Технологическая карта урока информатики в средней школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 июля, печатный экземпляр отправим 13 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (339) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 02.12.2020

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Горбанева, Т. Н. Технологическая карта урока информатики в средней школе / Т. Н. Горбанева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 385-389. — URL: https://moluch.ru/archive/339/75875/ (дата обращения: 30.06.2022).



Тема урока: Алгоритмы

Тип урока: комбинированный (повторение и обобщение, объяснение нового материала и практическая работа).

Класс: 6-й

Цели урока:

1. Образовательные:

1) приобретение навыков работы по составлению алгоритмов;

2) формирование компетентности в сфере познавательной деятельности;

3) формирование представления о видах алгоритмов и правилах их составления;

4) отработка навыков работы по составлению разных видов алгоритмов.

2. Развивающие:

1) развитие любознательности ребенка; 2) формирование информационной культуры; 3) развитие умения выделять главное, сравнивать, анализировать, обобщать, творчески мыслить; 4) развитие навыков работы на компьютере, самоконтроля; 5) развитие творческой способности.

3. Воспитательные: Воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, культуры речи, общения при работе в парах.

Задачи:

1) дать определение понятиям «алгоритм», «исполнитель», «линейный, разветвляющий, циклический, вспомогательный алгоритм», «блок-схема»;

2) рассмотреть способы составления алгоритмов;

Оборудование: интерактивная доска, проектор, оборудование mimio, ноутбуки фирмы Apple на базе 2-х операционных систем Windows 7 и Mac, презентация, разноцветные карточки.

Методы урока: лекция, объяснительно-иллюстративный метод; частично-поисковый метод, демонстрационный Формы урока: индивидуальная работа, групповая работа, фронтальный опрос.

Требования к уровню усвоения учебного материала после завершения урока:

ЗНАТЬ

1) определения понятиям «алгоритм», «исполнитель», «линейный, разветвляющий, циклический, вспомогательный алгоритм», «блок-схема»;

2) способы составления разных видов алгоритмов.

УМЕТЬ составлять алгоритмы


Структура и ход занятия по теме «Алгоритмы»

п/п

Этап занятия

Название используемых ЭОР (электронных образовательных ресурсов)

Деятельность педагога (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность обучающегося

Время (в мин.)

Мотивационный этап (организационный момент)

Добрый день, ребята! Присаживайтесь на свои места!

Здравствуйте (садятся на свои места).

30 сек..

Этап актуализации знаний

Давайте вспомним тему прошлого урока «Понятие как форма мышления». Ответьте на несколько вопросов:

1.Что отражается в понятии?

2.Что такое определение понятия?

3.Отгадайте следующие загадки, мысленно представив объект как единое целое по его отдельным признакам:

—Без языка живет, не ест, не пьет, а говорит и поет.

—На что не взглянет этот глаз — все на картинке передаст.

—Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает.

Ответы учеников:

—В понятии отражается совокупность существенных признаков отдельного объекта или класса однородных объектов.

—Перечисление всех существенных признаков объекта.

—Радио

—Фотоаппарат

—Книга

5 мин.

Этап открытий новых знаний:

— Проектная деятельность

— Постановка проблемы

— Выдвижение гипотезы

презентация

На доске записана тема урока «Алгоритмы», запишите ее в тетрадь. Как вы думаете, какого цель урока?

— Назовите слова-ассоциации к теме урока.

Молодцы! А теперь обратите внимание на слайд № 2 и запишите определение в свою тетрадь.

Алгоритм — это описание последовательности действий, строгое выполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов

​А как вы думаете, кто такой исполнитель?

Верно! Посмотрите на слайд № 3:

Исполнитель — человек, группа людей, животное, техническое устройство, способные выполнять заданные команды.

​Любой алгоритм имеет свойства: результативность, пошаговость, определённость, понятность, выполнимость, массовость. (Слайд № 4)

Перечислите эти свойства алгоритма у себя в тетради.

