Антимонопольная политика современной России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №48 (338) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 29.11.2020

Статья просмотрена: 166 раз

Библиографическое описание:

Власова, Е. Л. Антимонопольная политика современной России / Е. Л. Власова, В. В. Андропов, А. С. Торосян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 205-208. — URL: https://moluch.ru/archive/338/75755/ (дата обращения: 28.02.2021).



В данной статье рассмотрена антимонопольная политика современной России. Проанализированы проблемы в сфере антимонопольного регулирования в РФ и пути их решения, рассмотрены основные направления и цели деятельности Федеральной антимонопольной службы РФ.

Ключевые слова: антимонопольная политика, рыночная экономика, товар, Федеральная антимонопольная служба РФ, конкуренция, антимонопольное законодательство, экономическое развитие.

This article examines the Antimonopoly policy of modern Russia. The problems in the field of Antimonopoly regulation in the Russian Federation and ways to solve them are analyzed, the main directions and goals of the Federal Antimonopoly service of the Russian Federation are considered.

Keywords: antimonopoly policy, market economy, product, Federal Antimonopoly service of the Russian Federation, competition, Antimonopoly legislation, economic development.

В настоящее время антимонопольный контроль необходим для создания условий здоровой конкуренции, свободного предпринимательства, которые являются важнейшими факторами развития не только экономики, но и страны в целом, так как антимонопольный контроль является основой финансовой устойчивости, поэтому без эффективной антимонопольной политики создание таких условий невозможно. [1]

Россия находится на кануне нового этапа видоизменений. Многообразные перемены, которые происходят в экономике, активное развитие технологических процессов, возникновение различных новых видов деятельности в сфере экономики, требуют осмысления и выявления наиболее эффективных форм и методов государственного регулирования. Для российской экономики политика содействия конкуренции и антимонопольное регулирование экономических процессов являются очень важной. Механизмы регулирования конкурентных отношений постепенно входят в число приоритетных направлений экономических реформ. [2]

В последние годы российская экономика столкнулась с глобальными экономическими проблемами:

1) стремительные сдвиги в структуре экономики, их существование влияет на все процессы, в том числе политические и социальные;

2) значительность изменений проявляется в том, что происходит крупнейший технологический переход за всю историю, в процессе которого богатство природных ресурсов и общедоступность труда перестают быть ключевыми факторами роста;

3) одним из главных факторов мирового экономического роста на современном этапе являются цифровые преобразования, то есть цифровые технологии, и усиливающаяся роль инноваций изменяют экономическую картину мира. В результате стираются географические границы товарных рынков, разрушаются ранее сформировавшиеся экономические связи и создаются новые структурные информационно-технологические связи, обладающие глобальным многосторонним характером, в том числе влияют на смежные отрасли в сфере хозяйствования;

4) активные преобразования в сфере цифровых технологий представляют угрозу для задействованных в процессе участников, что проявляется в появлении товаров, которые ранее не существовали, потребители до этого не могли применить эти продукты, из-за этого обращение до недавнего времени не подлежало контролю со стороны государства; [3]

5) Изменение рыночной экономики повлекла изменения и внесение новых аспектов в теоретическое содержание обеспечения конкуренции и свободного предпринимательства, основы которых были положены принятием Конституции РФ 1993 года, в соответствии с которыми гарантировано единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, запрещена экономическая деятельность, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию; [4]

6) взаимозависимый и многообразный характер изменений требует формирования и реализации метода в решении сложных вопросов в сфере экономики. Необходимо обеспечить жизненно важные интересы общества, сбалансировать состояние экономики и социально-экономического развития:

7) Не все субъекты рынка используют честные методы ведения бизнеса.

