Классификация лотерей по действующему законодательству Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №48 (338) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 25.11.2020

Статья просмотрена: 281 раз

Библиографическое описание:

Ли, Е. Р. Классификация лотерей по действующему законодательству Российской Федерации / Е. Р. Ли. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 280-283. — URL: https://moluch.ru/archive/338/75647/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье рассматриваются классификация лотерей по действующему законодательству Российской Федерации. Автор приходит к выводу, что в Федеральном законе «О лотереях» установлены определенные критерии, относительно каждого из видов лотереи. В зависимости от наличия критерий в условиях лотерей законодательно применяются те или иные положения действующего законодательства Российской Федерации к организации и проведению лотереи.

Ключевые слова: лотерея, лотерейный билет, договор лотереи, организация лотереи, проведение лотереи, организатор, участники, гражданско-правовой договор.

Законом о лотереях установлены определенные критерии, относительно каждого из видов лотереи, в зависимости от наличия которых в условиях лотерей законодательно применяются те или иные положения действующего законодательства Российской Федерации к организации и проведению лотереи.

В зависимости от способа проведения лотереи делятся на тиражные, бестиражные и, сочетающие признаки обеих предыдущих лотерей, комбинированные.

Тиражная лотерея — это разновидность лотереи, в которой призовой фонд разыгрывается одновременно (в соответствии с правилами проведения лотереи и во время, указанное в договоре об участии в лотерее в конкретном тираже) между участниками лотереи после распространения лотерейных билетов, принявшим участие в данном тираже. Механизм проведения подобной лотереи предусматривает отдельные тиражи, в рамках которых определяются выигрыши среди распространенных лотерейных билетов, участвующих в тираже, а также предусматривает проведение обязательной процедуры розыгрыша призового фонда лотереи и передачи (выплаты, предоставления) выигрышей участникам лотереи, признанных выигрышными в соответствии с условиями проведения лотереи.

Бестиражная (или моментальная) лотерея — это разновидность лотерей, в которой выигрышные лотерейные комбинации (лотерейные билеты) определяются еще на этапе, предшествующем распространению таких лотерейных билетов среди участников лотереи (например, на стадии полиграфического производства). В современных условиях также возможно определение статуса выигрышного лотерейного билета на стадии его формирования при помощи электронных систем проведения бестиражных лотерей. Приобретя лотерейный билет бестиражной лотереи, участник непосредственно в момент, следующий за приобретением, имеет возможность определить, путем совершения каких-либо действий, является ли его билет выигрышным. Имеется в виду, что организатор или оператор бестиражной лотереи изначально, организуя выпуск партии лотерейных билетов или размещая заказ на их изготовление, присваивают конкретным лотерейным билетам, квитанциям или иным документам статусы выигрышных или невыигрышных.

В зависимости от способа формирования призового фонда проводятся лотереи, право на участие в которых связано с необходимостью осуществления денежного взноса для приобретения лотерейного билета (права на участие в лотерее и получения выигрыша), за счет которого осуществляется формирование призового фонда лотереи; и стимулирующие лотереи, право на участие в которых не связано с денежным взносом участников, а призовой фонд формируется организатором за счет собственных сил и средств.

К первому из указанных видов относятся лотереи в привычном понимании, при проведении которых участник лотереи, приобретая лотерейный билет (квитанцию или иной документ), получает право участвовать в розыгрыше призового фонда лотереи и получить выигрыш, одновременно, формируя ее призовой фонд, так как предусмотренная условиями лотереи часть стоимости лотерейного билета направляется на финансирование задач формирования призового фонда лотереи. При проведении такой лотереи среди участников лотереи осуществляется распространение лотерейных билетов, квитанций или иных документов, и из вырученных от распространения денежных средств формируются и исполняются доход организатора и оператора, призовой фонд, целевые отчисления и иные нормативные требования.

Лотереи, средства на формирование призового фонда которых предоставляются организатором данной лотереи, являются стимулирующими, другими словами, способствующими таким образом продвижению и реализации товаров, идей и услуг на рынке. Проведение подобных мероприятий является дополнительным стимулом для приобретателей указанных товаров и услуг, связанных с предоставлением права на участие в стимулирующей лотерее. В данном случае приобретение 50 лотерейного билета (квитанции или иного документа) не требуется, однако необходимо приобрести товар или услугу определенных качеств и характеристик, указанных в условиях проведения стимулирующей лотереи, для получения права участия в розыгрыше призового фонда и дальнейшего получения выигрыша.

Стимулирующие лотереи в настоящее время вызывают у специалистов вопросы, ответа на которые нельзя найти в законодательстве в связи с тем, что отсутствуют четкие регламенты в определении механизмов реализации и определения статуса подобных стимулирующих мероприятий.

