Особенности преподавания иностранного языка дошкольникам | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (338) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 26.11.2020

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Чекина, Ю. В. Особенности преподавания иностранного языка дошкольникам / Ю. В. Чекина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 457-459. — URL: https://moluch.ru/archive/338/75653/ (дата обращения: 16.04.2024).



В наши дни становится все более актуальным вопрос преподавания иностранного языка детям дошкольного возраста. Существует множество мнений, с какого возраста следует начинать учить иностранный язык. Однозначного ответа не существует, так как все зависит от индивидуальных особенностей конкретного ребенка, но мы не можем отрицать, что правильно и методически грамотно подобранная программа изучения иностранного языка способна не только просто развлечь малыша, но и способствовать овладению различными навыками и скорейшему развитию мышления, памяти, внимания. В данной статье я предлагаю разобрать особенности преподавания иностранного языка детям от трех до пяти или шести лет.

Почему именно в дошкольном возрасте полезно начинать учить иностранный язык? Ответы кроются в возрастных особенностях обучающихся. Период от трех до пяти лет — время активного пополнения словарного запаса. Ребенок, как правило, хорошо изъясняется на родном языке, но все еще изучает систему его функционирования — правильное ударение в словах, грамотное использование прилагательных, личных форм глагола, множественного числа имен существительных и т. п. Именно этот период, по моему мнению, является сензитивным для введения и усвоения нового языка. Итак, детям проще понять новый лингвистический код, а также овладеть произносительной стороной чужого языка, так как они еще восприимчивы к изучению родного языка. Дети не боятся делать ошибки в речи, они чувствуют себя уверенными. Если овладение иностранным языком проходит успешно, то, как правило, полученные знания глубоко и прочно оседают в памяти, так что ребенку в более старшем возрасте изучение иностранных языков дается проще.

Приступая к работе с дошкольниками, следует помнить особенности их развития. Малыши трех-четырех лет имеют довольно короткий период концентрации внимания — от семи до десяти минут. Большой запас энергии не позволяет ребенку долго находиться в одном положении и заниматься монотонной деятельностью. С другой стороны, дети этого возраста необычайно любознательны, уверены в себе и любят экспериментировать, что является прекрасной базой для изучения иностранного языка.

В современной методике преподавания иностранного языка огромной популярностью пользуется метод полного физического реагирования (TPR, total physical response). Он был разработан американским психологом Дж. Ашером. Ученый решил помочь изучающим второй язык, как иностранный, сделать это как можно более эффективно и безболезненно. В основе лежит теория о двух полушариях мозга, где левая часть отвечает за логику и сознание, а правое — за интуицию и подсознание. Изучая язык по традиционным методикам, мы закладываем полученные знания в левое полушарие (механическое запоминание, повторение). Если же мы используем метод TPR , новые знания остаются в правом полушарии и, как результат, остаются с нами навсегда. Использование на уроке реальных предметов, названия которых изучает ребенок, выполнение команд на иностранном языке, танцы под изучаемые песни или чанты, использование жестов и пантомимы являются ключевыми элементами метода полного физического реагирования.

Как было сказано ранее, малыши обожают эксперименты. Они познают мир вокруг себя через все органы чувств, в особенности тактильным способом. Для того, чтобы запомнить новые слова, которые обозначают предметы, ребенку можно предложить смастерить их с помощью картона, пластилина, а так же с помощью любых подручных средств. Учитель может использовать краски и кисти, предметы для счета и сортировки (пуговицы, например). Развитию иноязычной речи помогают ролевые игры, а также небольшие театрализованные сценки по изучаемому материалу.

В связи с коротким периодом концентрации внимания, малышам важно как можно чаще сменять виды деятельности, а также следить за настроением обучающихся, предлагая активную игру детям-непоседам, а тревожным детям можно предложить спеть их любимую песню. В дошкольном возрасте особенно важно поощрять выполнение письменных заданий, так как они вызывают наибольшую трудность у обучающихся. Подобные задания следует чередовать с активными видами деятельности. Не мало важным является место и пространство, где дети изучают иностранный язык. Идеальным будет вариант, при котором учитель сможет разделить класс на зоны, застелив пол ковриками определенного цвета. Так, в одной из зон учитель рассказывает любимую историю, а в другой зоне дети выполняют только письменные упражнения. При хорошей погоде с детьми необходимо выходить на улицу и продолжать изучать иностранный язык на свежем воздухе. Четкое следование этим методическим рекомендациям, строгое распределение и расчет заданий по времени помогают сохранять интерес детей к изучению языка. Возвращаясь к теме организации пространства в классе, следует упомянуть о наличии доски успеха, на которой дети размещают свои творческие работы. Наличие таких работ на всеобщем обозрении помогает детям пережить чувство успеха и не забывать ключевые слова по темам. Это также удачный способ показать родителям, над чем работают дети.

