Психолого-педагогические проблемы развития рефлексивных способностей подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №48 (338) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 25.11.2020

Статья просмотрена: 41 раз

Библиографическое описание:

Сивакова, К. В. Психолого-педагогические проблемы развития рефлексивных способностей подростков / К. В. Сивакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 134-137. — URL: https://moluch.ru/archive/338/75644/ (дата обращения: 27.02.2021).



В данной статье рассмотрены сущность понятия и виды рефлексии, обозначены рефлексивные способности и компоненты личности подростков, а также рассмотрены психолого-педагогические проблемы развития рефлексивных способностей, уровни и приемы организации индивидуальной и групповой формы работы педагогов для формирования интеллектуальной и личностной рефлексии подростков.

Ключевые слова: рефлексивные способности, личностная рефлексия, интеллектуальная рефлексия, подросток, компоненты личности, психолого-педагогические проблемы.

Развитие рефлексивных способностей в подростковом возрасте является важным психологическим фактором, который определяет формирование самосознания и становление личности в целом. Стремление к овладению собственным познанием подростка характеризуется использованием внимания, способности анализировать и оценивать свое поведение и поведение сверстников.

Цель статьи — провести теоретический анализ проблем развития рефлексивных способностей подростков и способов их разрешения.

Рефлексия — это рациональный процесс, направленный на анализ, понимание осознание себя: собственных действий, поведения, речи, чувств, способностей, характера, отношений [1; 2]. Рефлексивные способности в подростковом возрасте являются новообразованием, то есть это те психологические изменения в развитии и сознании ребенка, которые влияют на его межличностные отношения.

И. Н. Семенов и С. Ю. Степанов выделяют следующие виды:

1) коммуникативную рефлексию (способствует осознанию субъектом того как его воспринимают партнеры по общению; основная цель коммуникативной рефлексии — оценить собственное «Я», провести оценку себя в процессе взаимодействия с окружающими);

2) личностную рефлексию (содействует осмыслению собственного сознания и своих действий самопознания; основной прем данной рефлексии осуществляется через проявление уверенности, то есть при самооценке субъект убежден в правильности своей точки зрения);

3) кооперативную рефлексию (позволяет рассматривать субъект в новой позиции как по отношению к прежней, так и к планируемой деятельности; данный вид рефлексии акцентируется на процессуальном моменте проявления этого механизма, а не на результате рефлексирования);

4) интеллектуальную рефлексию (позволяет получать и применять знания о субъекте и способы взаимодействия с ним) [7].

А. С. Макаренко выделил социально-перцептивную рефлексию, которая направлена на переосмысление собственного мнения о другом человеке. Она используется педагогами, чтобы перепроверить представление, которое у них сложилось об учащихся в процессе обучения и общения с ними [5].

Новообразованием подросткового возраста выступает формирование интеллектуальной и личностной рефлексии.

Интеллектуальная рефлексия характеризуется способностью к обнаружению незнания и поиску способов его преодоления, то есть подросток задумывается над тем, почему он думает так, а не иначе, что позволяет ему подчинять сознание интеллектуальной цели. Формируется этот вид рефлексии благодаря учебному процессу, и педагогам, работающим на развитие общественного сознания (предоставление научных понятий, художественных образов, нравственных ценностей, правовых норм).

Интеллектуальная рефлексия формируется посредством учебной деятельности. А. Н. Леонтьев определял особенности ее влияния на становления личности ребенка:

1) происходит формирования теоретического и рефлексивного мышления, познавательных способностей и учебных действий;

2) устанавливаются связи между разными видами деятельности, способствующие самообразованию;

3) развитие психических процессов (запоминание, сохранение и воспроизведение в головном мозге информации, полученной при взаимодействии с окружающем миром), приобретение знаний о способах продуктивного решения задач [4].

Личностная рефлексия проявляется в подростковом возрасте в способности «оборачиваться на себя» при взаимодействии со сверстниками, взрослыми, учителями. В возрасте 12–13 лет происходит формирование новой самооценки, которая уже не основана на ситуациях учебного успеха или неуспеха. В этот возрастной период самооценка подростка приобретает стабильный характер исходя из анализа мнения сверстников. Для того чтобы подросток смог адекватно оценить себя и свое поведение важно рефлексивное мышление самого ребенка, а также типы отношений, стили руководства, который выстраивает педагог.