Современная государственная политика в сфере развития конкуренции и ограничения монопольного положения экономических участников на рынке органы регулирования монополий применяет следующие методы для регулирования их деятельности: [5]

  1. Регулирование цен, которое осуществляется посредством установления тарифов или их предельного уровня;
  2. Определение потребителей, которые подлежат обязательному обслуживанию, а в случае невозможности удовлетворения потребностей в товаре, который реализуется субъектами монополий в полном объеме необходимо установление минимального уровня их обеспечения.
  3. Должны быть учтены защита прав и законных интересов граждан.
  4. Обеспечена безопасность государства.
  5. Соблюдены меры по охране природы и культурных ценностей. [6]

Основным нормативным актом в сфере антимонопольного законодательства в РФ является Федеральный закон № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции», в соответствии с которым конкуренция определяется как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого их них в одностороннем порядке взаимодействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. [7]

Указом Президента РФ активное содействие развитию конкуренции в Российской Федерации определяется как приоритетное направление деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, Центрального банка РФ, федеральных органов исполнительной власти, законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ, в том числе органов местного самоуправления. [8]

В России на современном этапе миссию по антимонопольному регулированию осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС РФ). Основными направлениями ее деятельность является:

  1. Контроль за деятельностью субъектом экономических отношений для того, чтобы избежать действий по ограничению конкуренции на рынке, чтобы их положение использовалось для повышения количества продукции.
  2. Ограничение конкуренции, возникающей в результате незаконных действий хозяйствующих субъектов с целью получения более выгодного положения.
  3. Проведение в жизнь мероприятий по контролю за деятельностью хозяйствующих субъектов, которые занимают большую часть рынка, по понижению качества товаров за счет использования несовершенных и не соответствующих современному уровню развития науки технологий.

Данные направления деятельности Федеральной антимонопольной службы основаны на ряде проблем:

– действия со стороны органов власти по ограничению конкуренции на рынке;

– несовершенство инфраструктуры, которая требуется для наиболее эффективной деятельности субъектов экономических отношений;

– действия со стороны предприятий по ограничению конкуренции, в том числе создание препятствий для входа на рынки данных предприятий;

– препятствия, которые возникают в результате неблагоприятных политических и экономических условий.

Для устранения вышеперечисленных проблем и осуществления эффективной деятельности по борьбе с монополизацией рынков, ФАС РФ разработала и утвердила «План деятельности Федеральной антимонопольной службы РФ на 2019–2024 годы». В соответствии с ним поставлено восемь основных целей, которые заключаются в:

1) защите и развитии конкуренции на товарных рынках;

2) улучшении тарифного регулирования, которое предполагает уделение еще большего внимания интересам потребителей и улучшение инфраструктуры;

3) меры по повышению эффективности контроля в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, совершенствование нормативной базы для реализации контроля;

4) для того, чтобы повысить эффективность исполнения и размещения государственного оборонного заказа необходимо улучшение порядка определения поставщиков по этому заказу, совершенствование правового регулирования в этой сфере, создание и введение в использование специализированной системы для того, чтобы получать информацию о ценах на одного рода товары;

5) повышение результативности в проведении торгов, улучшение порядка их осуществления;

6) оптимизация контроля за вкладами в хозяйственные общества, которые имеют стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства означает повышение контроля за иностранными вкладами;

7) развитие международной интеграции, обращается внимание на международные документы о сотрудничестве в сфере конкуренции;

8) улучшение взаимодействия антимонопольных органов с институтами гражданского общества означает повышение эффективности данного взаимодействия между ними. [9]

Достижение поставленных целей к 2024 году позволит России усовершенствовать методы и способы борьбы с монополизацией рынка и создать необходимые условия для существования здоровой конкуренции между предприятиями какой-либо одной сферы или в одной области. При помощи вышеуказанных мер большинство предприятий получат возможность входа на рынки, повышать свою конкурентоспособность за счет постоянного взаимодействия с другими предприятиями и необходимости конкурировать с ними, в том числе наращивать возможности для выхода на мировой рынок. [10]

Также для еще более эффективной реализации Федеральной антимонопольной службой своих функций и полномочий были разработаны документы, в которых определяются основные направления деятельности службы: Политика в сфере управления качеством государственных функций и услуг, в том числе Кадровая Политика.

