Пути повышения эффективности осуществления государственного аудита в сфере закупок в контрольно-счетном органе муниципального образования. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №48 (338) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 25.11.2020

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Поздина, А. В. Пути повышения эффективности осуществления государственного аудита в сфере закупок в контрольно-счетном органе муниципального образования. / А. В. Поздина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 541-543. — URL: https://moluch.ru/archive/338/75602/ (дата обращения: 27.02.2021).



Закупки для государственных и муниципальных нужд являются одним из основных инструментов регулирования рынка, элементом социальной и экономических систем, а также обеспечения роста экономики. Как показывает практика, муниципальные закупки — это мощный фактор, влияющий на уровень развития экономики любой страны.

Ключевые слова: эффективность, стандарты контрольно-счетных органов муниципальных образований, результативность.

В результате оценки и анализа основных результатов контрольных мероприятий, проведенных контрольно-счётными органами муниципального образования был выявлен ряд проблем, которые оказывают существенное влияние при проведении аудита закупок. Рассмотрим их более подробно:

Во-первых , вызывает затруднение определение эффективности расходов по закупкам. В Стандартах контрольно-счётных органов муниципальных образований указаны показатели с расчетными формулами, на основании которых, необходимо дать оценку эффективности израсходованных бюджетных средств.

Эффективность расходов на закупки раскрывается через показатели экономии бюджетных средств, полученной на различных стадиях закупки (планирования, определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков), заключения контракта, исполнения контракта, а также определения общей экономии бюджетных средств через установление суммы абсолютного и относительного объема экономии за соответствующий период.

В рамках анализа и оценки эффективности расходов на закупку также анализируется соблюдение заказчиком принципа обеспечения конкуренции. Увеличение количества заявок, поданных участниками, и результаты конкурентной борьбы приводят к снижению предлагаемой цены, и, как следствие, к снижению государственных расходов и увеличению эффективности закупок.

Показатели эффективности, установлены Стандартами контрольно-счетных органах муниципальных образований на основании Стандарта внешнего государственного аудита (контроля) СГА 302 «Аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых объектами аудита (контроля)», утвержденный Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 21 апреля 2016 года № 17К (1092) и носят рекомендательный характер.

Статьей 34 Бюджетного кодекса РФ установлен принцип эффективности использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности). Таким образом, для достижения эффективности использования бюджетных средств необходимо обеспечить экономность и (или) результативность, то есть получается, что вполне достаточно достижения одного из названных показателей эффективности.

Таким образом, несмотря на установление в Бюджетном кодексе РФ принципа и показателей оценки эффективности использования бюджетных средств, отсутствует необходимая четкость применения показателей.

В законодательстве Российской Федерации не предусмотрена ответственность за неэффективное использование бюджетных средств. При этом контрольно-счетные органы муниципальных образований наделены лишь правом, вносить представления и предписания для принятия мер по возмещению причиненного ущерба, в случае неэффективного использования бюджетных средств.

Для решения выявленных проблем автором предлагается:

— Внести изменения в статью 34 Бюджетного кодекса РФ с целью установления конкретных показателей по определению эффективности использования бюджетных средств.

— В законодательстве Российской Федерации предусмотреть ответственность за неэффективное использование бюджетных средств.

— Контрольно-счетным органам муниципальных образований разработать единую модель определения эффективности, состоящую из многокритериального набора показателей, позволяющих обеспечить объективную оценку функционирования системы государственных (муниципальных) закупок.

Во-вторых , в Стандартах контрольно-счетных органах муниципальных образований определение результативности характеризуется следующими показателями:

— Экономическая результативность определяется путем сравнения достигнутых и запланированных экономических результатов использования бюджетных средств, которые выступают в виде конкретных товаров, работ, услуг.

— Социально-экономический эффект использования бюджетных средств определяется на основе анализа степени удовлетворения муниципальных нужд и достижения установленных целей осуществления закупок, на которые были использованы бюджетные средства.

