Государственная гражданская служба как главный инструмент управления населением | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №48 (338) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 25.11.2020

Статья просмотрена: 112 раз

Библиографическое описание:

Петкина, Е. И. Государственная гражданская служба как главный инструмент управления населением / Е. И. Петкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 536-538. — URL: https://moluch.ru/archive/338/75603/ (дата обращения: 25.04.2024).



В работе изучены подходы к государственной гражданской службе, выделено и обосновано их применение. Также описаны внешние и внутренние факторы влияния образа представленной службы. Выделены проблемные области, а также представлены альтернативные решения для повышения эффективности деятельности государственных гражданских служащих и их руководителей.

В настоящее время все мировое сообщество переживает сложный период. Пандемия стала причиной многих следствий: снижение темпов экономики, социальная напряженность, увеличение уровня безработицы, проблемы со всей системой здравоохранения в связи с ее малообеспеченностью, изъянами и другого, увеличение межрасовых конфликтов и многое другое. Так, бремя восстановления стабильности и регулирования действий миллионов людей возлагается на государственную гражданскую службу, поскольку именно она на данный момент обладает всеми ресурсами для вмешательства в жизнедеятельность населения и это является ее миссией существования в целом.

Представляется, что государственная гражданская служба имеет два подхода к ее изучению. Первый называется деятельностным, поскольку выступает в качестве органов государственной власти. Такой подход отражает Федеральный закон № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»: даны определения основных понятий, основные принципы, ограничения и запреты государственных гражданских служащих, их социальные льготы и иное. Так, деятельностный подход исходит из того, что государственная гражданская служба является профессиональной служебной деятельностью, осуществляемой с целью обеспечения исполнения полномочий органов государственной власти. Отметим, что акцент делается на «служении органов государственной власти», целью которых является в совокупности — повышение уровня и качества жизни населения.

Второй подход основан на институте гражданской службы, который воспринимается как социальный институт, обладающий всеми соответствующими признаками: наличие цели, функций, иерархия, распределение ролей, установление норм и правил, наличие санкций и иное. Приверженцами данного подхода являются в большей степени ученые, которые рассматривают государственную гражданскую службу как институт, целью которого является обеспечение качественной жизнедеятельности населения, что выражается в повышении качества и уровня его жизни. Поскольку основой любого государства является его народ, то и деятельность гражданской службы направлена на удовлетворение потребностей населения. Другими словами, мы видим прямую связь между государственной гражданской службой и населением.

Конечно, существуют и другие подходы, однако автор работы выделяет самостоятельными представленные две, остальные же относит к смежным к тому или иному подходу. Обратим внимание, что в работе будет рассмотрена государственная гражданская служба в аспекте институциональной идеологии, поскольку именно она является наиболее полной и аргументированной, по мнению автора.

При исследовании темы можно заметить некоторое пренебрежение к данному институту. Выделим две группы факторов, влияющих на эффективность деятельности государственной гражданской службы: внутренний и внешний.

Внутренний фактор связан с жесткой регламентацией деятельности не только каждого руководителя структурных подразделений, но и каждого служащего. Правила, нормы и рекомендации существуют для каждой функции, каждого действия. Опишем регламентирующие правовые акты руководителя: Методика всесторонней оценки профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего [4]; Указ Президента РФ от 21.02.2019 N 68 «О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации» [3]; Трудовой кодекс РФ [1]. Так, представленные нормы действуют не только на руководителей, но и на их подчиненных, находящихся в служебной зависимости. Государственных гражданских служащих также регламентируют: Указ Президента РФ от 12 августа 2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих», Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 N 58-ФЗ. Такой объем нормативно-правовых актов связан, во-первых, с высокой значимостью института; во-вторых, с намерением снизить возможность произвола и халатности к деятельности служащих; в-третьих, связано с уровнем, на котором происходит деятельность — государственный. Однако такая ситуация пагубно влияет на систему управления подчиненными, так сказать «связанностью» рук руководителей структурных подразделений в отношении эффективного управления человеческими ресурсами. Таким образом, автор работы предлагает внести инновационные методы управления в должностные инструкции каждого руководителя, которые были бы специализированы для каждой совокупности государственных гражданских служащих, с целью повышения результативности, обретения стимулирующих воздействий, а также мотивации к эффективной деятельности людей. Отличительными особенностями таких методов заключаются в их новизне, наименьшей регламентированности (за исключением противотечений российскому законодательству о государственной гражданской службе), а также в стимуле исследования других областей управления для повышения компетентности руководителей.

Внешний фактор связан с образом государственных гражданских служащих в глазах населения. Так, имидж института государственной гражданской службы является не исключительно положительным [5], поскольку: во-первых, правовая безграмотность населения порождает «пробелы», что соотносят с противоправными методами поступления на данную службу в связи с незнанием (проведение конкурса на поступление, занесение в кадровый резерв не оглашаются для незаинтересованных людей). Во-вторых, теории имиджелогии особое место отнесено внешнему облику объекта, так отсутствие единой формы является не столько причиной отрицательных комментариев, сколько отсутствия чувства неприкосновенности института. В-третьих, это отсутствие государственных гражданских служащих в социальной сфере в таких направлениях, как благотворительность и волонтёрство, что значительно бы повысило количество положительных моментов в образе института. Таким образом, автор предлагает внедрить такую процедуру, как принятие Присяги государственных гражданских служащих с целью повышения значимости деятельности и одухотворенности, ввести единую форму для института для увеличения единого смысла деятельности и обеспечить их активное участие в социальной сфере.

Сделаем вывод, государственная гражданская служба нуждается в обеспечении ее положительным имиджем, а также в большей самостоятельной функциональности, что поможет в этом следующее: внедрение в должностную инструкцию пункта об инновационных методах управления; введение Присяги, единой формы и участие в благотворительности и волонтерстве. Автор работы видит развитие такого важного института для общества только после внедрения предложенных элементов.

Литература:

  1. Российская Федерация. Законы. Трудовой кодекс Российской Федерации [Текст]: от 30.12. 2001 г. № 197-ФЗ, ввод в действие с 01.02.2002 / Российская Федерация. Законы. — Волгоград; М.: Изд-во ВолГУ: Либрис, 2002. — 225 с.
  2. Указ Президента РФ от 12 августа 2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 33. Ст.3196.
  3. Указ Президента РФ от 21.02.2019 N 68 «О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации» (вместе с «Положением о порядке осуществления профессионального развития государственных гражданских служащих Российской Федерации») — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [официальный сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318654/ (дата обращения: 19.11.2020).
  4. Методика всесторонней оценки профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего — Текст: электронный // Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты: [официальный сайт]. — URL: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/gossluzhba/16/4/2 (дата обращения: 19.11.2020).
  5. Акимова Е. Ю. Проблема имиджа государственных служащих в современном обществе // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 1. С. 235.
  6. Гордеева, О. И. Политический имидж в избирательных кампаниях // Технология и организация выборных кампаний. Зарубежный и отечественный опыт. М. 1993. С. 161.
  7. Зазыкин, В. Г., Белоусова, И. Э. Психологические характеристики эффективного политического имиджа / РАГС. М. 1999. С. 15.
Основные термины (генерируются автоматически): государственная гражданская служба, служащий, автор работы, государственная власть, единая форма, подход, Российская Федерация, гражданская служба, профессиональная служебная деятельность, социальная сфера.


Похожие статьи

Задать вопрос