Детям на уроке следует разъяснять, какое поведение приемлемо и неприемлемо на уроках. Учитель может показать, как правильно сидеть на коврике, когда дети слушают аудиотекст, или как правильно поднимать руку, если хочешь ответить на вопрос или выйти из класса. Учитель может разработать свою систему жестикуляции для того, чтобы успокоить класс или привлечь внимание детей. Правильное поведение нужно поощрять наклейками или иными призами.

Следует отметить, что дети быстро усваивают последовательность этапов обучения, переход от одной задачи к другой, именно поэтому так важно сразу методически грамотно выстраивать ход уроков, а также всегда придерживаться этой рутины. Желательно выбрать хороший учебник для обучения иностранному языку, соответствующий возрасту дошкольников. В учебнике прослеживается четкая структура, которая может служить ориентиром учителю при подготовке к урокам.

Для того, чтобы работа в классе проходила успешно, учителю необходимо давать грамотные, четкие и понятные детям инструкции к выполнению заданий. Например, если вы хотите выполнить какое-либо упражнение на улице, следует сначала сказать детям, что сейчас они пойдут на улицу, а, придя на место, уже давать задание.

Уроки следует проводить на английском языке, для этого учитель должен быть уверен, что его инструкции понятны детям, поэтому необходимо четко выверять иноязычную речь, используемую на уроке. Среди детей, возможно, будут те, кто не поймет инструкции учителя, а также те, кто с удовольствием объяснит, что нужно делать, на родном языке. Можно воспользоваться помощью малыша, но не следует злоупотреблять использованием родного языка, так как это может расслабить детей и способствовать снижению мотивации к обучению.

Контроль и оценивание сформированности речевых навыков дошкольников также имеют место в процессе обучения. Однако эти этапы не должны носить формальный характер. Для того, чтобы ребенок «раскрылся», учителю следует грамотно направлять его работу, использовать похвалу и поощрения. Полезным будет научить детей интересоваться работами друг друга и хвалить друг друга на уроке. Оценивать уровень знаний ребенка по конкретной теме лучше индивидуально и ненавязчиво. Можно, например, подозвать ученика к себе или подойти самому, показать набор флеш-карт и попросить назвать те слова, которые он помнит.

Использование песен, чантов и сторителлинга на занятиях с дошкольниками.

Песни и чанты являются неоценимыми источниками изучения иностранного языка. Именно на песни приходится большая часть продуктивной деятельности дошкольника. Музыкальный ритм способствуют усвоению аутентичной интонации и произношения. Тот факт, что песню поют обычно несколько раз, объясняет лучшую усвояемость ключевых иностранных слов. Чанты немного отличаются от обычных песен. Джазовые чанты — это ритмическое выражение коротких разговоров, связанных с определенными ситуациями. Джазовый чант — это нечто среднее между песней и стихотворением.

Песни и чанты используются для разных целей, но объединяет их музыкальный ритм. Такие виды работы отлично подходят для отработки произношения, интонации, изучаемых слов. Чанты и песни могут служить своеобразным «мостиком» при переходе от одного упражнения к другому, от одной темы к другой.

Истории, или сказки, для дошкольников представляют собой, как правило, небольшую исторю, проиллюстрированную картиками или видеофрагменами. В зависимости от того, как учитель видит эту форму работы, организация сторителлинга может быть разной у разных преподавателей. По моему мнению, разумно было бы выделять особое место в классе для работы над новой историей. Это может быть небольшое укромное пространство с ковриком на полу, где дети, расслабившись, смогут прочувствовать атмосферу новой сказки.

Помимо очевидных преимуществ сторителлинга для изучения иностранного языка (развития мыслительных способностей, активизации изучаемой лексики или грамматики), дети переживают совместный опыт прослушивания и понимания новой истории, как очередной жизненной ситуации, с которой они могут ассоциировать самих себя.

Подводя итог, хочется отметить, что, преподавая иностранный язык дошкольникам, как никогда важно находить баланс между обучением и игрой, отдыхом и занятием, гармонично развивать все четыре вида речевой деятельности.

Литература:

  1. Каролин Грэхем «Чанты для детей», США — Oxford University Press, 1978

2. Мэри Слэттери, Джейн Уиллис, «Английский для учителей начальной школы», США — Oxford University Press, 2014

  1. Пенфильд В, Робертс Л. Речь и мозговые механизмы. — Л: Медицина, 1964. — 264 с.
  2. Селби К. Как помочь ребенку выучить английский?- М.: Особая книга, 2011. — 96 с.
  3. Fiona L. Cooper. Fun English for kids. How to teach English to very young learners.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, ребенок, TPR, родной язык, дошкольный возраст, учитель, иноязычная речь, мое мнение, музыкальный ритм, полное физическое реагирование.


Похожие статьи

Задать вопрос