Проблемы правового регулирования лишения специального права как меры административного наказания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №48 (338) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 25.11.2020

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Думаревская, С. В. Проблемы правового регулирования лишения специального права как меры административного наказания / С. В. Думаревская, В. В. Дюкарев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 229-231. — URL: https://moluch.ru/archive/338/75665/ (дата обращения: 27.02.2021).



В статье раскрываются проблемы правового регулирования лишения специального права как меры административного наказания.

Ключевые слова: лишение специального права, мера административного наказания.

Problems of legal regulation of deprivation of special right as a measures of administrative penalty

The article reveals the problems of legal regulation of deprivation of special rights as a measure of administrative punishment.

Keywords: deprivation of a special right, a measure of administrative punishment.

Виды наказаний, которые предусмотрены в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях [2], образуют в своей совокупности систему административных наказаний.

Следует подчеркнуть, что значение системы наказаний крайне важно, в частности, для обеспечения справедливости наказания, что может быть достигнуто путем наличия в законодательстве различных видов наказаний, которые различаются друг от друга по степени их тяжести, а также по характеру таких прав.

Говоря о лишении физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права, следует заметить, что нормы части 1 статьи 1.1. КоАП РФ содержат положения о том, что законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и законов субъектов РФ об административных правонарушениях, принимаемых в соответствии с КоАП РФ.

Из анализа законодательства РФ можно сделать вывод о том, что и другие федеральные законы могут регулировать лишение специального права, в том числе в отношении как физических, так и юридических лиц. В частности, пункт 2 статьи 13 Федерального закона РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» [3] устанавливает, что «если в установленный судом, а также должностным лицом федерального органа исполнительной власти, который исполняет государственный контроль и надзор в области безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, срок административного наказания в виде административного приостановления деятельности и приостановления действия лицензии или в установленный лицензирующим органом срок исполнения вновь выданного предписания лицензиат не устранил грубое нарушение лицензионных требований, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии». Из этого следует, что ряд федеральных законов устанавливают случаи лишения юридических лиц специального права, что противоречит законодательству об административных правонарушениях, так как КоАП РФ не предусматривает такую возможность.

Поэтому считаем, что существуют два пути решения данной проблемы.

Первый состоит в том, чтобы добавить в ч. 1 ст. 1.1 КоАП РФ положение о том, что законодательство об административных правонарушениях состоит не только из КоАП РФ и законов субъектов РФ об административных правонарушениях, но и иных федеральных законов.

Второй состоит в том, чтобы предусмотреть возможность назначать такое административное наказания, как лишение специального права, не только в отношении физических, но и юридических лиц.

Согласно данным, представленным на сайте Судебного департамента при Верховном Суде РФ [7], в 2019 г. судами были рассмотрены дела об административных правонарушениях в области дорожного движения (гл. 12 КоАП РФ) в отношении 1 032 300 лиц. Из общего числа принятых решений 68 608 постановлений по делам об административных правонарушениях в качестве основного наказания предусматривали лишение специального права (управления транспортным средством определенного вида) и 319 022 постановления — лишение специального права (управления транспортным средством определенного вида) в качестве дополнительного наказания. Исходя из сказанного, можно считать актуальным мнение С. Н. Шаклеина о том, что в судебных решениях обычно дается лишь общий вывод: «учитывая все обстоятельства дела и характер правонарушения, суд решил…» [5, С. 42] в которых имеет место ссылка на ст. 26.11 КоАП РФ.

Таким образом, в последней редакции КоАП РФ представлены административные правонарушения, наказание по которым оказывает недостаточное воздействие на правосознание потенциальных правонарушителей, а в определенных ситуациях позволяет избежать административной ответственности. А этот факт отрицательно влияет на соблюдение административных запретов, поэтому способствует формированию высокого уровня правового нигилизма [6, С. 37].

Следует подчеркнуть, что административные правонарушения, которые предусматривают санкцию в виде лишения специального права в указанных выше сферах общественных отношений, и социальная значимость их последствий традиционно находятся во внимании у законодательной власти и научного сообщества. В частности, такой автор, как Ю. А. Тихомиров, замечает, что существуют проблемы в правотворческой и правоприменительной деятельности. Указанный автор пишет, что «даже тщательно выстроенный механизм последнего не гарантирует последовательной, корректной и глубокой реализации правовых принципов и законов» [4, С. 60].

Необходимо отметить, что лишение специального права назначается исключительно судьей и только в отношении физических лиц. Такой строгий судебный порядок служит целям административного наказания в виде лишения специального права и призван усилить гарантии лица от произвола государства, и предусматривает спор между государством и личностью о фактических обстоятельствах случившегося, следовательно, исполнение такого вида наказания — значимый и ответственный процесс. Если мы обратимся к части 1 статьи 3.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, то мы увидим определение лишения специального права, которое дает КоАП РФ, а именно: «лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ». Статья 32.5. КоАП РФ содержит перечень органов, исполняющих постановления о лишении специального права. Постановление судьи о лишении права управления транспортным средством, за исключением трактора, самоходной машины и других видов техники, исполняется должностными лицами органов внутренних дел. Как следует из указанной статьи, административное наказание в виде лишения специального права проявляется в ограничении субъективных прав физического лица в сфере административно-разрешительной системы. Это следует из самого понятия «специального права», которое содержит в себе особые возможности, предоставляемые лицу государством. При этом, контроль государством реализации лицом своих специальных прав, предоставляемых ему государством напрямую связан с защитой «основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства», поскольку неправомерное использование специальных прав потенциально способно причинить вред значимым общественным ценностям.

Таким образом, действующее законодательство нуждается в совершенствовании, в частности, необходимо добавить в ч. 1 ст. 1.1 КоАП РФ положение о том, что законодательство об административных правонарушениях состоит как из КоАП РФ и законов субъектов РФ об административных правонарушениях, так и из иных федеральных законов; также необходимо в законодательстве предусмотреть возможность назначения лишения специального права не только в отношении физических, но и в отношении юридических лиц; кроме того, в целях предупреждения и выявления серьезных правовых коллизий в системе охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности требуются регулярный мониторинг и модернизация юридической практики.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // «Собрание законодательства Российской Федерации», 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
  2. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 15.10.2020, с изм. от 16.10.2020) // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
  3. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ред. от 31.07.2020) // «Собрание законодательства РФ», 09.05.2011, N 19, ст. 2716.
  4. Тихомиров Ю. А. Правоприменение: от эпизодичности к целевой результативности // Журнал российского права. 2017. № 1. С. 59–62.
  5. Шаклеин С. Н. К вопросу выбора вида и размера (срока) административных наказаний, назначенных за совершение административных правонарушений в области дорожного движения // Научный журнал Барнаульского юридического института МВД России. 2020. № 1(29). С. 40–44.
  6. Якимов А. Ю. Установление и применение административного наказания в виде лишения специального права (разновидности данного наказания и их особенности) // Административное право и процесс. 2015. N 6. С. 32–40.
  7. http://www.cdep.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): РФ, административное наказание, лишение, правонарушение, вид лишения, субъект РФ, том, транспортное средство, физическое лицо, административное правонарушение.


Задать вопрос