Государственное управление социальной сферой: состояние и перспективы развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №48 (338) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 26.11.2020

Статья просмотрена: 92 раза

Библиографическое описание:

Дуденцова, Ю. С. Государственное управление социальной сферой: состояние и перспективы развития / Ю. С. Дуденцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 500-502. — URL: https://moluch.ru/archive/338/75737/ (дата обращения: 27.02.2021).



В данной статье рассматриваются основные задачи, функции и методы социальной политики государства. Также были проанализированы факторы социально-экономического развития нашей страны и даны рекомендации для перспективы ее развития.

Ключевые слова: социальная политика, социальная сфера, население, достойная жизнь, социальная справедливость.

В соответствии с Конституцией РФ, Российская Федерация является социальным государством. В связи с этим, его политика направлена на создание условий, способных обеспечить достойную жизнь и развитие населения [1].

Основными критериями, которые позволяют оценить степень социальности государства, выступают:

— соблюдение прав и свобод человека, обеспечение стандартов достойной жизни для граждан;

— гарантия поддержки наиболее уязвимых групп населения;

— гарантия проведения государственной социальной политики, ориентированной на человека, а также создание благоприятных условий для реального участия граждан в принятии решений относительно управленческих вопросов на всех уровнях власти;

— соблюдение прав и гарантий в отношении духовного, культурного и нравственного развития граждан.

Социальный сектор играет важную роль в обеспечении жизнедеятельности общества, а также в создании необходимых условий для его развития. Данная отрасль является одной из наиболее многогранных и динамичных областей, поскольку включает в себя множество сфер, социальные системы и подсистемы различных уровней, взаимоотношения между социальными слоями и группами. Все эти аспекты позволяют сделать вывод, что социальная сфера выступает одним из наиболее сложных объектов государственного управления. На основе вышесказанного были сформированы основные задачи социальной политики государства:

— гармонизация общественных отношений;

— создание и поддержание условий, необходимых для повышения материального благосостояния граждан для достижения нормального уровня жизни;

— обеспечение социальной защиты всех граждан, а также их социально-экономических прав.

Среди функций, которые выполняет социальная политика, необходимо отметить следующие [2, стр. 7]:

— стабилизирующая функция (предназначена для поддержания устойчивого состояния социальных отношений и положения у всех групп населения);

— стимулирующая функция (направлена на повышение и долгосрочную поддержку экономической и социальной активности населения);

— гарантирующая функция (устанавливается минимальный размер материальных благ, необходимый населению, для осуществления нормальной жизнедеятельности);

— защитная функция (оказание помощи уязвимым социальным группам).

Социальная политика осуществляется в соответствии с определёнными принципами. Например, социального равенства (равенство всех участников общества перед законом, а также равенство людей в национальных и религиозных аспектах).

Принцип социальной солидарности заключается в том, что предоставляется поддержка всем гражданам страны (на основе общности основных жизненных интересов и целей населения).

При осуществлении социальной политики государство в первую очередь ориентируется на принцип социальной справедливости. Трактовка данного принципа заключается в том, что необходимо предоставить рабочие места каждому трудоспособному участнику общества, а также гарантировать получение достойной заработной платы. К данному принципу относятся также такие критерии, как социальное обеспечение для инвалидов, детей, оставшихся без родителей; возможность получения доступного образования квалифицированной медицинской помощи; доступность спорта и культуры для населения.

Реализация перечисленных выше направлений на практике выступает фактической оценкой состояния экономики страны. Таким образом, показатели социальной политики, которые подвергаются оценке, значительно отличаются в зависимости от того, какое государство подвергается анализу.

Достижение социальной справедливости возможно только в тех странах, где присутствует достаточно высокий и стабильный темп экономического роста. При наличии данных критериев государство обладает необходимыми финансовыми ресурсами для улучшения социальной ситуации в стране.

