Анализ Постановления Европейского Суда по правам человека по делу о жестоком обращении с ребенком | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №48 (338) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 30.11.2020

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Музыченко, Ю. В. Анализ Постановления Европейского Суда по правам человека по делу о жестоком обращении с ребенком / Ю. В. Музыченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 300-302. — URL: https://moluch.ru/archive/338/75580/ (дата обращения: 28.03.2024).



В данной статье анализируется Постановление Европейского Суда по правам человека по делу «В.К. против Российской Федерации», в котором он установил нарушение требований ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в связи с жестоким обращением c четырехлетним ребенком со стороны воспитателей детского сада.

Ключевые слова: бесчеловечное и унижающее достоинство обращение, негативное обязательство государства по ст. 3 Конвенции, процессуальное обязательство государство по ст. 3 Конвенции, ребенок, детский сад, воспитатели.

В марте 2017 года Европейский суд по правам человека (далее Европейский Суд) вынес постановление по делу «В.К. против Российской Федерации», в котором признал власти РФ ответственными за нарушение требований ст.3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее, ст. 3 Конвенции), в связи с жестоким обращением, допущенным воспитателями детского сада в отношении четырехлетнего ребенка [1].

Заявитель утверждал, что в 2005 г., будучи в четырехлетнем возрасте, был подвергнут жестокости со стороны воспитателей дошкольного учреждения. После чего у него было развито расстройство нервной системы. Жалобы его родителей на жестокое обращение с ребенком не привели к должному результату.

Заявитель также указал, что воспитатели жестоко наказывали его, когда тот не спал на тихом часе, запугивали, запирали в темной уборной, применяли насилие для закапывания глазных капель… и это лишь малая часть того, что ему пришлось пережить.

Заявления родителей в органы исполнительной власти не были удовлетворены и привели лишь к тому, что итоге, в 2009 году полиция возбудила уголовное дело против воспитателей, однако следствие было прекращено, в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности. Воспитателей также не смогли привлечь к ответственности за умышленное причинение вреда средней тяжести здоровью человека.

Европейский Суд постановил, что имело место нарушение ст. 3 Конвенции в ее материальном (жестокое обращение) и процессуальном (несоблюдение государством обязательства по проведению эффективного расследования) аспектах [2].

Обстоятельства дела говорят о многом. Ответы на вопросы о характере обращения с заявителем в детском саду и об эффективности последующего расследования жалоб на жестокое обращение были достаточно очевидными.

Европейский Суд задал вопрос властям Российской Федерации, относительно данной жалобы, а именно, несет ли государство ответственность за действия воспитателей детского сада или же оно несет ответственность за то, что не смогло обеспечить защиту детей, находящихся под его контролем, от жестокого обращения. Иными словами, это вопрос о том, нарушило ли государство негативное или позитивное обязательство по ст. 3 Конвенции.

В делах, которые рассматриваются на основании ст. 3 Конвенции, нарушение негативного обязательства (т. е., обязательства не допускать пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания) может быть установлено только тогда, когда лицо, допустившее такое обращение, является представителем государства. Иными словами, выражаясь языком международного права, имело значение, могут ли воспитатели являться представителями государства?

Позиция властей Российской Федерации заключалась в том, что действия воспитателей детских садов не могут принадлежать государству, и естественно, Россия не может нести ответственность за их действия. С точки зрения государства-ответчика, детские сады не являются «государственными организациями», так как они не осуществляют никаких государственных полномочий. Задача детских садов заключается лишь в том, чтобы осуществлять заботу о детях и предоставлять фундамент дошкольного образования.

Европейский Суд не согласился с аргументами властей Российской Федерации и сделал вывод, что действия воспитателей в данной ситуации должны быть присвоены государству.

В ходе разбирательства Европейский Суд отметил, что заявителем было предоставлено подробное описание жестокого обращения, которому он был подвержен со стороны сотрудников детского сада. Комиссия экспертов также установила, что заявитель был подвержен продолжительной психологической травле. Власти сочли установленным, что воспитатели причинили вред средней тяжести здоровью заявителя, но решили не преследовать их, поскольку следствие не доказало умысел при причинении вреда здоровью, т. к. умысел являлся существенным элементом преступления умышленного причинения вреда здоровью средней тяжести. Европейский Суд счёл вышеуказанные элементы достаточными для установления в соответствии со стандартом доказывания, требуемым в конвенционном разбирательстве, что сотрудники детского сада подвергли заявителя обжалуемому обращению [3].