Существую различные формы представления алгоритмов: (Слайд № 5)

устная форма

письменная форма (на естественном языке)

письменная форма (на формальном языке)

графическая форма (блок-схема)

Различают 4 вида алгоритмов: (Слайд № 6):

—Линейный алгоритм (описание действий, которые выполняются однократно в заданном порядке);

  1. Циклический алгоритм (описание действий, которые должны повторятся указанное число раз или пока не выполнено условие);
  2. Разветвляющий алгоритм (алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий)
  3. Вспомогательный алгоритм (алгоритм, который можно использовать в других алгоритмах, указав только его имя).

Блок-схема — описание структуры алгоритма с помощью геометрических фигур с линиями-связями, показывающими порядок выполнения отдельных инструкций

Ответы учеников:

—Понять, что такое алгоритм, и научиться составлять алгоритмы.

—План, действия, последовательность

Записывают.

Исполнитель — это тот, кто выполняет алгоритм.

Смотрят на доску.

Смотрят на доску и записывают.

Смотрят на доску и читают.

Смотрят на доску и записывают определения в тетрадь.

15 мин.

Закрепление знаний обучающихся

Итак, сейчас у меня к вам будет несколько вопросов:

1.Что такое алгоритм? Привести пример.

2.Перечислите виды алгоритмов.

3.Чем отличается линейный от разветвляющегося алгоритма?

Отвечают:

1.Алгоритм — это описание последовательности действий, которое приводит к результату. Например, алгоритм перехода дороги на светофоре или алгоритм нахождения площади прямоугольника.

2.Линейный, циклический, разветвляющийся, вспомогательный.

3.Линейный выполняет действия однократно, а разветвляющийся должен выполнить условие.

4 мин.

Рефлексия

Сейчас доске вы видите несколько фраз (Слайд № 7). Я начинаю, а заканчивает тот ученик, кого я спрошу.

  • Сегодня я узнал…
  • На уроке я научился…
  • Мне было трудно…
  • Мне было непонятно…
  • Теперь я знаю, что…
  • Меня удивило…
  • Я бы хотел узнать, почему…

Примерные ответы:

—Сегодня я узнал, что такое алгоритм.

—На уроке я научился составлять алгоритмы.

—Мне было непонятно что такое разветвляющийся алгоритм.

—Теперь я знаю, что алгоритмы моно составлять в виде блок-схемы.

—Я бы хотел узнать, как использовать полученные знания при составлении алгоритмов в каких-нибудь программах.

4 мин.

Практическая работа

Программа «Пикто

мир»

Теперь давайте обратимся к практической части урока! На столе у каждого стоит ноутбук. Включите его и на рабочем столе откройте программу «Пиктомир». В этой программе вы научитесь составлять алгоритмы от простейших до сложных.

Работают в программе «Пиктомир».

15 мин.

Подведение итогов занятия педагогом

Ребята, как вы думаете вы достигли той цели, которая была вами поставлена? На следующем уроке мы продолжим работу с алгоритмами, в том числе в программе «Пиктомир».

Дома вам нужно выучить основные определения и написать в тетради 2 примера алгоритма.

Мне очень приятно было сегодня с вами работать! Урок закончен, до встречи!

-Да, достигли.

—Записывают домашнее задание.

Спасибо за урок! До свидания!

2 мин.

Основные термины (генерируются автоматически): алгоритм, вид алгоритмов, вспомогательный алгоритм, урок, описание действий, описание последовательности действий, ответ учеников, письменная форма, практическая работа, составление алгоритмов.


Похожие статьи

Алгоритмизация как один из способов формирования активной...

В статье представлены различные виды алгоритмов. Это алгоритм усвоения определенного текста и алгоритм организации самоконтроля и алгоритм анализа альтернативных ситуаций.

Алгоритм — это: - правила, инструкции, памятки, определяющие четкую последовательность элементарных для данного объекта операций по решению учебной задачи

На наш взгляд, применение алгоритмов обеспечивает не только усвоение предметных знаний, но и организует процесс усвоения, способствуя переносу усвоенной схемы с одной учебной ситуации на другую.

Методика работы над алгоритмической задачей

Библиографическое описание: Масленкова, В. А. Методика работы над алгоритмической задачей / В. А. Масленкова, Я. А. Бондарева, А. А. Васенина.

Ученик у доски закрашивает клетки. Итак, идея нашего алгоритма: – Закрасить пустые клетки выше стартовой; – Вернуться в исходное положение

Проверка понимания алгоритма и правильности алгоритма: Как вы думаете, если Робот будет в другом положении, будет ли выполняться алгоритм? Проверьте на компьютере.