Государство ставит перед собой задачи обеспечения занятости, регулирования доходов населения, предоставления социальных гарантий и обеспечения экологической безопасности. Особое внимание уделяется перераспределению доходов и поддержке беднейших социальных слоев. Государство выполняет эту задачу посредством защиты денежных доходов населения от инфляционного обесценения с помощью индексации, установления гарантированного минимума заработной платы, увеличения инвестиций и повышения конкурентоспособности национальных товаров и услуг.

К косвенным мерам относятся следующие: перераспределение налоговых выплат (изъятие части доходов у населения в форме налогов) и последующее предоставление трансфертов от государства наиболее уязвимым слоям населения.

Социальная государственная поддержка конкретных групп населения, а также оптимизация соотношений между доходами активной части населения и нетрудоспособных граждан способствует уменьшению такого явления, как социальное неравенство.

Для того чтобы оценить, насколько эффективно функционирует социальная политика, используются показатели [3, стр. 104]:

— уровень жизни населения (отражает объём реальных доходов на душу население, потребляемые человеком жизненные блага, условия жизни и трудовой деятельности населения);

— индекс человеческого развития (оценка уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия).

Наиболее важными факторами социально-экономического развития страны выступают образование, наука, здравоохранение. Качество жизни оценивается благодаря индексу развития человеческого потенциала [4, стр. 75]. Он учитывает как объёмы потребления материальных благ, так и возможности для развития человека, которые обеспечиваются системами здравоохранения и образования. Индекс человеческого потенциала позволяет оценить достижения государства посредством следующих критериев:

  1. Здоровье и долголетие населения (оценивается с помощью показателя ожидаемой продолжительности жизни).
  2. Возможность получить образование. Измеряется общим уровнем грамотности взрослого населения.
  3. Достойный уровень жизни населения, который оценивается с помощью показателя валового внутреннего продукта на душу населения по паритету покупательной способности.
  4. Эффективность функционирования социальной политики страны непосредственно зависит от качества удовлетворения социальных потребностей населения. Развитость общества, его социальная устойчивость, а также благополучие выступают критериями успешности функционирования социальной политики государства.

По состоянию на 2019–2020 годы индекс человеческого развития России составляет 0.824, что соответствует группе стран с очень высоким индексом.

Таким образом, необходимо отметить, что для эффективного регулирования социальной политики в России необходимо соблюдение трёх важнейших критериев:

1) расставление приоритетов при анализе социальных проблем;

2) увеличение уровня личного трудового дохода (чтобы население было в состоянии удовлетворять социальные, культурные и бытовые нужды);

3) развитие механизмов финансирования социального сектора.

Управление социальной сферой на государственном уровне на перспективу базируется на модернизации экономики, а также на последовательном повышении уровня жизни населения, уменьшении социального неравенства, сохранении культурных ценностей России, восстановлении и удержании экономической и политической роли страны на мировой арене. Вышесказанное подтверждает тот факт, что основное внимание планируется уделять инвестициям в человека.

Подводя итоги, необходимо отметить, что социальная сфера необходима для регулирования деятельности государства. Важность социального сектора также объясняется тем, что без основной части — населения — государство не могло бы существовать. На современном этапе разрабатывается и создаётся большое количество законов и нормативных актов, основная задача которых заключается в удовлетворении потребностей населения и обеспечении их комфортного проживания.

Литература:

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // КонсультантПлюс [Электронный источник]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/.
  2. Волкова, Н. С. Государственное управление социальной сферой: состояние и модернизация // Журнал российского права. — 2019. — № 7. — С. 5–16.
  3. Клюев, А. Ю. Приоритеты управления в социальной сфере в условиях трансформации общественных процессов // Управленческое консультирование. — 2017. — № 6. — С. 103–110.
  4. Скворцова, О. А. Государственное управление социальной сферой // XXI Всероссийская научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета. — 2019. — С. 73–76.
Основные термины (генерируются автоматически): социальная политика, социальная сфера, достойная жизнь, население, социальная политика государства, социальная справедливость, социальный сектор, группа населения, социальное неравенство, человеческий потенциал.


Задать вопрос