Предлагаемый подход к оценке результативности, в ходе проведения аудита закупок, является проблематичным. Экономическую результативность, с одной стороны, связывают с экономическими результатами использования бюджетных средств (непонятно, как измерить такой результатами), с другой — с конкретными товарами, работами, услугами, которые следует рассматривать как эквивалент бюджетных средств. Не лучше обстоит дело и с измерением социально-экономического эффекта, который связывают со степенью удовлетворения государственных нужд и достижением установленных целей осуществления закупок при использовании бюджетных средств, однако методики установления определенной степени или достижения цели не существует. Можно только предположить, что планирование закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд и их приобретение даже с минимальной экономией уже может рассматриваться как получение социально-экономического эффекта.

Вызывает сомнение и измерение результативности. Результативность следует рассматривать как полное удовлетворение государственных (муниципальных) нужд, а экономию бюджетных расходов рассматривать как результат, полученный после приобретения запланированных товаров, работ, услуг. Закупка не только должна позволить государственным (муниципальным) заказчикам выполнять свои функции и полномочия, но в пределах и сверх установленного гарантийного срока (объема гарантий) не нести дополнительных расходов, обеспечивать низкие эксплуатационные расходы (экономию). Что касается получения социально-экономического эффекта, то, по мнению автора, его необходимо увязывать с экономией трудовых ресурсов, увеличением или улучшением качества получаемых социальных благ, применением инновационных продуктов.

В-третьих , в 2019 году Счетная палата РФ провела ряд мероприятий по анализу деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований, в том числе и по проведению аудита в сфере закупок данными органами.

Реализация полномочий контрольно-счетных органов муниципальных образований возможна лишь при наличии количества штатных единиц, достаточного для их осуществления. На основании исследований было выявлено, что средняя штатная численность контрольно-счетного органа муниципального образования составляет 3,1 единицы, средняя фактическая 2,8 единицы. Таким образом, можно сделать вывод, что не высокая штатная численность не сможет обеспечить высокий уровень качества проводимого аудита в сфере закупок.

Численность сотрудников, принявших участие в мероприятиях по профессиональному развитию за последние три года, составила 3 463 человека или 59,6 % сотрудников, в том числе прошли обучение по программам повышения квалификации 52,1 % от всех сотрудников. Недостаток профессиональной и иной специальной квалификации в данной сфере, говорит о возникающих сложностях в проведении аудита в сфере закупок [3].

Для решения выявленных проблем необходимо принять следующие меры:

— увеличить численность контрольно-счетных органов муниципальных образований;

— осуществлять обучение сотрудников контрольно-счетных органов муниципальных образований в сфере проведения аудита закупок.

В-четвертых , в результате контрольных мероприятий были установлены нарушения требований Федерального закона № 44-ФЗ. У контрольно-счетных органах отсутствуют полномочия по составлению протоколов об административном правонарушении в ходе проведения аудита закупок.

Таким образом, контрольно-счетные органы не имеют возможности привлечь к административной ответственности виновных лиц.

Для решения данной проблемы необходимо внести изменения в часть 7 статьи 28.3 КоАП РФ для передачи полномочий контрольно-счетным органам с целью составления протоколов об административном правонарушении в ходе проведения аудита закупок.

Литература:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 15.10.2020 г.) — Режим доступа: Консультант Плюс.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 15.10.2020 г.) Режим доступа: Консультант Плюс.
  3. Счетная палата Российской Федерации [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/, свободный.
  4. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс]: федер. закон РФ от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ — Режим доступа: Консультант Плюс, свободный.
Основные термины (генерируются автоматически): орган, средство, закупка, неэффективное использование, образование, Российская Федерация, социально-экономический эффект, сфера закупок, ходя проведения аудита закупок, административное правонарушение.


Ключевые слова

эффективность, результативность, стандарты контрольно-счетных органов муниципальных образований
Задать вопрос