Особенности изображения крепостничества в рассказе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Соседи»: к проблеме развития культуры в России первой половины XIX века | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (338) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 26.11.2020

Статья просмотрена: 71 раз

Библиографическое описание:

Сороколетова, А. Д. Особенности изображения крепостничества в рассказе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Соседи»: к проблеме развития культуры в России первой половины XIX века / А. Д. Сороколетова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 603-604. — URL: https://moluch.ru/archive/338/75650/ (дата обращения: 20.04.2024).



Термин « культура » представляет собой многогранное понятие, которое является предметом изучения таких наук как культурология, философия, педагогика, история и др. В самом широком смысле в философии под культурой понимается совокупность производственных, общественных и духовных достижений цивилизации [ТСРЯ Карантинов].

Немецкий философ и публицист О. Шпенглер в одной из своих работ даёт следующие определения понятию культура. В узком смысле под культурой автор понимает «главное содержание истории, человеческую индивидуальность высшего порядка». В широком смысле под культурой учёный понимает «историко-культурное целое, сложившееся в течение какого‑то (возможно, длительного) времени, и наиболее подходящим синонимом к ней можно считать понятие «цивилизация». Однако у философа имеется и другое мнение по данному вопросу. Он утверждает, что цивилизация есть конечная фаза всякой культуры, то есть «логическая стадия, завершение и исход культуры». В понятие культура автором вкладывается следующий смысл: «развитие и подъем творческих возможностей» [Шпенглер, 1993: 263].

Религиозный и политический философ Н. А. Бердяев высказывает иную точку зрения по этому вопросу, связывая культуру с религией и духовным миром. Автор считает, что культура и цивилизация имеют совсем не одно и то же значение, напротив, эти понятия противопоставлены друг другу по смыслу. Культура, по мнению учёного, представляет собой дух. Свое начало культура берёт в религии. Это культ, символичный природе. В то время как цивилизация, по мнению автора, является материей [Бердяев, 1990: 249–251]. Высказываясь по поводу сущности культуры, Н. А. Бердяев утверждает, что она представляет собой истину в познании, красоту в искусстве, божественное в культе и символике религии. То есть культура является чем-то религиозным. [Бердяев, 1994: 385]. Н. А. Бердяев даёт и другое определение культуре, где под культурой понимается путь возвращения человека к Богу [Бердяев, 1931].

Рассмотрим мнение философа культуры, известного теолога Альберта Швейцера, который утверждает, что культура представляет собой прогресс, в котором проявляется материальный и духовный процесс как отдельного человека, так и различных сообществ [Швейцар, 1973: 51].

Немецкий философ Г. Гегель рассматривает культуру с точки зрения разума и образования. Как утверждает автор, человек усваивает знания, переходя таким образом от «необразованного», безграмотного состояния к постижению человеческих накопленных предыдущими поколениями истин, преодолевая то «необразованное» состояние. Культура есть этот самый путь познания накопленного опыта прошлых поколений, приобщает человечество к духовному миру» [Адреянова, 2020: 530].

В «Современном философском словаре» представлено определение термина культура, в котором под культурой понимается социальный опыт, а именно форма деятельности индивида по воспроизведению и возобновлению социального бытия, включающая её продукты и результаты [НФС, 2003: 527].

Русский писатель и публицист А. И. Солженицын по поводу русской культуры отметил, что у неё своя выстраданная культура, которую автор называет «духовное своеобычае» России, подпитываемое сквозь века православием, которое «было ведущей силой в истории, определяло русскую культуру в ее онтологическом понимании [Солженицын, 1998: 2004].

Культура России в разные исторические периоды имеет свои особенности. В XIX веке отмечается демократизация культуры, которая выразилась в тематике произведений искусства. Стала изображаться жизнь простого народа. Одной из характерных черт великих русских писателей XIX века является неразрывная связь искусства с жизнью. Писатели в своих произведениях поднимают важнейшие философские и нравственные проблемы.

Так, к примеру, Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин — русский писатель, сатирик, выросший в обстановке крепостнического быта, зачастую в своих сказках поднимает проблему социальной несправедливости по отношению к крестьянам [Макашин, 1972].