Способы графической записи алгоритмов | Статья в журнале...

 Алгоритм — это строгая конечная последовательность четко определенных действий, приводящая к определенному результату.

Для наглядности рассмотрим пример построения блок-схемы алгоритма решения полного квадратного уравнения . Необходимо записать алгоритм в виде блок-схемы. Стрелки указывают на порядок действий, заданных блоками. Прямоугольники задают блоки вычислений, параллелограммы — блоки ввода и вывода информации, ромбы задают условия и имеют две исходящие стрелки, управление по которым...

Методика работы над алгоритмической задачей как способ...

Библиографическое описание

Разработка алгоритма совместно с учениками. Вопросы, обобщение учителя. Ожидаемые ответы.

Давайте составим блок-схему для алгоритма закрашивания клеточек сверху горизонтальной стены (рис.2). Что мы делаем сначала? Шагаем вправо. Что идет дальше?

Она может проводиться разными способами: с помощью фронтального обсуждения решения с учениками с выявлением алгоритма действий и проверкой.

Диагностические задания для уроков технологии по ФГОС

Библиографическое описание: Гнатюк, И. В. Диагностические задания для уроков технологии по ФГОС / И. В. Гнатюк.

Решение проектных задач даёт возможность ученикам применить освоенные на уроках способы действий при создании совместного проекта (например, цикла проектов «Город мастеров», сборника инженерно-конструкторских задач и т. п.).

Формально-репродуктивные задания предполагают освоение образцов и алгоритмов. Пример задания по разделу «Технологии ручной, машинной обработки древесины»: найдите и выпишите из текста...

Обучение алгоритмизации на уроках с использованием Лего...

Применение задачи по спортивной робототехнике в рамках изучения линейных алгоритмов на уроках информатики в 8-х классах при изучении «Информатики».

Учитель выдает ученикам линейку и транспортир и предлагает произвести точные замеры расстояний и уголов, а также говорит в какой последовательности каждая группа должна переместить фишки в цветные зоны.

Формировать умение работать с алгоритмами при выполнении практических действий, читать... Разработка эффективной реализации алгоритмов выполнения...

Важность алгоритмов в нашей жизни | Статья в сборнике...

Библиографическое описание: Николаева, Т. В. Важность алгоритмов в нашей жизни / Т. В. Николаева.

 В статье автор раскрывает роль алгоритмов в нашей жизни; рассматриваются основные моменты, на которые нужно обратить внимание преподавателю в процессе формирования алгоритмического мышления у студентов.

Алгоритм — одно из важнейших понятий курса информатики, неотделимое от электронно-вычислительной машины. Именно на этих уроках приобретенные умения в работе по определенному порядку совершенствуются.

Формирование алгоритмических умений у детей дошкольного...

Алгоритм своего рода правило, которое требует четкого выполнения. Правила умывания, одевания, перехода улицы и т. д. В школе учат, как решать примеры, которые требуют определенной последовательности: сначала действия в скобках, затем вне скобок, учитывая какое действие стоит первым умножение или сложение. Успешность выполнения более сложных действий с алгоритмами, ожидающих ребенка в школе, будет зависеть от того, насколько он представляет алгоритмическую сущность своих действий.

Технологическая карта урока информатики | Статья в журнале...

Форма работы учащихся:фронтальный опрос, компьютерный практикум, парная, индивидуальная, высказывание (проговаривание) своих выводов, рефлексия — демонстрация полученных знаний. Таблица 1. Планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей

определение последовательности операций с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; 2 уровень — самостоятельное выполнение действий по алгоритму. Познавательные.

Похожие статьи

Алгоритмизация как один из способов формирования активной...

В статье представлены различные виды алгоритмов. Это алгоритм усвоения определенного текста и алгоритм организации самоконтроля и алгоритм анализа альтернативных ситуаций.

Алгоритм — это: - правила, инструкции, памятки, определяющие четкую последовательность элементарных для данного объекта операций по решению учебной задачи

На наш взгляд, применение алгоритмов обеспечивает не только усвоение предметных знаний, но и организует процесс усвоения, способствуя переносу усвоенной схемы с одной учебной ситуации на другую.

