (генерируются автоматически): транспортное средство, административное наказание, дорожное движение, лишение, РФ, лицо, административная ответственность, административное взыскание, административное правонарушение, физическое лицо.


Задать вопрос