На сегодняшний день деятельность ФАС РФ, в первую очередь, будет сосредоточена на «тонкой настройке» тарифного регулирования. Данная задача является важнейшей и должна решаться совместно с курирующими вице-премьерами и губернаторами, необходимо серьезно работать над ростом ВВП страны. Как тарифному регулятору Федеральной антимонопольной службе необходимо найти баланс в тарифной политике, чтобы не мешать восстановлению экономического роста, но и обеспечить достаточный уровень тарифной прибыли государственных монополий, чтобы обеспечить возможности их участия в реализации президентских национальных целей и проектов. В субъектах РФ необходимо регулирование тарифов ЖКХ и увеличение роли глав регионов в «приземлении» национальных целей и проектов, так как поручения Президента РФ по итогам последнего Государственного Совета прямо фиксируют возложение на региональные власти ответственности за их исполнение в обмен на рост политического веса и смягчение бюджетных и регуляторных требований.

Так как согласование с монополиями роста тарифов существенно ниже тарифного предела, а по ряду позиций снижение тарифов дают Правительству РФ некоторые основания рассчитывать на эффективную балансировку интересов участников, регулируемых отраслей и потребителей на федеральном уровне. [11]

Для того, чтобы противостоять глобальным экономическим проблемам, а также с целью достижения национальных целей и задач развития РФ является необходимым создание комплекса масштабных мероприятий по содействию развитию конкуренции, в том числе консолидация усилий по выполнению задач органов всех ветвей власти и всех институтов гражданского общества.

Таким образом, в 2019 году в РФ была сформирована современная правовая и организационная основа защиты конкуренции, которая заключается в следующем:

– правовые институты защиты конкуренции соответствуют лучшим практикам антимонопольных органов мира, кроме этого, учитывается специфика формирования внутренних экономических отношений;

– создан действующий организационный механизм защиты конкуренции путем взаимодействия антимонопольных органов, судов, объединений предпринимателей, сообществ профессиональных юристов и экономистов, который позволяет вырабатывать стандарты и практические требования антимонопольной политики в отношении важнейших товарных рынков РФ.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что для успешного функционирования всей системы необходима конкуренция, а в России одним из способов обеспечения конкуренции является эффективная антимонопольная политика. Поэтому необходимо разрабатывать, создавать и реализовывать комплекс мер, которые обусловлены единством плюсов и минусов монополистической организации рынка, с учетом актуальных проблем общества и ее потребностей, а также есть потребность в постоянном присутствии государства и осуществлении контроля за деятельностью предприятий в условиях рыночной экономики для недопущения монополизации рынка современной российской экономики. Что касается совершенствования антимонопольного регулирования, то требуется дальнейшее развитие нормативной базы в сфере государственной антимонопольной политики современной России.

Литература:

  1. Почекутова Е. Н. Инструменты государственной антимонопольной политики России на современном этапе // Актуальные проблемы российского права и законодательства. — 2019. — с. 89.
  2. Таказина Е. С., Ларионова В. К. Антимонопольная политика России на современном этапе // современная антимонопольная политика россии: правоприменительная практика в брянской области. — 2019. — с. 199–200.
  3. Титова О. В., Тонких В. В. Антимонопольная политика в России на современном этапе // Заметки ученого. — 2020. — № 1. — с. 165.
  4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
  5. Шаповал В. Н. Особенности антимонопольного контроля в Российской Федерации // Инновации в науке. — 2018. — № 5. — с. 89–90.
  6. Федеральныйзакон от 17.08.1995 № 279 (ред. от 27.07.2017) «О естественных монополиях» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
  7. Федеральный закон (ред. от 24.04.2020) «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
  8. Указ Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
  9. «План деятельности Федеральной антимонопольной службы на 2019–2024 годы» (утв. ФАС России) от 07.02. 2019 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
  10. Протокол Президиума ФАС России «Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период до 2030 года» от 03.06.2019 № 6. — Раздел I. [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
  11. Газета «Коммерсантъ». — № 207 от 12.11.2020 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
Основные термины (генерируются автоматически): Федеральная антимонопольная служба, РФ, антимонопольное регулирование, ограничение конкуренции, Россия, антимонопольная политика, развитие конкуренции, рыночная экономика, том, ФАС РФ.


Задать вопрос