Основные методы диагностики аутизма у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №48 (338) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 30.11.2020

Статья просмотрена: 1923 раза

Библиографическое описание:

Кошлякова, Е. В. Основные методы диагностики аутизма у детей дошкольного возраста / Е. В. Кошлякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 120-122. — URL: https://moluch.ru/archive/338/75766/ (дата обращения: 17.12.2024).



Основными методами диагностики аутизма у детей дошкольного возраста являются наблюдение (при необходимости — динамическое наблюдение) и беседа с родителями. Наиболее эффективно для определения состояния ребенка совместить несколько методов: беседу, анкетирование, наблюдение. Вначале следует провести беседу с родителями, дать заполнить им анкеты, чтобы иметь представление о нарушениях в развитии у ребенка и использовать полученные данные при организации непосредственного наблюдения за ребенком.

В процедуре обследования выделяют три этапа:

1) сбор психологического анамнеза;

2) определение уровня нарушений эмоционально-волевой сферы;

3) изучение особенностей познавательной сферы.

Аутичные дети первых двух групп (по классификации О. С. Никольской [1, 2]) могут быть диагностированы только в ходе динамического наблюдения, на первых двух этапах можно определить только тип аутистического дизонтогенеза. Дети третьей группы могут быть обследованы сразу при условии возникновения особой расположенности к специалисту. Изучение детей четвертой группы может включать сразу три этапа.

При первичном проведении диагностики проводится беседа, анкетирование и прохождение родителями специализированных тестов. На ряду с беседой и анкетированием собирается психологический и медицинский анамнез ребенка, которые включают сведения об условиях протекания беременности и родов, раннем моторном и психоэмоциональном развитии ребенка, об особенностях протекания периода раннего детства, об имеющихся диагнозах невролога и психиатра.

При проведении диагностической беседы с родителями полезно опираться на анкету, разработанную в лаборатории методов коррекционного обучения детей с эмоциональными нарушениями Института коррекционной педагогики Российской Академии образования [3]. Такую анкету родители могут заполнить дома и принести уже готовые результаты на консультацию, в ходе которой специалисты могут задать уточняющие вопросы. В работе возможно использование продуктов деятельности ребенка — рисунков, поделок, если таковые имеются.

При диагностике детей дошкольного возраста использование скринингового теста M-CHAT-R неактуально, но если родители обращались к нему в раннем возрасте ребенка и имеют на руках результаты тестирования, то можно учесть их в дальнейшей работе как сведения о развитии ребенка в раннем возрасте. Данный тест состоит из 20 вопросов, на которые нужно ответить родителям, и позволяет определить возможный риск аутизма у ребенка в возрасте 16–30 месяцев. Обычно ответы на вопросы теста занимают несколько минут.

Шкала C. A. R.S. (Childhood Autism Rating Scale) — рейтинговая шкала, базирующаяся на клинических наблюдениях за поведением ребенка. Шкала C. A. R.S требует минимального обучения для работы с ней и может использоваться в качестве скрининговой для первичной оценки состояния ребенка от двух до четырех лет. Вопросы разделены на пятнадцать групп. К каждому из них дается четыре варианта ответа с разным количеством баллов, позволяющих полнее выявить картину отклонения. Если возможно, в тестировании должно принять участие все близкое окружение ребенка. В таком случае за окончательный результат принимается среднее арифметическое всех проведенных тестов.

SCQ (Социально-Коммуникативный Опросник) — это скрининговая методика, помогающая выявить симптомы, связанные с расстройством аутистического спектра. Анкета должна быть заполнена родителем или опекуном, и может быть использована по отношению к любому человеку в возрасте старше четырех лет, при условии, что умственный возраст составляет более 2 лет. Использовать в работе SCQ может специалист, прошедший специальную подготовку.

SCQ состоит из 40 вопросов в формате да/нет. Благодаря скорости и простоте использования SCQ является эффективным инструментом для оперативного скрининга расстройств аутистического спектра.

SCQ включает два бланка. Бланк SCQ «В течение жизни» заполняется с учетом всей истории развития ребенка, и его использование дает результаты, которые могут быть основанием для направления на более подробное обследование. Бланк SCQ «В настоящее время» заполняется относительно поведения ребенка в течении последних трех месяцев, и полученные результаты позволяют понять его повседневный жизненный опыт, оценить ход лечения и составить план обучения.

ADOS (Autism Diagnostic Observation Schedule) — это диагностирующее наблюдение для оценки коммуникации, социальной интеракции, игр и воображения. Методику ADOS применяют для людей всех возрастных групп, уровней развития и речевых навыков. ADOS основан на стандартных видах действий, которые позволяют наблюдать за поведенческими признаками, определяющими аутизм, на разных уровнях развития и на разных возрастных порогах. В процессе наблюдения используются заранее подготовленные социальные ситуации, в которых может проявиться характерная аутистическая симптоматика.