В сказке «Соседи» автор повествует о жизни двух соседей. Сосед Иван Богатый живёт в достатке: «в Вестфалии вестфальскую ветчину, а в Страсбурге — страсбургские пироги» ел». В то время как Иван Бедный, несмотря на то что «не оказалось ни единого факта, который обвинял бы Ивана Бедного в разврате или в мотовстве» был задавлен нуждой: «Иван Бедный сидел в развалившейся лачуге, худой, отощалый; на столе стояла чашка с тюрей, в которую Марья Ивановна, по случаю праздника, подлила, для запаха, ложку конопляного масла. Детушки обсели кругом стола и торопились есть, как бы опасаясь, чтоб не пришел чужак и не потребовал сиротской доли».

Автор отмечает, что Иван Бедный — « коренной, задавленный русский мужик , который напрягал все усилия, чтобы осуществить все свое право на жизнь, но, по какому-то горькому недоразумению, осуществлял его лишь в самой недостаточной степени» [Щедрин, 1974: 152–153].

На примере героев сказки писатель изображает классовое неравенство и несправедливость, выражающиеся во взаимозависимости между отдельными представителями общества, которое пропагандирует слова о свободах, на самом деле приводящих к обогащению всемогущих классов и обнищанию народа. Описывая противоречия, существующие в положении персонажей, писатель демонстрирует глубокую пропасть, пролегающую между Иванами, разоблачая эксплуататорскую позицию государства, приводящую к материальному неравенству и угнетению простого народа.

Отметим, что культура первой половины XIX века развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный характер. Безусловно, существенную роль в развитии культуры играла литературу. Однако консервативные тенденции в политике императоров Александра I и Николая I сдерживали развитие культуры. Правительство активно боролось с проявлениями передовой общественной мысли в литературе, публицистике, театре и живописи. Оно препятствовало широкому народному образованию. Крепостничество не давало возможности пользоваться высокими культурными достижениями всему населению. Культурные запросы и потребности верхушки общества были иными, чем у народа, у которого складывались собственные культурные традиции.

Литература:

  1. Андреянова, Е. А. Проблема определения понятия «культура» / Е. А. Андреянова, Е. В. Паршина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 529–530. — URL: https://moluch.ru/archive/314/71642/ (дата обращения: 22.11.2020).
  2. Бердяев Н. А. О назначении человека. / Париж: YVCA-PRESS, 1931. — 320 c.
  3. Бердяев Н. А. Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы. / Второе издание — М., 1990. — 269 с.
  4. Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства / Н. А. Бердяев. Т. 1. М.: Искусство, 1994. — 1049 с.
  5. Макашин С. А. Салтыков-Щедрин на рубеже 1850–1860 годов [Текст]: Биография / С. А. Макашин. — М.: Худож. лит., 1972. — 600 с.
  6. Новейший философский словарь / 3‑е издание, исправленное (Мир энциклопедий). — Мн.: Книжный дом. 2003. — 1280 с.
  7. М. Е. Салтыков-Щедрин. Соседи // Салтыков-Щедрин М. Е. Собрание сочинений в 20 томах. М.: Художественная литература, 1974. Т. 16. Кн. 1. С. 149–155.
  8. Солженицын А. И. Россия в обвале / А. И. Солженицын. — М.: Русский путь, 1998. — 208 с.
  9. Толковый словарь русского языка / Составление: Карантинов С. И. — ООО «Дом славянской книги», 2005. — 507 с.
  10. Швейцер А. Культура и этика / Перевод с немецкого Н. А. Захарченко и Г. В. Колшанского. Под общей редакцией и предисловие В. А. Карпушина. — Москва: Прогресс, 1973. — 343 с.
  11. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. 1. Гештальт и действительность / Перевод с немецкого, вступительное слово и примечания К. А. Свасьяна. — М.: Мысль, 1993. — 663 с.
Основные термины (генерируются автоматически): культура, автор, духовный мир, немецкий философ, простой народ, развитие культуры, русская культура, русский писатель.


Похожие статьи

Задать вопрос