На пресс-конференции, проводившейся в здании «Российского информационного агентства «Новости» 17 июня 2009 года с участием первых лиц лидеров лотерейного рынка России неоднократно звучали вопросы о том, что стимулирующие лотереи провоцируют своих участников становиться игроками азартных игр, воспользовавшись правом, предоставленным билетом стимулирующей лотереи на бесплатную игру в игорном зале. При этом авторы мнений по данному вопросу также высказывают идеи о том, что стимулирующая лотерея является разновидностью стимулирующего мероприятия — по сути рекламным ходом продавцов товаров или провайдеров услуг, подпадающего под регулирование рамками Закона о лотереях с той целью, чтобы обеспечить права участников и соблюдения принципа случайного определения выигрыша. Очевидно, чтобы исключить в данном случае родственность понятий лотерея и азартная игра и следующие за этим злоупотребления, назрела необходимость вывести из-под регулирования Закона о лотереях такой вид лотереи, как стимулирующая.

Оптимальным представляется рассматривать подобные мероприятия в рамках рекламных маркетинговых акций и включить их уже в рамки ведения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». В подтверждение изложенной точки зрения можно указать включенное в 2008 году в Закон о рекламе требование о времени и способах рекламы основанных на риске игр и пари (статья 27). Интересен тот факт, что указанные требования частично не распространяются на рекламу лотерей, в том числе стимулирующих.

Оптимальным является решение вывести процедуру розыгрыша призов, сформированных организатором такого мероприятия, между определенным кругом лиц и не связанную с внесением денежных средств для формирования призового фонда, которая по нормам действующего законодательства определяется как стимулирующая лотерея (часть 3 статьи 3), из ведения Закона о лотереях.

Данные мероприятия по-своему в корне отличаются от механизма проведения лотерей, формирования призового фонда лотереи, а также заключения договоров об участии в лотерее. Отношения между организатором и участником стимулирующей лотереи при ее проведении не строятся вокруг рисковой вероятности исполнения обязательств и наличие алеаторного характера в таких правоотношениях с малой долей вероятности можно указать лишь в соблюдении принципа случайного определения выигравшего участника, так как по сути указанных правоотношений никакого риска со стороны участника стимулирующей лотереи не наблюдается.

Закон о лотереях, в пункте 4 статьи 3, предусматривает возможность классификации лотерей в зависимости от территориального признака их проведения, обозначая международные, всероссийские, региональные и муниципальные лотереи.

Международной считается лотерея, которая проводится на территории нескольких государств, включая Российскую Федерацию. В качестве основания проведения международной лотереи заключается международный договор между государствами-организаторами такой лотереи. А в случае, когда международная лотерея проводится на территории Российской Федерации, к ней применимо действующее законодательство Российской Федерации (те же требования, что применяются к всероссийской лотерее). Современный опыт организации и проведения международных лотерей в России отсутствует. В то же время, для примера, в Европе самой массовой и популярной лотереей является EuroMillions, которая проводится на территории девяти европейских государств.

Территорией проведения всероссийской лотереи, соответственно, является географическая территория России, в пределах государственной границы. При этом положения действующего российского законодательства не запрещают проведение всероссийской лотереи только лишь на определенной части, не охватывающей всю территорию Российской Федерации. В таком случае всероссийская лотерея может проводиться одновременно или на определенной территории Российской Федерации, или на территории нескольких регионов, не привязываясь к границам субъектов и муниципальных образований в составе Российской Федерации. Региональную лотерею допускается проводить в административных границах одного субъекта Российской Федерации.

Всероссийской лотереей предлагается считать лотерею, которая заявляется на стадии организации заявляется как всероссийская и затем проводится на всей территории Российской Федерации. И для более четкого соблюдения обозначенной классификации лотерей и выполнения надзорной функции уполномоченными органами целесообразно в обязательном порядке изменять вид лотереи со всероссийской на межрегиональную, если организатор или оператор всероссийской лотереи на протяжении двух лет со дня выдачи разрешения на проведение лотереи не осуществляет проведение лотереи на территории всех субъектов Российской Федерации.

В зависимости от того, кто именно выступает организатором лотереи можно разделить на государственные и негосударственные.

Организатором государственной лотереи могут выступать Российская Федерация или ее субъект, от имени которых организаторами лотерей выступают уполномоченные государственные органы исполнительной власти федерального уровня или субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3 Закона о лотереях, организатором негосударственной лотереи может выступать только лишь коммерческое юридическое лицо, созданное и имеющее свое местонахождение в Российской Федерации, или уполномоченный орган местного самоуправления.

Положения действующего законодательства Российской Федерации допускают две технологии проведения лотереи: в режиме реального времени и в обычном режиме.

Лотерея считается проводимой в режиме реального времени, если между организатором и участником лотереи договор об участии в лотерее заключается, как это сказано в Законе о лотереях, посредством обмена электронными документами с применением электронной или иной связи с применением лотерейного оборудования, объединенного сетью электросвязи, позволяющего достоверно установить, что документ исходит от стороны договора.

При использовании такой технологии проведения лотереи у организатора лотереи дополнительно возникает обязательство по договору об участии в лотерее — обеспечение при использовании указанного лотерейного оборудования защиты информации о заключенном договоре с участником лотереи, а также от ее утраты, хищения, искажения, подделки, а также от несанкционированных действий по ее уничтожению, модификации, копированию и иных подобных действий и несанкционированного доступа к сети электросвязи.