В зависимости от уровня речевого развития и возраста, для обследования каждого ребенка применяется один из четырех модулей ADOS. Первый модуль применяется для тех детей, которые используют отдельные слова или вообще не разговаривают. Второй модуль предназначен для тех, кто не говорит свободно, а использует, только выражения максимум из трех слов. Третий модуль применим к детям, которые бегло говорят. Четвертый модуль предназначен для подростков и взрослых, свободно владеющих речью.

Диагностическая процедура длится сорок пять минут. Во время диагностики специалист предлагает ребенку стандартные стимулы, побуждающие его к общению и социальному взаимодействию. В результате ребенок получает широкую возможность проявить себя в разных условиях, на основании чего можно определить особенности его развития. Итоговые оценки выставляются сразу после окончания обследования. Для исключения ошибки возможно проведение видеонаблюдения с согласия родителей или законных представителей ребенка. Все результаты фиксируются в протоколе.

Методика ADI-R (Autism Diagnostic Interview Revised) представляет собой интервью для диагностики аутизма. Это опросник, ответы на который дают всю информацию, необходимую для обнаружения характерных для аутизма черт развития. Для проведения процедуры нужен опытный психолог и представитель пациента (родители, опекун, воспитатель), которому хорошо известна история развития и поведение испытуемого. Ограничением проведения интервью является уровень умственного развития испытуемого — не меньше двух лет.

Второй и третий этапы обследования — определение уровня нарушений эмоционально-волевой сферы и изучение особенностей познавательной сферы реализуются в ходе наблюдения за ребенком, при необходимости динамического. Определение уровня аутистического дизонтогенеза (уровня нарушений эмоционально-волевой сферы) осуществляется с помощью наблюдения за поведением и спонтанной деятельностью ребенка. Дальнейшее изучение строится в ходе взаимодействия с ребенком в зависимости от демонстрируемых им возможностей. Изучение особенностей познавательной сферы аутичных детей дошкольного возраста направлено на выявление уровня их знаний и навыков и определение программ обучения в дошкольных общеобразовательных учреждениях, соответствующих их возможностям.

Таким образом, основными методами диагностики аутизма являются наблюдение (при необходимости динамическое), анкетирование и беседа с родителями. При диагностике детей дошкольного возраста необходимо учитывать развитие ребенка в раннем возрасте. Для диагностики аутизма у детей дошкольного возраста эффективно применение рейтинговой шкалы аутизма C. A. R.S., социально-коммуникативного опросника SCQ, методик ADOS и ADI-R. Однако, установление окончательного клинического диагноза является компетенцией врача-психиатра.

Литература:

  1. Никольская, О. С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. — 11. — Москва: Теревинф, 2017. — 288 c. — Текст: непосредственный.
  2. Никольская, О. С. Психологическая классификация детского аутизма / О. С. Никольская. — Текст: электронный // Альманах Института коррекционной педагогики: [сайт]. — URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-18/psihologicheskaja-klassifikacija-detskogo-autizma (дата обращения: 26.11.2020).
  3. Вишневская, А. А. Особенности процедуры психологической диагностики детей с предполагаемым диагнозом «детский аутизм» / А. А. Вишневская. — Текст: электронный // Альманах Института коррекционной педагогики: [сайт]. — URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-9/knizhnoe-prilozhenie/osobennosti-proczeduryi-psixologicheskoj-diagnostiki-detej-s-predpolagaemyim-diagnozom-detskij-autizm (дата обращения: 26.11.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): SCQ, ADOS, дошкольный возраст, ADI-R, ребенок, изучение особенностей, познавательная сфера, родитель, уровень нарушений, эмоционально-волевая сфера.


Похожие статьи

Методы формирования социальных эмоций у детей младшего дошкольного возраста

Основные педагогические аспекты работы учителя-дефектолога с детьми с расстройствами аутистического спектра

Комплексный подход в развитии самостоятельности у детей дошкольного возраста

Теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Современные подходы в коррекции и развитии коммуникативной сферы у детей старшего дошкольного возраста

Мандалотерапия в работе с детьми дошкольного возраста

Важность логоритмики для детей дошкольного возраста

Роль нейропсихологического подхода в профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста

Развитие математических представлений у детей младшего дошкольного возраста с помощью системы дидактических игр

Психологическая коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста средствами песочной терапии

Похожие статьи

Методы формирования социальных эмоций у детей младшего дошкольного возраста

Основные педагогические аспекты работы учителя-дефектолога с детьми с расстройствами аутистического спектра

Комплексный подход в развитии самостоятельности у детей дошкольного возраста

Теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Современные подходы в коррекции и развитии коммуникативной сферы у детей старшего дошкольного возраста

Мандалотерапия в работе с детьми дошкольного возраста

Важность логоритмики для детей дошкольного возраста

Роль нейропсихологического подхода в профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста

Развитие математических представлений у детей младшего дошкольного возраста с помощью системы дидактических игр

Психологическая коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста средствами песочной терапии

Задать вопрос