Интегрированное планирование цепей поставок на промышленном предприятии в условиях цифровой экономики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №48 (338) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 28.11.2020

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Заболотная, Антонина. Интегрированное планирование цепей поставок на промышленном предприятии в условиях цифровой экономики / Антонина Заболотная. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 509-511. — URL: https://moluch.ru/archive/338/75799/ (дата обращения: 27.02.2021).



В статье рассматриваются вопросы, связанные с изменением логистической сети при переходе к цифровой экономике и, как планировать цепи поставок на промышленном предприятии в условиях цифровой экономики. Промышленные предприятия изменяют свои методы производства запуская новую продукцию и меняя ее характеристику, рынки сбыта и конъюнктуру. И эффективность планирования и исполнения операций логистической сети начинает стремительно падать, так как она не подстроена под все эти изменения. Поэтому классическая модель цепи поставок в скором времени заменит цифровая цепь поставок матричного вида, где каждый элемент в любой момент времени воздействует на всю сеть в целом и изменяет ее.

Ключевые слова: логистика, цепь поставок, промышленность, цифровая экономика, конкуренция.

Условия цифровой экономики затрагивают все сферы деятельности человека и являются глобальным трендом их развития. В эти сферы входят технологии, изменяющие нашу жизнь, и, тотально трансформируют большинство отраслей экономики, в числе первых — управление цепями поставок.

Управление цепями поставок предполагает интегральный подход к бизнесу, который раскрывает основные принципы управления логистической цепи. В их число входят такие принципы, как формирование функциональных стратегий, организационной структуры, методов принятия решений, управление ресурсами, реализация поддерживающих функций, систем и услуг. Процесс управления цепями поставок на промышленном предприятии обеспечивает движение сырья и материалов, а также конечной продукции предприятия, затрагивая между собой системы закупок, производства и продаж.

В наше время происходит Четвертая Промышленная революция, переход от «Индустрии 3.0» к «Индустрии 4.0», глобальное внедрение компьютеризированных систем как в производстве, так и в обслуживании человеческих потребностей. Такая модель учитывает изменения всех физических активов, а также их интеграцию в цифровую экосистему совместно с партнерами, которые участвуют в цепочке формирования стоимости. Результат от реализации концепции данной модели может быть только при хорошо налаженном анализе, процесса получения данных и их обмена. Цифровая трансформация в большинстве заключается в смене процесса мышления и культуры предприятия, в том числе промышленного, нежели в технологическом процессе [4].

Планирование цепей поставок является главной системой любого предприятия. Успешность ее показывают: работоспособность точно в срок без срывов и простоев, сокращение издержек и времени оборачиваемости единицы продукции внутри системы. И достижение улучшения таких показателей во многом зависит от изменения логистической деятельности предприятий. Необходимо проводить полный анализ для нахождения основных направлений, таких как: месторасположение производства и количество производственных мощностей, а также месторасположение платформ и складов, между которыми возникают физические потоки между участниками в цепи поставок, для оптимального распределения готовой продукции для дальнейшей поставки до потребителя. Это требуется делать до планирования и до начала исполнения самой операции, но периодически и регулярно обновлять [1, с. 48].

Со временем промышленные предприятия изменяют свои методы производства запуская новую продукцию и меняя ее характеристику, рынки сбыта и конъюнктуру. И эффективность планирования и исполнения операций логистической сети начинает стремительно падать, так как она не подстроена под все эти изменения, но тем не менее, такая система продолжает работать. Люди, находящиеся в этой системе медленно и, без должного внимания реагируют на изменения и современные методы исполнения операций при решении существенных транспортных задач. Любая выгода от успешной транспортировки «здесь и сейчас» гораздо хуже устаревшей модели логистической сети, от которой предприятие несет потенциальные убытки. В эпоху цифровой экономики ситуация становится очень напряженной за счет колоссальных изменений правил игры. Предприятия, для подержания конкурентоспособности, будут переходить на производство уникального товара для определенного потребителя, как в отраслях тяжелого машиностроения и поставок сырья, так и в товарах народного потребления.