Лотереи в режиме реального времени с использованием вышеуказанного оборудования вправе проводить только федеральные органы исполнительной власти, которые соответствующим образом наделены полномочиями Правительством Российской Федерации на всей территории Российской Федерации — в этих целях Правительство Российской Федерации издает соответствующие распоряжения, в которых указываются информация об организуемой лотерее и наименование уполномоченного выступать организатором органа.

В обычном режиме проводятся лотереи, когда сбор, передача и обработка информации о проведении лотереи, а также формирование и розыгрыш призового фонда такой лотереи, в отличие от режима реального времени, происходят поэтапно, то есть изначально открывается очередной тираж или сообщается о проведении бестиражной лотереи, распространяются лотерейные билеты, квитанции или другие документы среди участников, а только затем подводятся итоги розыгрыша призового фонда, в тех временных рамках, которые указаны в условиях проведения лотереи.

При том, что в большинстве стран Западной Европы, Японии, Австралии и Латинской Америки от бумажных технологий отказались несколько десятилетий назад, практически все успешные российские лотереи выпускают бумажные лотерейные билеты и создают собственные или используют привлеченные агентские сети. С одной стороны, это обеспечивает им большие обороты, но, с другой, приводит к существенному снижению рентабельности и возникновению технических проблем и сложностей, связанных с логистикой, таких, как: несвоевременная доставка лотерейных билетов для участия в лотерее и при подведении результатов розыгрыша лотереи; велики потери на утилизацию и погашение нереализованных бумажных лотерейных билетов, не участвовавших в розыгрыше призового фонда лотереи и доставку выигрышей участникам. На наш взгляд, формулировка положения Закона о лотереях относительно того, что с помощью лотерейного оборудования, объединенного сетью электросвязи, проводится розыгрыш призового фонда лотереи в режиме реального времени является недостоверной и противоречащей самой сути установленной классификации лотерей.

Например, в действующем российском законодательстве отсутствует требование для тиражных лотерей, проводимых в режиме реального времени, о том, что их условия должны предусматривать розыгрыш призового фонда не чаще, чем раз в двенадцать часов, как этого требует часть 6 статьи 12.1 Закона о лотереях. Более того, в такой трактовке есть риск того, что произойдет намеренное злоупотребление либо путаница в применении указанной нормы при проведении азартных игр, маскирующихся под бестиражные («моментальные») лотереи, к периоду розыгрыша призового фонда которых, законодательно не предусмотрены ограничения.

Действительно, в соответствии с Законом об азартных играх, организатор азартных игр в тотализаторе обязан обеспечить условия, при которых участники азартных игр будут иметь возможность наблюдать за развитием и исходом событий, от которых по условиям такой азартном игры зависит результат пари, и в том числе посредством использования специального оборудования (пункт 17 части 2 статьи 16).

Данная формулировка является коллизионной по отношению к определению игрового автомата, который представляет собой электронное оборудование, используемое для проведения азартных игр и определяющее выигрыш устройством, входящим в его корпус (пункт 18 статьи 4 Закона об азартных играх). Основываясь на изложенном, нами предлагается исключить положение о том, что электронное лотерейное оборудование используется для проведения розыгрыша тиражной лотереи, из текста Закона о лотереях.

Современная законодательная классификация видов лотерей в России аналогична распространенной в мире и, по большому счету, может считаться актуальной уровню развития технологий и механизмов проведения лотерей. Однако, специфика развития лотерейного рынка России и сложности, которые встречаются при попытках законодателей разграничить методы регулирования лотерей и азартных игр вносят определенные проблемы в правоприменительной деятельности участников лотерейной деятельности и уполномоченных органов. Некоторые предложения по оптимизации положений действующих в России правовых норм были представлены выше, а также изложены в последующих главах настоящего исследования.

На наш взгляд, как уже отмечалось, для развития лотерей в России было бы верным реализовать проект по успешной организации и проведению международной лотереи на территории Российской Федерации. Аккумулируя опыт европейских стран, определенный в соответствующем порядке российский оператор лотереи мог бы осуществлять деятельность по проведению той же межгосударственной лотереи Euromillions, где Российская Федерация сможет быть одним из участником.

Учитывая финансовые показатели и прозрачность проведения европейских лотерей, этот фактор сможет стать мощным рывком в развитии лотерейного рынка России в целом и предпосылкой для упорядочивания действующего законодательства Российской Федерации в части регулирования лотерей.

Литература:

  1. Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. № 138-ФЗ «О лотереях» (ред. от 20.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 15.11.2020).
  2. Спектор Е. И. Проблемы реализации закона о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр. Да здравствует подполье? // Адвокат. 2007. № 2 — С. 61–67.
  3. Комментарии к гражданскому кодексу Российской Федерации, Части первой / Под ред. С. П. Гришаева, A. M. Эрделевского. ПБ «Консультант Плюс», 2006. — 894 с.
  4. Эрделевский A. M. Новое в законодательстве об играх и пари // Законодательство. М., 2007, № 8. — С. 8–11.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, лотерея, призовой фонд, действующее законодательство, призовой фонд лотереи, стимулирующая лотерея, участник лотереи, всероссийская лотерея, лотерейный билет, реальное время.


Похожие статьи

Задать вопрос