Охрана прав потребителей в современном гражданском праве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №49 (339) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 07.12.2020

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Берзина, А. И. Охрана прав потребителей в современном гражданском праве / А. И. Берзина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 180-181. — URL: https://moluch.ru/archive/339/75834/ (дата обращения: 05.03.2021).



Вопрос эффективной реализации права на защиту интересов потребителей в случае причинения им вреда вследствие недостатков (дефектов) товаров, работ, услуг является актуальным на протяжении последних десятилетий. В настоящей статье рассмотрены права потребителей как объект правовой охраны.

Ключевые слова: потребитель, права потребителей, защита прав потребителей, гражданин-потребитель, гражданское право.

В Российской Федерации в период становления рыночной экономики происходят существенные преобразования, затрагивающие разнообразные стороны жизнедеятельности общества. Интересы граждан государства во многом связаны с процессами потребления различных видов товаров, а также использования разнообразных результатов значительного перечня работ. Кроме того, повседневная жизнедеятельность рядового члена общества объективно требует предоставления каждому человеку в Российской Федерации целого ряда услуг, необходимых для удовлетворения социальных запросов [3, с.30].

Защита прав потребителей — одна из центральных проблем современной цивилистики. Практически каждый гражданин — это потребитель товаров, работ или услуг. Как «слабая» сторона в правоотношениях потребитель нуждается в защите своих прав и законных интересов.

В первую очередь следует остановиться на экономическом значении термина «потребитель». Как справедливо замечает О. С. Чурочкина «понятие «потребитель» берет свои истоки из положений экономической теории, которая оперировала им с момента своего появления» [6, с. 22].

В качестве объекта исследования в этой области наук потребитель, как некий субъект потребления, включен в процесс общественного материального воспроизводства рыночной экономики, он существует в определенной экономической ситуации, имеет развитые интеллектуальные способности и обладает в силу этого специфическими формами экономического поведения.

Экономическая теория дает следующее определение потребителя: потребитель — это «лицо, или организация, потребляющие продукты чьего-либо производства, чьей-либо деятельности».

Закон РФ от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей» содержит следующее легально закрепленное понятие: «потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» [1].

Таким образом, потребитель, это, прежде всего, гражданин. Но гражданин только в том случае будет признаваться законом в качестве потребителя, если будет приобретать продукцию (товары, работы, услуги) для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельностью, а для личных бытовых нужд. Так, гражданин-индивидуальный предприниматель не приобретает статуса потребителя в случае совершения им сделок в процессе осуществления им предпринимательской деятельности, но будет признаваться в качестве потребителя если он действует за пределами предпринимательской деятельности, совершая сделку для удовлетворения личных, семейных или домашних нужд. Поэтому в случаях, когда стороной спора является индивидуальный предприниматель, повышенное значение для решения вопроса о квалификации такого лица как потребителя имеет исследование другого потребительского признака — цели заказа, приобретения или использования товара.

Здесь возникает вопрос о том, признается ли потребителем лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность в соответствии с обновленными положениями ст. 2 и ст. 23 Гражданского кодекса РФ [2] без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. К ним относятся, в частности, так называемые «самозанятые граждане». Например, гражданин сдает внаем принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение и стоит на учете в налоговых органах как самозанятый гражданин. При этом он потребляет и оплачивает коммунальные услуги.

Следует ли его в данной ситуации признать потребителем? На наш взгляд, разъяснения по данному вопросу должны быть сделаны на уровне высших судебных органов.

Что же касается высказанных в науке предложений о расширении категории «потребитель» за счет юридических лиц [4, с. 58], отметим, что, хотя подобный опыт и существует в ряде европейских стран, его заимствование представляется преждевременным. В частности, «целесообразность распространения потребительских преференций на юридических лиц вызывает сомнения как таковая, поскольку их отсутствие не лишает организацию возможности обратиться за защитой своих прав в качестве участника гражданско-правовых отношений. При этом любое юридическое лицо в отличие от гражданина является профессиональным участником оборота, а вопрос о сопоставимости его «слабости» в непрофильных сферах со «слабостью» гражданина-потребителя остается открытым» [5, с. 27].

Сделаем вывод о том, что в российском законодательстве определен подобный подход, что представляется оправданным. Однако следует разъяснить возможность или невозможность признания потребителями самозанятых граждан.

Таким образом, правовое положение потребителей в рамках сложившихся торгово-экономических отношений имеет различные грани, и оно отражает многообразие вариантов осуществления прав граждан на приобретение качественных товаров, результатов работ и услуг.

Литература:

  1. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300–1 (ред. от 31.07.2020) // http://www.consultant.ru.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30 ноября 1994 года (с изм. от 12.05.2020) N 51-ФЗ // http://www.consultant.ru.
  3. Голенищева З. Ю. Защита прав потребителей по законодательству Российской Федерации // Актуальные проблемы корпоративного права. Вестник магистратуры Саратов, 2016. С. 29–34.
  4. Ситдикова Л. Б. Гражданско-правовой статус потребителя в сфере оказания информационных услуг // Юридический мир. 2019. № 9. — С. 58–62.
  5. Усачева Е. А. Правовые проблемы квалификации лица в качестве потребителя // Мировой судья. 2016. № 2. — С. 27–31.
  6. Чурочкина О. С. Эволюция развития института защиты прав потребителей в России (исторический и нормативно-правовой аспекты) // Гражданское общество в России и за рубежом. 2019. № 4. — С. 22–26.
  7. Юзефович Ж. Ю. Функции юридической ответственности и формы их реализации по российскому законодательству: диссертация [Текст] / Ж. Ю. Юзефович. — М., 2004. — 172 с.
Основные термины (генерируются автоматически): потребитель, предпринимательская деятельность, гражданин, защита, индивидуальный предприниматель, качество потребителя, лицо, Российская Федерация, рыночная экономика, экономическая теория.


Задать вопрос