Об участии России в международном автоматическом обмене финансовой информацией | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №48 (338) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 26.11.2020

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Ермоленко, А. А. Об участии России в международном автоматическом обмене финансовой информацией / А. А. Ермоленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 234-235. — URL: https://moluch.ru/archive/338/75699/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье анализируются ключевые аспекты международного автоматического обмена финансовой информацией и место России в этом процессе.

Ключевые слова: CRS MCAA, автоматический обмен, ОЭСР.

12 мая 2016 года в ходе Форума Организации экономического сотрудничества и развития (далее — ОЭСР) по налоговому администрированию в Пекине Россия подписала Многостороннее соглашение компетентных органов (Multilateral Competent Authority Agreement — MCAA), присоединившись таким образом к международному автоматическому обмену финансовой информацией. Суть данной инициативы ОЭСР заключается в следующем: банки (и другие финансовые учреждения, имеющие высокий уровень риска быть использованными для ухода от уплаты налогов) ежегодно передают национальным налоговым органам данные о своих вкладчиках-нерезидентах, а налоговые органы направляют эту информацию коллегам из страны налогового резидентства вкладчика. Благодаря этому налоговые органы могут проконтролировать, что налогоплательщик задекларировал все свои доходы независимо от места их происхождения и хранения. Получив всю необходимую информацию, налоговый орган может сопоставить ее с данными, указанными в декларации, и, в случае необходимости, доначислить неуплаченные налоги.

MCAA определяет правовой режим автоматического обмена информацией в соответствии с Единым стандартом отчетности (Common Reporting Standard, CRS). Обмен по Стандарту CRS может основываться и на других соглашениях (например, на директивах ЕС), однако MCAA имеет наибольшее число участников благодаря своей универсальности. До появления CRS MCAA обмен информацией мог осуществляться по индивидуальному запросу, либо инициативно (ст. 5 и ст. 7 Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам) [1]. Например, если у налогового органа России возникали подозрения в отношении налогоплательщика в ходе его проверки, то в отношении него запрашивалась информация у коллег из иностранных государств. Таким образом, обмен финансовой информацией осуществлялся только в отношении тех лиц, насчет которых у налогового органа уже имелись подозрения, то есть имел выборочный характер. CRS MCAA позволяет налоговому органу в автоматическом режиме получать целый массив данных о счетах своих резидентов, открытых в странах — партнерах по обмену. Это исключает возможность того, что кто-то из лиц, не декларирующих свои доходы от зарубежных источников, выпадет из поля зрения налоговых органов.

Обмен начинается с того, что банки и иные финансовые институты с высоким уровнем риска злоупотребления направляют информацию о подотчетных счетах (Reportable Accounts) в налоговые органы своей страны. Исчерпывающий перечень сведений, подлежащих обмену, закреплен в п. 2 ст. 2 MCAA и включает данные подотчетного финансового учреждения, в котором открыт счет, имя и иные идентификационные данные держателя счета (контролирующего лица), номер счета, баланс и данные о движении средств за отчетный период [2]. Иная имеющая значение для налоговых органов информация, например, об источнике происхождения денежных средств или о назначении платежей, не может быть получена налоговыми органами в автоматическом режиме, но может быть получена ими по запросу.

В соответствии с CRS некоторые финансовые учреждения (международные организации, правительственные органы и их фонды, центральные банки и т. д.) освобождены от обязанности собирать и передавать финансовую информацию, так как не признаются финансовыми институтами с высоким риском злоупотребления. CRS позволяет странам-участницам дополнить этот список. Россия воспользовалась этой возможностью, установив перечень из пятнадцати организаций [3].

Какие же критерии делают счет «подотчётным», вследствие чего данные о нём попадают под автоматический обмен? Подотчётными являются счета, держателями которых выступают:

– подотчетное лицо (Reportable Person) — физическое или юридическое лицо, являющееся резидентом «подотчётной» юрисдикции;

– пассивная нефинансовая организация (Passive NFE), если её контролирующее лицо (лица) являются резидентами «подотчётной» юрисдикции.

CRS не даёт определения «пассивной» компании, однако содержит ряд критериев для определения «активной». Обобщая их, можно резюмировать, что к «активным» относятся компании с преобладанием доходов от «активной» деятельности, например, от торговли. Соответственно, к «пассивным» относятся организации с преобладанием «пассивных» доходов, таких, как арендная плата, дивиденды, роялти и прочее. Что касается понятия контролирующего лица (Controlling Person), то для его определения CRS ссылается на термин «бенефициарный владелец», даваемый в Рекомендациях ФАТФ (Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денежных средств) [4]. В Рекомендациях под бенефициарным владельцем понимается физическое лицо (лица), которое в конечном счете владеет пассивной нефинансовой организацией или контролирует её, и/или физическое лицо, в чьих интересах совершается сделка [5, с. 159].

Число юрисдикций, осуществляющих автоматический обмен финансовой информацией с Россией, постоянно растет, оставляя недобросовестным налогоплательщикам все меньше возможностей для вывода прибыли за рубеж. Так, по состоянию на август 2020 года Россия автоматически направляет финансовую информацию 70 юрисдикциям, а получает от 97 [6]. Особо значим тот факт, что в обмене с нашей страной участвует немало офшоров и низконалоговых юрисдикций, таких как Люксембург, Кипр, Каймановы острова и другие. С внедрением автоматического обмена финансовой информацией использование офшоров становится невыгодным для налогоплательщика, так как затраты на создание реального присутствия бизнеса в стране, куда «выводится» прибыль, могут оказаться выше прибыли от экономии на налоговых платежах.

Литература:

  1. «Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам» (Страсбург, 25.01.1988) // Бюллетень международных договоров, 2016, № 4.
  2. DECLARATION // OECD: [сайт]. — URL: http://www.oecd.org/ctp/exchange-of-tax-information/multilateral-competent-authority-agreement.pdf (дата обращения: 20.11.2020).
  3. Постановление Правительства РФ от 16 июня 2018 г. № 693 «О реализации международного автоматического обмена финансовой информацией с компетентными органами иностранных государств (территорий)» // Собрание законодательства РФ, 25.06.2018, № 26, ст. 3858.
  4. Guidance for Financial Institutions Requesting the Form // OECD: [сайт]. — URL: https://www.oecd.org/tax/automatic-exchange/crs-implementation-and-assistance/CRS_CONTROLLING_PERSONS_Self-Cert_form.pdf (дата обращения: 20.11.2020).
  5. Рекомендации ФАТФ. Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения / Пер. с англ.— М.: Вече, 2012–176 с.
  6. Activated Exchange Relationships for CRS information // OECD: [сайт]. — URL: https://www.oecd.org/tax/automatic-exchange/international-framework-for-the-crs/exchange-relationships/ (дата обращения: 20.11.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): CRS, MCAA, финансовая информация, автоматический обмен, Россия, контролирующее лицо, налоговый орган, орган, автоматический режим, международный автоматический обмен.


Ключевые слова

ОЭСР, CRS MCAA, автоматический обмен

Похожие статьи

Задать вопрос