По итогу, Суд единогласно объявил жалобу приемлемой по существу, постановил, что имело место нарушение ст. 3 Конвенции в ее материально-правовом аспекте, в отношении жестокого обращения с заявителем со стороны воспитателей государственного детского сада, а также в части проведения эффективного расследования жалоб заявителя на жестокое обращение. На основании ст. 13 Конвенции Суд обязал государство — ответчика выплатить денежное возмещение на общую сумму 36 000 Евро, из них 3000 Евро — компенсация материального ущерба, 25000 Евро — компенсация морального вреда и 8000 Евро — компенсация судебных расходов и издержек [2].

В данном вопросе, основное внимание было уделено бесчеловечному обращению с заявителем со стороны сотрудников государственного учреждения (воспитателей). В обстоятельствах дела были обнаружены признаки бесчеловечного обращения, такие как, применение коллективных наказаний и необоснованных ограничений, которые сами по себе нарушают требования Конвенции. На воспитателей в дошкольных учреждениях возложена обязанность заботиться о подопечных и участвовать в их образовании, а не применять жесткие меры по отношению к ним.

Возраст — важный фактор, который был принят во внимание при рассмотрении вопроса о минимальном пороге жестокости в конкретном деле, он указывает на степень уязвимости жертвы. Очевидно, что ребенок в возрасте четырех лет находится в очень уязвимом состоянии.

Рассмотренное Постановление является тревожным напоминанием о том, что ребенок является потенциально уязвимым для незаконных действий людей, которым он и его родители доверяют и слабо защищен от них. Государство должно гарантировать, чтобы места заботы и воспитания не превращались в места унижений и наказаний, а также оно несет прямую ответственность за незаконные действия сотрудников таких учреждений (если являются государственными или муниципальными), виновных в действиях, нарушающих требования ст. 3 Конвенции.

Литература:

  1. Постановление Европейского Суда по правам человека от 7 марта 2017 г. Дело «В.К. против Российской Федерации» (Жалоба № 68059/13) (Третья секция)
  2. Ст. 3 и ст. 13«Конвенция о защите прав человека и основных свобод» (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с «Протоколом [N 1]" (Подписан в г. Париже 20.03.1952), «Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом N 7" (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984))
  3. Бюллетень Европейского Суда по правам человека. Российское издание № 7 [181]2017 под ред. Ю. Берестнев
  4. https://wiselawyer.ru/poleznoe/102241-protiv-rossijskoj-federacii-gosudarstvo-neset-otvetstvennost-zhestokoe???history=33&pfid=1&sample=41&ref=1
Основные термины (генерируются автоматически): европейский Суд, жестокое обращение, детский сад, Российская Федерация, Конвенция, воспитатель, заявитель, сторона воспитателей, бесчеловечное обращение, четырехлетний ребенок.


Ключевые слова

ребёнок, детский сад, воспитатели, бесчеловечное и унижающее достоинство обращение, негативное обязательство государства по ст. 3 Конвенции, процессуальное обязательство государство по ст. 3 Конвенции

Похожие статьи

Правовой анализ судебной практики Европейского Суда по...

 Европейский суд по правам человека (далее по тексту — ЕСПЧ) — судебный орган, созданный в соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основных

Для уяснения имеющейся судебной практики ЕСПЧ следует проанализировать ряд имеющихся решений [4]

Международное противодействие преступлениям против личности...

Основные термины (генерируются автоматически): бесчеловечное обращение, жестокое обращение, особая жестокость, вид обращения, достоинство

Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Жестокое обращение с детьми как основание для лишения...

Библиографическое описание: Хертек, Д. Д. Жестокое обращение с детьми как основание для лишения

 В соответствии с ч. 2 ст. 38 Конституции Российской Федерации забота о детях, их

Однако, несмотря на уменьшение количества случаев жестокого обращения с детьми...

Защита прав несовершеннолетних в Европейском суде по...