В процессе развития личных рефлексивных способностей подростка развиваются так же и соответствующий им компоненты личности (табл.1).

Таблица 1

Рефлексивные способности и компоненты личности подростков

Рефлексивные способности

Компонент личности

Самосознание, самоидентификация

личности подростка.

Формирование рефлексивно-когнитивных компонентов личности: знания подростка о самом себе в прогнозировании последствий своего поведения, анализ и своевременное решение жизненных проблем.

Контроль настроений и переживаний, сдерживание импульсивности подростком.

Формирование рефлексивно-аффективного компонента: устойчивое, не зависимое от внешних успехов или неудач, подкрепленное мотивами эмоционально-ценностное отношение подростка к себе (как положительных качеств: удовлетворенность собой, ощущение ценности собственной личности; так и отрицательных: видение в себе недостатков, готовность к самообвинению, раздражение, презрение).

Конструктивные способы поведения в проблемно-конфликтных ситуациях и личностно-интеллектуальные ресурсы подростка.

Формирование рефлексивно-оценочно-регулятивного компонента: выражается в планировании собственного поведения в любой ситуации, оценивание возможных преград при достижении поставленной цели, перепланирование собственных действий с учетом возможных трудностей и оценка, подведение намеченных итогов собственной деятельности.

Таким образом, большую значимость в подростковом возрасте занимают развитие личностной и интеллектуальной рефлексии, так как на практике могут возникать психолого-педагогические проблемы развития рефлексивных способностей подростков, а именно:

– замедление развития рефлексивных способностей подростков (способности к самостоятельному поиску необходимых знаний, освоение теоретических понятий, возможность личностного роста) ввиду не подхваченного обучения педагогами при переходе ребенка в среднее звено школы;

– построение педагогом таких видов общения в обучении, которые не позволяют в полной мере подростку определить его социальную значимость, сформировать адекватную самооценку, раскрыть внутренний потенциал ребенка;

– недостаточность развития личностной рефлексии ввиду отсутствия проектирования условий (ситуаций развития) для опробования подростком собственных замыслов, где подросток смог бы выступать автором своей позиции.

Исходя из представленных выше проблем, важно отметить, что педагогу необходимо владеть различными способами организации индивидуальной и групповой работы, чтобы стимулировать подростков в формировании познавательного интереса к учебной деятельности, а также способствовать интеллектуальному и личностному развитию.

Эффективной организацией индивидуальной формы работы педагога для развития рефлексивных способностей подростков выступает самостоятельная деятельность ребенка, которая включает в себя следующие уровни:

1) повторение действий обучающихся по образцу — педагог предоставляет информацию ученикам, с какой целью они выполняют ту или иную деятельность, что они узнают и чему научаться по окончанию занятия, в содержание самостоятельной работы входят задачи на повторение действий по образцу, а результат действий будет показывать верно ли подросток выполнил задание и смог повторить учебные действия, ранее показанные педагогом, где рефлексивным компонентом и показателем для педагога выступает готовность ученика к осуществлению самостоятельной деятельности;

2) репродуктивная деятельность — педагог ставит перед обучающимися цель, которая требует решения с помощью воспроизведения и применение изучаемого материала, так происходит перенос предоставленных знаний педагогом на решение более сложных задач, ребенок самостоятельно воспроизводит, обобщает, сравнивает информацию для корректировки при ее применении в достижении поставленной цели — выполнить учебное задание, усвоить новый материал, применять знания при решении типовых задач;

3) эффективная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний — педагог предоставляет такие задачи, которые требуют решения, выходящие за приделы образца, связанные с анализом, обобщением, систематизацией и демонстрацией полученных знаний, и способностью их переноса в решение нестандартных ситуаций, способствующие формированию способности к самообразованию, где рефлексивным компонентом выступает готовность к приобретению способности овладения творческой самостоятельной деятельности;

4) самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении нестандартных задач в новых условиях — обучающийся сам ставит перед собой цель, определяет учебное задание, анализирует данные задачи и проводит их оценку, занимается поиском ее решения, разрабатывает план действий и т. д., где рефлексивным компонентом выступает показатель высокого уровня самостоятельной деятельности — творческий уровень [6].

Благодаря такому построению самостоятельной деятельности подросток сможет развивать способности интеллектуальной рефлексии, то есть он сможет определять для себя, что он уже знает и умеет, а что он еще не совсем знает и умеет, и где он знает, но надо еще лучше изучить этот вопрос.

