Индивидуальная работа с обучающимися с ОВЗ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (339) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 01.12.2020

Статья просмотрена: 113 раз

Библиографическое описание:

Остапчук, Л. В. Индивидуальная работа с обучающимися с ОВЗ / Л. В. Остапчук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 414-416. — URL: https://moluch.ru/archive/339/75864/ (дата обращения: 01.03.2021).



В педагогической теории и практике создано множество форм воспитательной работы. Индивидуальная работасобучающимися — это одна из форм воспитательной работы.

Форма — это внешнее очертание, наружный вид, контуры предмета; внешнее выражение какого-либо содержания.

Форма воспитательной работы — это совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы (композиционное построение воспитательного мероприятия).

Формы воспитательной работы — это динамическое явление. Существующая система форм воспитательной работы постоянно пополняется новыми, соответствующими изменяющимся общественным условиям школьной жизни.

Индивидуальная работа — это деятельность педагога-воспитателя, осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребенка. Она выражается в реализации принципа индивидуального подхода к учащимся в обучении и воспитании. Например: подготовка докладов, номеров художественной самодеятельности, подготовка иллюстрированных альбомов и т. д. Это позволяет каждому найти своё место в общем деле.

Существуют разные подходы к классификации форм воспитания, в основе которых лежит тот или иной признак:

1) по количеству участников: массовые или коллективные (общешкольный праздник, походы, конкурсы), групповые (классное собрание, консультации,) индивидуальные (беседа, поручение);

2) по видам деятельности: познавательно-развивающие (викторина), развлекательные (дискотека), по направлениям воспитательной работы (профориентационные, физкультурно-оздоровительные и т. п. дела);

3) по результату: информационный обмен (устный журнал), выработка общего решения (собрание), общественно значимый продукт (акция милосердия).

Формы работы подразделяются на два типа: теоретические и практические.

Теоретические формы работы — это беседы, концерты, спектакли, просмотр видеофильмов, конкурсы, викторины и т. д. Они помогают через игру, игровые действия вырабатывать у детей способность к саморегуляции поведения в среде сверстников, к формированию среды общения, осуществлять подготовку к самостоятельной и ответственной деятельности.

Практические формы работы — это походы, экскурсии, различные акции, ярмарки, субботники, изготовление выставок, поделок. Здесь дети могут попробовать себя в условиях, приближенных к реальным жизненным ситуациям.

Индивидуальные формы, как правило, связаны с внеурочной деятельностью, воспитателя и детей. К ним относятся: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи. Эти формы можно применять вместе и каждую в отдельности.

Использование индивидуальных форм работы предполагает решение воспитателем важнейшей задачи: разгадать ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, устремлениям, и все, что мешает ему проявить себя. С каждым необходимо взаимодействовать по-разному, для каждого нужен свой конкретный, индивидуализированный стиль взаимоотношений.

Важно расположить к себе ученика, вызвать его на откровенность, завоевать доверие, разбудить желание поделится с воспитателем своими мыслями, сомнениями. В индивидуальных формах работы заложены большие воспитательные возможности. Разговор по душам может оказаться для ребенка полезнее нескольких коллективных дел.

Большое место в изучении учащихся занимают индивидуальные беседы с учащимися. В процессе таких бесед можно выявить мотивы поведения ученика, его интересы и склонности. Если чутко и внимательно подойти к ученику, он охотно расскажет о своих желаниях и мечтах, об отношении к учителям, родителям. Такие беседы должны носить неофициальный характер, быть естественными, искренними и проводиться с соблюдением педагогического такта. Чувствуя искреннее внимание, доброжелательность и расположение к себе, ученик, как правило, откровенно рассказывает обо всем, что интересует воспитателя. Тактичная задушевная беседа — это не только метод изучения учащегося, но и важная форма их воспитания. Общие методы и средства воспитания должны конкретизироваться применительно к разным детям, к их нравственному опыту. Индивидуальную работу с детьми необходимо вести в тесном контакте с родителями, определяя единую линию воспитательного воздействия, опираясь на сильные стороны личности школьника.

В соответствии с этим определяется характер индивидуальных заданий для дополнительной самостоятельной работы учащихся, выбираются средства воспитания у школьников интереса как к учению, так и к внеурочной работе. Наиболее развитой формой является индивидуальное поручение, которое не связано ни с кружковой работой, ни с массовыми мероприятиями. Эта форма работы требует от воспитателя хорошего знания психологии своих учащихся, их способностей, наклонностей, интересов, чтобы давать каждому обучающемуся индивидуальные задания, посильные и интересные поручения.

Индивидуальную работу можно проводить с подгруппой детей или отдельно с ребёнком. Индивидуальная работа приносит наиболее положительные результаты тогда, когда проводится не только на специальных занятиях, но и в повседневной деятельности: во время сюжетно-ролевых игр, прогулок, дежурств, в трудовой деятельности.

Основой в своей работе по воспитанию и развитию обучающихся я считаю индивидуальную работу с каждым учеником. Это одна из основных форм педагогической деятельности.