Судья ЕСПЧ отмечает, что Европейский суд «доброжелательно относится к доступу несовершеннолетних, что согласуется с

Права и свободы принадлежат ребенку от рождения и гарантируются государством в соответствии с Конституцией Российской Федерации...

Право на судебное разбирательство гражданских дел в разумный...

Исходя из этого, Европейский Суд констатировал нарушение Российской Федерацией статьи 13 Конвенции. Европейский Суд отклонил требования заявителя о возмещении материального вреда в связи с тем, что им не было доказано причинно-следственной связи...

Процессуальные проблемы защиты прав опеки и прав доступа на...

Европейский Суд, Конституционный Суд РФ, Российская Федерация, Конституция РФ, Европейская Конвенция, решение, Конвенция... Согласно семейному законодательству Российской Федерации, усыновление. 1. Конвенция о защите детей и сотрудничестве в...

Проблемные вопросы законодательства РФ, связанные...

Европейский Суд, Конституционный Суд РФ, Российская... Полагаем, что ратификация Европейской конвенции государствами, которые. В Российской Федерации посредством наличия у граждан возможности обратиться в Европейский Суд по.

Краткий обзор правоприменительной практики компенсации...

 Конвенция о правах ребенка [1], а также Декларация прав ребенка [2] акцентируют

Вместе с тем пребывание ребенка в детском дошкольном образовательном учреждении, к

Определяя размер компенсации, суд должен учесть в какой же степени нарушитель виновен, а также иные...

Процессуальные особенности территориальной подсудности...

28 июля 2011 г. Российская Федерация присоединилась к Гаагской конвенции 1980 г. о гражданско-правовых аспектах международного

Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей в мировом сообществе считается одним из наиболее...

Похожие статьи

Правовой анализ судебной практики Европейского Суда по...

 Европейский суд по правам человека (далее по тексту — ЕСПЧ) — судебный орган, созданный в соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основных

Для уяснения имеющейся судебной практики ЕСПЧ следует проанализировать ряд имеющихся решений [4]

Международное противодействие преступлениям против личности...

Основные термины (генерируются автоматически): бесчеловечное обращение, жестокое обращение, особая жестокость, вид обращения, достоинство

Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Жестокое обращение с детьми как основание для лишения...

Библиографическое описание: Хертек, Д. Д. Жестокое обращение с детьми как основание для лишения

 В соответствии с ч. 2 ст. 38 Конституции Российской Федерации забота о детях, их

Однако, несмотря на уменьшение количества случаев жестокого обращения с детьми...

Защита прав несовершеннолетних в Европейском суде по...

Судья ЕСПЧ отмечает, что Европейский суд «доброжелательно относится к доступу несовершеннолетних, что согласуется с

Права и свободы принадлежат ребенку от рождения и гарантируются государством в соответствии с Конституцией Российской Федерации...

Право на судебное разбирательство гражданских дел в разумный...

Исходя из этого, Европейский Суд констатировал нарушение Российской Федерацией статьи 13 Конвенции. Европейский Суд отклонил требования заявителя о возмещении материального вреда в связи с тем, что им не было доказано причинно-следственной связи...

Процессуальные проблемы защиты прав опеки и прав доступа на...

Европейский Суд, Конституционный Суд РФ, Российская Федерация, Конституция РФ, Европейская Конвенция, решение, Конвенция... Согласно семейному законодательству Российской Федерации, усыновление. 1. Конвенция о защите детей и сотрудничестве в...

Проблемные вопросы законодательства РФ, связанные...

Европейский Суд, Конституционный Суд РФ, Российская... Полагаем, что ратификация Европейской конвенции государствами, которые. В Российской Федерации посредством наличия у граждан возможности обратиться в Европейский Суд по.

Краткий обзор правоприменительной практики компенсации...

 Конвенция о правах ребенка [1], а также Декларация прав ребенка [2] акцентируют

Вместе с тем пребывание ребенка в детском дошкольном образовательном учреждении, к

Определяя размер компенсации, суд должен учесть в какой же степени нарушитель виновен, а также иные...

Процессуальные особенности территориальной подсудности...

28 июля 2011 г. Российская Федерация присоединилась к Гаагской конвенции 1980 г. о гражданско-правовых аспектах международного

Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей в мировом сообществе считается одним из наиболее...

Задать вопрос