В качестве групповых методов работы педагога для развития рефлексивных способностей подростков можно назвать следующие:

– «мозговой штурм» (обсуждение результатов совместной работы, выявление причин неудач и поиск способов их решения);

– «дискуссия» (высказывание разных точек зрения при обсуждении спорного вопроса);

– «пометки» (при обсуждении спорного вопроса подросток отмечает то, что нужно рассмотреть подробнее);

– «круглый стол» (обсуждение совместной работы группы, внесение предложений и обсуждение идей);

– «мои чувства» (обучающиеся описывают свои чувства и ощущения актуальной ситуации);

– «проверь себя» (задание на сопоставление полученных знаний и похожей задачи);

– «найди ошибку» (задание на поиск ошибки и ее решения);

– «горячий стул» (необходимо ответить на вопросы, передавая из рук в руки какой-либо предмет: «Что нового я знал сегодня?», «Какие полученные знания мне понадобиться в будущем?», «В какой период занятия ты почувствовал себя успешным?», «У тебя хорошо все получалось сегодня?», «О чем ты думал во время занятия?», «Что тебе больше всего понравилось на нашем занятии?») [3].

Таким образом, психолого-педагогические проблемы формирования рефлексивных способностей подростков являются частым явлением на практике. Возможными причинами таких обстоятельств могут выступать: нерациональное выстраивание структуры занятия, ограниченность во времени урока, отсутствие возможностей индивидуального подхода к обучающимся, незаинтересованность подростка к поиску новых знаний для решения нестандартных задач. На формирование рефлексивных способностей ребенка влияет организация учебной деятельности, формирование компонентов личности посредством самосознания, самосовершенствования, личностно-интеллектуальные ресурсы, а также благополучная окружающая обстановка и осведомленность подростка о конструктивных способах поведения в проблемно-конфликтных ситуациях. Структурные элементы развития рефлексивных способностей могут быть эффективно усвоены благодаря обучению при условии включения подростка в образовательный процесс, посредством учета уровней самостоятельной деятельности и активных групповых методов обучения, предоставляемых педагогом.

Литература:

  1. Большой психологический словарь [Электронный ресурс] // URL: https://psychological.slovaronline.com/1583-REFLEKSIYA (дата обращения: 13.11.2020)
  2. Доронина, Н. Н. Развитие личностной рефлексии подростков как условие становления их смысложизненных ориентаций [Текст] / Н. Н. Доронина, Л. Б. Кузнецова, М. Ю. Тетерятник // Психология обучения, 2020. — № 2. — С. 12–20
  3. Интерактивные методы и средства обучения: метод. рекомендации для студ. и препод. кафедры психологии [Текст] / сост. И. А. Агеева, И. А. Лысенкова, Е. С. Борченко. — Бишкек: КРСУ, 2017. — 84 с.
  4. Леонтьев, А. Н. Эволюция, движение, деятельность [Текст] / под ред. Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. — М.: Смысл, 2012. — 560 с.
  5. Ковалевский, П. А. Социально-перцептивная рефлексия как один из механизмов творческого познания учителем ученика / П. А. Ковалевский [Электронный ресурс] // URL: http://www.rusnauka.com/8_NIT_2008/Tethis/Pedagogica/28169.doc.htm (дата обращения: 14.11.2020)
  6. Новикова, С. Н. К вопросу о развитии познавательной самостоятельности старшеклассников [Текст] / С. Н. Новикова // Обучение и воспитание: методики и практика, 2014. — № 26. — С. 7–14
  7. Степанов, С. Ю. Проблема формирования типов рефлексии в решении творческих задач / С. Ю. Степанов, И. Н. Семенов [Электронный ресурс] // URL: http://www.voppsy.ru/issues/1982/821/821099.htm (дата обращения: 14.11.2020)
Основные термины (генерируются автоматически): интеллектуальная рефлексия, рефлексивная способность подростков, личностная рефлексия, подростковый возраст, самостоятельная деятельность, способность, педагог, вид рефлексии, рефлексивный компонент, учебная деятельность.


Ключевые слова

подросток, рефлексивные способности, личностная рефлексия, интеллектуальная рефлексия, компоненты личности, психолого-педагогические проблемы
Задать вопрос