Работу с классом я начала в прошлом году. Организация общей работы с обучающимися по овладению правилами поведения является главной задачей. Особое внимание уделяется вновь прибывшим воспитанникам. Например: Татьяна П. пришла к нам в наш центр (школу из 31 интерната. С ней была проведена беседа о правилах поведения в школе, как вести себя при подъёме и при спуске с пандуса, в лифте, в классе во время урока. Беседа о формировании культурно-гигиенических навыков в столовой и спальне.

В течение года были проведены индивидуальные беседы с учащимися; такие как: «Кто твой друг, подруга? Какие книги ты любишь читать? Как отдыхаешь во время каникул? Какое добро ты сделал в своей жизни? Как воспитывать себя? «Наш класс», «Кем хочу стать», «О себе», «Моя первая грамота». Такие задушевные беседы помогают учащимся осмыслить такие понятия, как совесть, настроение, честь, ответственность, самостоятельность, собственное достоинство.

Беседы о милосердии, добре помогают воспитывать в каждом готовность помочь кому-то, простить кого-то. Нет на свете высшей ценности, чем взаимопонимание, дружба и любовь между живущими рядом людьми. Вот некоторые ответы на вопрос: Что такое милосердие?

«Когда у человека добрая душа»;

«Когда человек к человеку относится мило»;

«Когда делаешь больше добра, то получишь обратно»;

Говоря о самоподготовке, нужно отметить, что выполнение домашних заданий является наиболее важным моментом в организации режима обучающихся. Обычно во время самоподготовки я стараюсь создать доброжелательные отношения в классе, чтобы тот, кто закончил выполнение задания, не мешал тем, кто еще работает.

Для формирования навыков самоконтроля необходимо приучать обучающихся, прочитывать написанное упражнение, проверять решение задач, примеров, отвечать на контрольные вопросы в конце параграфа по истории, географии. Полезно учить некоторым способам самопроверки: выполнил упражнение — повтори еще раз правило и сравни свои записи с образцом в учебнике; расскажи прочитанное, не заглядывая в учебник, по плану, по опорным словам, используя таблицу; спроси себя, выучил ли ты так, чтобы самому понравилось.

В индивидуальной работе при самоподготовке чрезвычайно важно учитывать индивидуальные особенности детей. Оказывая помощь, поощряю каждого из них даже за малые успехи, стараясь убедить в том, что тебе по силам преодолеть возникающие трудности в обучении и постепенно при настойчивой регулярной работе, ты сможешь учиться не хуже других.

Разучивая роли к спектаклям, обучающиеся тренируют память, внимание, работают над правильностью, чёткостью, эмоциональной окрашенностью речи, расширяется кругозор, развивается пластика движений, подражая характерным особенностям воплощаемого персонажа.

После знакомства со сказкой, необходимо обсудить её, а это значит, что вновь активизируется и память, и внимание, и речь, логическое и образное мышление. Конечно, для спектаклей необходимы костюмы или атрибуты, декорации — в их изготовлении могут участвовать как сами дети, так и их родители, в процессе изготовления необходимых атрибутов у ребенка развивается мелкая моторика, чувство цвета, задействуется ориентация в пространстве, развивается эстетическое восприятие, активно работает творческое воображение. Но самое главное, на мой взгляд, что в процессе постановки спектакля, происходит сплочение самих обучающихся, упрочняются связи родителей и класса, появляется взаимопонимание, а как следствие взаимопомощь между школой и родителями.

Обучающиеся уверены в том, что в любой ситуации воспитатель их выслушает, поймет и поддержит. Каждый ребёнок имеет возможность высказать и отстоять свою точку зрения, не боясь быть непонятым. Дети чувствуют себя уверенно, спокойно и свободно, с уважением и любовью относятся к педагогам и друг к другу, что в целом говорит о создании комфортных психолого — педагогических условий при обучении и воспитании.

Правильно организованная индивидуальная работа оказывает большое положительное влияние на поведение, формирование нравственных качеств личности ребёнка.

Каждый человек — единственный и неповторимый в своей индивидуальности. В процессе обучения и воспитания мы должны учитывать индивидуальность и неповторимость каждого обучающегося.

Человеческое отношение к ребенку — это труд, осознанный, целенаправленный, труд с надеждой на лучшее в себе и в ребенке.

Основой работы по воспитанию и развитию школьника я считаю индивидуальную работу с каждым учеником. Это одна из основных форм педагогической деятельности.

Литература:

  1. Вигман С. Л. Педагогика в вопросах и ответах. — М.: Проспект, 2005.
  2. Воронов В. «Разнообразие форм воспитательной работы»// Классному руководителю”, 2001г -№ 1, с.21–24.
  3. Маленкова Л. И. Педагоги, родители, дети. Методическое пособие для воспитателей, классных руководителей. М.: Академия, 2000.
  4. Титова Е. В. «Если знать, как действовать»: Разговор о методике воспитания: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1999.
Основные термины (генерируются автоматически): воспитательная работа, индивидуальная работа, беседа, ребенок, внешнее выражение, воспитание, индивидуальная форма работы, педагогическая деятельность, средство воспитания, форма работы.


Задать вопрос