Методика работы над алгоритмической задачей

Библиографическое описание: Масленкова, В. А. Методика работы над алгоритмической задачей / В. А. Масленкова, Я. А. Бондарева, А. А. Васенина.

Ученик у доски закрашивает клетки. Итак, идея нашего алгоритма: – Закрасить пустые клетки выше стартовой; – Вернуться в исходное положение

Проверка понимания алгоритма и правильности алгоритма: Как вы думаете, если Робот будет в другом положении, будет ли выполняться алгоритм? Проверьте на компьютере.

Способы графической записи алгоритмов | Статья в журнале...

 Алгоритм — это строгая конечная последовательность четко определенных действий, приводящая к определенному результату.

Для наглядности рассмотрим пример построения блок-схемы алгоритма решения полного квадратного уравнения . Необходимо записать алгоритм в виде блок-схемы. Стрелки указывают на порядок действий, заданных блоками. Прямоугольники задают блоки вычислений, параллелограммы — блоки ввода и вывода информации, ромбы задают условия и имеют две исходящие стрелки, управление по которым...

Методика работы над алгоритмической задачей как способ...

Библиографическое описание

Разработка алгоритма совместно с учениками. Вопросы, обобщение учителя. Ожидаемые ответы.

Давайте составим блок-схему для алгоритма закрашивания клеточек сверху горизонтальной стены (рис.2). Что мы делаем сначала? Шагаем вправо. Что идет дальше?

Она может проводиться разными способами: с помощью фронтального обсуждения решения с учениками с выявлением алгоритма действий и проверкой.

Диагностические задания для уроков технологии по ФГОС

Библиографическое описание: Гнатюк, И. В. Диагностические задания для уроков технологии по ФГОС / И. В. Гнатюк.

Решение проектных задач даёт возможность ученикам применить освоенные на уроках способы действий при создании совместного проекта (например, цикла проектов «Город мастеров», сборника инженерно-конструкторских задач и т. п.).

Формально-репродуктивные задания предполагают освоение образцов и алгоритмов. Пример задания по разделу «Технологии ручной, машинной обработки древесины»: найдите и выпишите из текста...

Обучение алгоритмизации на уроках с использованием Лего...

Применение задачи по спортивной робототехнике в рамках изучения линейных алгоритмов на уроках информатики в 8-х классах при изучении «Информатики».

Учитель выдает ученикам линейку и транспортир и предлагает произвести точные замеры расстояний и уголов, а также говорит в какой последовательности каждая группа должна переместить фишки в цветные зоны.

Формировать умение работать с алгоритмами при выполнении практических действий, читать... Разработка эффективной реализации алгоритмов выполнения...

Важность алгоритмов в нашей жизни | Статья в сборнике...

Библиографическое описание: Николаева, Т. В. Важность алгоритмов в нашей жизни / Т. В. Николаева.

 В статье автор раскрывает роль алгоритмов в нашей жизни; рассматриваются основные моменты, на которые нужно обратить внимание преподавателю в процессе формирования алгоритмического мышления у студентов.

Алгоритм — одно из важнейших понятий курса информатики, неотделимое от электронно-вычислительной машины. Именно на этих уроках приобретенные умения в работе по определенному порядку совершенствуются.

Формирование алгоритмических умений у детей дошкольного...

Алгоритм своего рода правило, которое требует четкого выполнения. Правила умывания, одевания, перехода улицы и т. д. В школе учат, как решать примеры, которые требуют определенной последовательности: сначала действия в скобках, затем вне скобок, учитывая какое действие стоит первым умножение или сложение. Успешность выполнения более сложных действий с алгоритмами, ожидающих ребенка в школе, будет зависеть от того, насколько он представляет алгоритмическую сущность своих действий.

Технологическая карта урока информатики | Статья в журнале...

Форма работы учащихся:фронтальный опрос, компьютерный практикум, парная, индивидуальная, высказывание (проговаривание) своих выводов, рефлексия — демонстрация полученных знаний. Таблица 1. Планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей

определение последовательности операций с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; 2 уровень — самостоятельное выполнение действий по алгоритму. Познавательные.

Задать вопрос