Отвечая на регулярно изменяющиеся условия поставок, классическую модель цепи поставок в скором времени заменит цифровая цепь поставок матричного вида, где каждый элемент в любой момент времени воздействует на всю сеть в целом и изменяет ее (рис. 1).

Трансформация классической цепи поставок в цифровую [3, с. 2]

Рис. 1. Трансформация классической цепи поставок в цифровую [3, с. 2]

В то время как традиционная цепочка поставок напоминает относительно негибкий линейный путь, по которому информация перемещается вместе с сырой продукцией и готовой продукцией от одного конца производственной системы к другому, Digital Supply Networks (DSN — цифровая цепь поставок) представляет собой гибкую взаимосвязанную матрицу, которая позволяет данным и информации перемещаться без линейно, чтобы максимизировать эффективность для удовлетворения меняющихся требований потребителей и рынка. Например, аналитические данные, которые генерируются ежемесячно или как часть автономного проекта, могут быть мгновенно завершены в DSN, тем самым устраняя задержку связи между элементами цепочки поставок и время реакции, необходимое для оптимизации или оптимизации производственного процесса. «Хотя многие компании осведомлены о преимуществах, которые могут предложить DSN, большинство по-прежнему не спешат в полной мере принять этот все более важный цифровой сдвиг [3, с. 3]. В наше время логистическая деятельность любого предприятия считается частью его ценностного предложения, нежели сопутствующей. Следовательно, за счет постоянной трансформации, модель логистической сети вынуждена чаще изменяться. Использование классической цепи поставок тормозит развитие, так как не успевает за изменениями, она направлена исключительно на планирование и исполнение операций. Большинство функций логистической деятельности автоматизированы за счет цифровых интеграций, то есть «клиент-подрядчик», так же цифрового документооборота, архива событий и документов. Люди уже не способны конкурировать с техникой в области анализа данных и предиктивного расчета рисков [2]. Сфера, где в наше время пока не обойтись без стратегического мышления человека и его интуиции — это постоянный реинжиниринг логистический цепей. Человеческое мышление наделено новыми инструментами анализа больших данных и системой искусственного интеллекта. Цифровизация в этом процессе необходима на этапе разработки и реализации логистической стратегии: сбора данных, их анализа, анализа потребностей заказчика, разработки логистических моделей, моделирования изменений внешней среды, тестирования логистических моделей на чувствительность к изменениям. Человек здесь продолжит играть ключевую роль, но уже не как исполнитель, а как дизайнер и инженер. Изменения логистики или, по-другому, сферы планирования и управления цепями поставок является неотъемлемой частью процесса трансформации цифровой экономики во всем мире. При этом даже самые современные технологии по поставке товаров — такие как, дроны, роботы, самоуправляемые грузовики и другие, являются лишь инструментами в этом процессе. Изменения в сфере логистической деятельности связаны не столько с техническими способами исполнения заказов, а больше с трансформацией процесса принятия решений и скоростью адаптации к различным изменениям общей стратегии предприятия и изменениям внешней среды.

Литература:

  1. Лебедев, Е. А. Основы логистики транспортного производства и его цифровой трансформации: учебное пособие / Е. А. Лебедев, Л. Б. Миротин. — М.: Инфра-Инженерия, 2019. — 212 c
  2. Афанасенко, И. Д. Цифровая логистика: учебник / И. Д. Афанасенко, В. В. Борисова. — СПб.: Издательство «Питер», 2019. — 272 с
  3. Deliotte insights — Цифровое будущее, преимущества цифровых сетей поставок. Электрон. данные. URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/insights/us/articles/4181_embracing-a-digital-future/embracing-a-digital-future.pdf (дата обращения: 23.11.2020 г.)
  4. «Индустрия 4.0» создание цифрового предприятия. Электрон. данные. URL: https://www.pwc.ru/ru/technology/assets/global_industry-2016_rus.pdf (дата обращения: 25.11.2020 г.)
Основные термины (генерируются автоматически): DSN, цепь поставок, цифровая экономика, логистическая сеть, изменение, исполнение операций, управление цепями, цифровая цепь поставок, внешняя среда, готовая продукция.


Задать вопрос