Маркетинговая деятельность компаний в сфере экологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №48 (338) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 27.11.2020

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Епифанов, В. В. Маркетинговая деятельность компаний в сфере экологии / В. В. Епифанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 583-585. — URL: https://moluch.ru/archive/338/75752/ (дата обращения: 27.02.2021).



В статье представлен обзор текущей экологической ситуации на планете и способов ее решения. Рассмотрена роль бизнеса в этом процессе, его мотивация. Дана краткая рекомендация для бизнеса с учетом динамики развития экологической ситуации.

Ключевые слова: экологический маркетинг, экологические проблемы, бизнес, эко-продукты, зеленые технологии.

Коль скоро человечество оказалось на вершине пищевой цепочки, скорость его расселения и размножения резко возросла. Так, в 8000 году до н. э. численность нашей популяции составляла 5 000 000 человек, в 1000 году н. э. уже 400 000 000, а к нашему 2020 году — 7 848 550 000 [1]. По прогнозам, к 2100 году население Земли составит 8 800 000 000 человек [2].

Рост численности населения Земли

Рис. 1. Рост численности населения Земли

С ростом населения возросли и потребности человечества в пище, воде, материалах, одежде, топливе и прочем. Выросло также и количество отходов, генерируемых человечеством, часть из которых либо не разлагается вообще, либо требует на это более 1000 лет.

Благодаря развитию технологий, человечество получило возможность быстро и в больших количествах получать необходимые ресурсы, производить из них предметы народного потребления. Появление фабрик и заводов позволило производить достаточное количество товаров для выживания каждого человека и даже больше. Началось перепроизводство и сформировалось «общество потребления» [3, с.592]

Темпы потребления природных ресурсов Земли сегодня столь высоки, что до полного исчерпания большинства из них нам осталось менее 100 лет: нефть — 50 лет, природный газ — 53 года, железо — 57 лет, уголь — 233 года, уран — 80 лет. [4] Объему добычи ресурсов и производства соответствует и объем загрязнения окружающей среды. Ежегодно цивилизация выбрасывает в атмосферу 250 млн. тонн СО2, продукты сгорания 700 млн. тонн топлива, 20,5 млн. тонн азотистых соединений. В мировой океан попадает до 35 млн. тонн нефти, 13 млн. тонн пластика в год. Человечество генерирует более 3,5 млн. тонн бытовых отходов в год.

Распределение источников загрязнения Земли

Рис. 2. Распределение источников загрязнения Земли

Ухудшение качества воздуха и воды становится причиной массового распространения легочных, онкологических, аллергических и генетических заболеваний.

Кто занимается решением экологических проблем?

Экологическая ситуация в настоящий момент близка к критическому состоянию. Только комплексный подход способен принести реальные изменения. [5, с.320]

Сегодня борьба с экологическими проблемами происходит на всех уровнях общества.

Таблица 1

Уровни борьбы с экологическими проблемами

Государство

Ограничение добычи полезных ископаемых, контроль их распределения. Ограничение токсичных выбросов и утилизации для производства. Ограничение токсичности продуктов для массового потребления. Борьба с последствиями. Пропаганда и просвещение по государственным каналам, создание добровольческих групп.

Бизнес

Инвестиции в «зеленые» технологии, организация благотворительных фондов, выбор поставщиков, эко-стандарты для собственных офисов и производства, трансляция философии бережного отношения к природе через корпоративные странички в социальных сетях, youtube.

Человек

Внедрение правил бережного отношения к природе в личную жизнь, отказ от чрезмерного потребления, выбор в пользу «зеленых» производителей и товаров, агитация среди знакомых и в личном блоге, организация и участие в различных «субботниках»

Зачем бизнесу заботится об экологии?

Многие коммерческие организации, особенно лидеры своей отрасли, активно внедряют экологичные технологии, запускают акции по сбору отработанных товаров для переработки и реорганизуют жизнь своих офисов в угоду минимизации производства токсичных отходов. Среди таких организаций: Apple, Starbucks, IKEA, Nike. Для такой деятельности есть несколько причин.

Таблица 2

Причины заботы бизнеса об экологии

Закон

Большинство государств так или иначе ограничивают бизнес в загрязнении окружающей среды

Желание владельцев

Жизненная позиция, философия владельцев бизнеса или инвесторов может быть причиной активной деятельности без коммерческого подтекста

Выгода

Забота об экологии сегодня один из главных трендов. Инвестируя в эту сферу, бизнес выигрывает на добавленной стоимости продукции и увеличении целевой аудитории.

В настоящее время до 80 % потребителей в той или иной степени отдают предпочтение продукции, произведенной с использованием эко-технологий. Удовлетворение потребностей этих потребителей называется «экологическим маркетингом». Чтобы встать на путь заботы об окружающей среде, компании необходимо инвестировать нужную сумму в модернизацию производственных процессов, проверить своих поставщиков, провести ребрендинг и запустить рекламную компанию. Результатом таких вложений является возможность повышение прибавочной стоимости продуктов с приставкой «эко», формирование вокруг компании сообщества клиентов, разделяющих «зеленую» философию, получение разнообразных бонусов от государства. [6, с.192]

Методы реализации стратегии экологического маркетинга

  1. Разработка или покупка, внедрение технологий, менее вредных для окружающей среды, для работников, генерирующих меньшее количество отходов;
  2. Выбор поставщиков, использующих экологичные технологии добычи ресурсов, наносящие минимальный вред окружающей среде. Использование переработанных материалов;
  3. Оптимизация логистических процессов. Примером может служить Apple с их уменьшением объема коробок для новой серии смартфонов;
  4. Создание внутренней среды компании, ориентированной на бережное отношение к планете, подбор разделяющих «зеленое» мировоззрение сотрудников.
  5. Лоббирование законодательных норм, защищающих окружающую среду, повышение стандартов экологичности производства;
  6. Ребрендинг, экологический PR, «прозрачность» компании, создание положительного, прогрессивного имиджа, формирование лояльного сообщества постоянных покупателей, солидарных с «зеленой» философией компании;
  7. Поддержка благотворительных фондов поддержки живой природы, запуск собственных проектов, популяризирующих бережное отношение к миру.

Заключение

Исходя из динамики ухудшения общей экологической ситуации на планете, а также общего доступа к информации посредством сети Интернет, запрос потребителя на эко-продукцию будет только расти. Причем не только в среднем и премиальном сегменте, но и в экономе. Чтобы не отстать от рынка, организациям необходимо внедрять «зеленые» технологии в производство, добавлять эко-товары в свой ассортимент с готовностью увеличить их долю в общей массе и работать над имиджем бренда, добавляя в коммуникацию с потребителем смысл заботы об окружающем мире.

Литература:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Население_Земли
  2. М. А. Макарычев. Эксперты: В 2100 году на Земле будут проживать 8,8 миллиарда человек. Интернет-портал «Российской газеты» (15.07.2020).
  3. А. В. Сорокин. Теория общественного богатства. Основания микро- и макроэкономики. — М.: Экономика, 2009.
  4. https://www.overshootday.org/
  5. Т. А. Хван, М. В. Шинкина. Экология. Основы рационального природопользования. — М.: Юрайт, 2012.
  6. А. М. Матягина, Е. В. Смирнова. Экологически ответственный бизнес. — М.: Форум, 2012.
Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, бережное отношение, IKEA, бизнес, выбор поставщиков, экологическая ситуация, экологический маркетинг.


Ключевые слова

экологические проблемы, бизнес, зелёные технологии, экологический маркетинг, эко-продукты
Задать вопрос