Типология уроков в условиях реализации ФГОС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (338) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 27.11.2020

Статья просмотрена: 226 раз

Библиографическое описание:

Лапшова, Т. А. Типология уроков в условиях реализации ФГОС / Т. А. Лапшова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 421-424. — URL: https://moluch.ru/archive/338/75705/ (дата обращения: 25.01.2022).



В статье представлено описание основных типов уроков по ФГОС, их краткая характеристика и сравнение с традиционным уроком.

Ключевые слова: урок, внешняя речь, система знаний, позиция ученика, учебная деятельность.

Урок является одним из сложных педагогических объектов, которые могут быть разделены на типы по различным признакам. Именно этим объясняется существование многочисленных классификаций уроков. Различные типологии, созданные в последнее время, нуждаются в регулярном пополнении, переработке и уточнении. В практике обучения учащихся конструирование учителем систем уроков, как правило, не складывается с использованием какой-то одной типологии.

В современной литературе по методике, дидактике, педагогическим технологиям определение понятия «Урок» — логически завершенный, целостный, ограниченный рамками времени, отрезок образовательного процесса, в котором проводится учебная работа с постоянным составом учащихся практически одинакового возраста уровня подготовки.

Традиционная сущность урока

Состоит в наличии определенных воспитательных, образовательных и развивающих целей; отборе конкретного учебного материала и уровней его усвоения в соответствии с поставленными целями; в достижении целей путем подбора подходящих методов и средств; в организации соответствующей учебной деятельности учащихся.

В практике обучения ведущее значение отводится следующим традиционным типологиям уроков, представленным в таблице 1.

Таблица 1

Традиционные типы уроков

По основной дидактической цели

По основному способу проведения

По основным этапам учебного процесса

Урок ознакомления с новым материалом;

Беседа

Вводные

Урок закрепления изученного

Лекции

Образования понятий, установления законов и правил

Урок применения знаний и умений

Экскурсии

Применения полученных правил на практике

Урок обобщения и систематизации знаний

Киноуроки

Повторения и обобщения

Урок проверки и коррекции знаний и умений

Самостоятельная работа учащихся

Первичного ознакомления материалом

Комбинированный урок

Лабораторные и практические работы

Смешанные или комбинированные

Типология уроков по ФГОС

Создание определённых условий для проявления познавательной активности учащихся является главной методической целью урока при системно — деятельностном подходе в обучении.

Уроки данной направленности можно распределить на четыре группы, рассмотренные в таблице 2.

Таблица 2

Типология уроков по ФГОС

Урок «открытия» нового знания

Урок отработки умений и рефлексии

Урок общеметодологической направленности

Деятельностная цель

Формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Формирование у учащихся способностей к рефлексии контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т. д.).

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия.

Содержательная цель

Расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий — понятий, алгоритмов и т. д.

Построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов.

Структура урока

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
  2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.
  3. Этап выявления места и причины затруднения.
  4. Этап построения проекта выхода из затруднения.
  5. Этап реализации построенного проекта.
  6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
  7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой.
  8. Этап включения в систему знаний и повторения
  9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
  1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.
  2. Этап актуализации и пробного учебного действия
  3. Этап локализации индивидуальных затруднений
  4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений
  5. Этап реализации построенного проекта.
  6. Этап обобщения затруднений во внешней речи
  7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
  8. Этап включения в систему знаний и повторения.
  9. Этап рефлексии деятельности на уроке.
  1. Этап мотивации
  2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения.
  3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи
  4. Этап включения изученного в систему знаний
  5. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Рассмотрим сравнительную характеристику деятельностного урока в сравнении с традиционным уроком, приведённую в таблице 3.

Таблица 3

Сравнительная характеристика традиционного и деятельностного уроков.

Общие цели

Традиционный урок

Деятельностный урок

Профессиональная позиция педагога

Применение учащимися ЗУНов, в ходе которых развитие личности понимается как развитие отдельных психических функций (памяти, мышления и внимания).

Формирование учебной

деятельности, которая превращает ребенка в субъекта, заинтересованного в саморазвитии.

Позиция ученика

Центральная фигура урока: учит, показывает, рассказывает, доказывает, спрашивает, проверяет, оценивает.

Деятельность идет от самого учителя.

Организатор учебной деятельности школьников: показывает, объясняет, напоминает, подводит к проблеме, создает ситуацию успеха, сознательно ошибается, закрепляет авторитет ребенка среди товарищей.

Характер отношений педагога и учащегося

В большинстве случаев авторитарный тип отношений учителя к учащимся.

Единственно возможной является позиция делового партнерства.

Характер отношений учащихся между собой

Не планируется всей системой.

Взаимоотношения учащихся в коллективной деятельности определены самим содержанием обучения.

Содержание учебного материала

Невозможно определить вне конкретного предмета и определенного года обучения.

Система понятий.

Позиция ученика

Объект обучения, на которого направлено воздействие педагога.

Субъект учения. Деятельность идет отученика. Д. Б. Эльконин: «… не просто позиция ученика, посещающего школу и аккуратно выполняющего предписание учителя и домашние уроки, а позиция человека, совершенствующего самого себя»

Метод обучения

Допускается многообразие методов, которые связаны с объяснением и показом.

Единственно возможный метод — решение учебных задач через систему учебных действий.

Литература:

  1. Дусавицкий А. К. Урок в развивающем обучении. М: Вита-Пресс, 2008.
  2. Конаржевский Ю. А. Анализ урока. М:Центр «Педагогический поиск», 2000.
  3. Шамова Т. И., Третьяков П.И, Капустин Н. П. Управление образовательными системами. М:Владос, 2001.
Основные термины (генерируются автоматически): урок, внешняя речь, позиция ученика, система знаний, учебная деятельность, традиционный урок, этап актуализации, этап включения, этап мотивации, индивидуальное затруднение.


Ключевые слова

урок, учебная деятельность, внешняя речь, система знаний, позиция ученика
Задать вопрос