Проблема профессионального самосознания педагога | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Тезина, Е. А. Проблема профессионального самосознания педагога / Е. А. Тезина, В. Д. Лукашина, Е. В. Логунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 448-450. — URL: https://moluch.ru/archive/338/75560/ (дата обращения: 27.02.2021).



В статье понимается вопрос о таком явлении, как самосознание учителя. Рассмотрены основные характеристики и компоненты самосознания, способствующие профессиональному росту педагога. Кроме того, в статье раскрывается процесс формирования профессионального самосознания.

Ключевые слова: самосознание, педагог, профессиональная подготовка, Я-концепция, педагогическая деятельность.

Основополагающим условием профессионального и личностного развития педагога является самосознание [3, с.68].

Категории сознания и самосознания являются в особенности трудными для освоения и понимания в психологии. Данные явления находятся в центре научных обсуждений на протяжении всего развития философского и психологического знания. Философы периода античности — Платон, Сократ и Аристотель считали самосознание идентичным самопознанию.

В эпоху Средневековья различные философы неизменно связывали самосознание с нравственным и религиозным самоопределением. Позиция, что самосознание является этической категорией возникла позднее. Например, в немецкой классической философии XVIII — XIX веков самосознание признавалось обязательной предпосылкой.

В отечественной философской мысли М. М. Бахтин поддерживал этические традиции. Он рассматривал самосознание в русле христианской морали как осознание вины-ответственности, полагая, что только такое единство гарантирует внутреннюю целостность личности [1, с.38].

На сегодняшний день в психологии исследователи в большей степени интересуются проблемой самосознания, его структурой и уровнем организации. Зарубежная психология представляет большое количество исследований в области самосознания. Центральное место проблема самосознания занимает в гуманистическом направлении (А. Маслоу, К. Роджерс и др.). Становление сознательного «Я» является проблемой исследования в неопсихоанализе (Э. Эриксон и др.), интеракционизме (Ч. Кули, Г. Мид и др.).

Отечественные психологи придерживаются мнения, согласно которому развитие самосознания личности происходит прежде всего под влиянием общественного сознания, господствующего в обществе мировоззрения, морально-этических норм (Л. И. Божович, И. С. Кон, В. В. Столин, И. И. Чеснокова и др.) [2, с.57].

При отсутствии единства в терминологии и многообразие определений, многие исследователи сходятся во мнении, что самосознание — осознание человеком самого себя как личности и индивида.

Самосознание характеризуется своим продуктом — представлением о себе, Я-концепцией или Я-образом [6, с.92].

Я-концепция или Я-образ — это относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений человека о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими [6, с.94].

Я-концепция — это некая установка человека по отношению к себе самому. Данная установка включает три компонента, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Компоненты Я-концепции

Компонент

Характеристика компонента

Когнитивный компонент

Подразумевает знание, понимание и принятие своей внешности, способностей, социальной значимости, то есть понимание самого себя.

Эмоционально-оценочный компонент

Представляет собой отношение человека к самому себе, содержит самокритичность, самоуважение, себялюбие.

Поведенческий (волевой) компонент

Подразумевает стремление человека к пониманию другими, желание повысить свой социальный статус, завоевать уважение [6, с.98–101].

Психологи отмечают наличие у человека не только одного образа его «Я», а совокупность чередующихся Я-образов, которые поочередно выходят на первый план самосознания, затем теряют свою значимость в ситуации социального взаимодействия. Образ себя представляет собой динамическое, а не статическое образование личности.

Я-концепция или Я-образ могут быть пережиты как репрезентация самого себя в период самого переживания, которое в психологии именуется я-реальным. Каким должен стать человек для того, чтобы соответствовать своим идеалам успеха отражается в Я-идеальное. Самоидеал выступает как необходимая точка отсчета в самообразовании личности. Построение своего вымышленного «Я» характерно не только для подростков и юношей, но и для взрослых. Фантастическое «Я», являясь мечтой, фантазией, действует как стимул для совершенствования человека над самим собой [7, с.536].

Тем не менее необходимо, чтобы вымышленное «Я» не заменяло объективного понимания своего места и роли в жизни. Если в структуре личности в большей степени присутствуют фантастические представления о себе, помогающие исполнению желаемого, то это нарушает организованную деятельность и самосознание.

Я-концепция или Я-образ появляется у индивида в процессе социального взаимодействия как неповторимый результат психологического становления, как относительно постоянный и в то же время подверженный внутренним изменениям психического приобретения. Она накладывает отпечаток на все жизненные проявления индивида с раннего возраста вплоть до глубокой старости [4, с.41].

В ходе взросления в профессиональной подготовке и работе у человека формируется профессиональное самосознание, основанное на самосознании. Представляя собой частный случай личностного самосознания, профессиональное самосознание обладает теми же свойствами и качествами, перечисленными выше, хотя и имеет свою специфику [1, с.538].

В отечественной психологии содержаться определения, которые дополняют термин «самосознание». Например, Б. Д. Парыгин трактует это понятие как осознание человеком своей принадлежности к некоторой профессии, В. Д. Брагина делает акцент на познании и самооценке профессиональных качеств и отношении к ним, а П. А. Шавир вкладывает в это понятие осознание себя как субъекта своей профессиональной деятельности.

В соответствии с данными интерпретациями профессиональное самосознание учителя можно определить следующим образом. Профессионально-педагогическое самосознание — это осознание педагогом самого себя как личности и субъекта профессиональной деятельности и общения [5, с.18].

Таким образом, структура профессионального самосознания педагога содержит соответствующие элементы, приведенные в таблице 2.

Таблица 2

Структура профессионального самосознания учителя

Структурная составляющая профессионального самосознания педагога

Характеристика

Осознание педагогом требований к своей профессии

В данной структурной единице заложены основы мировоззрения профессиональной деятельности.

Если у педагога нет представления о том, каким должен быть учитель, как ему необходимо строить отношения с коллегами, учениками и родителями, то ему трудно дать оценку себе.

Осознание личностных качеств окружающих

Данный компонент помогает сравнить педагогу себя с профессионалом средней квалификации, как в образе коллеги, так и абстрактным.

Учет оценки

Помогает педагогу оценить себя со стороны других людей (коллег, учеников, родителей).

Самооценка педагогом своих отдельных сторон

В данной структурной единице выделяют несколько оснований:

— когнитивный аспект (понимание самого себя, своей педагогической деятельности);

— эмоциональный аспект (оценка педагогом своих особенностей);

— поведенческий аспект (представляет способность к действиям на основе самосознания) [5, с.43].

Таким образом, формирование профессионального самосознания педагога зависит от двух групп факторов. К первой группе можно отнести ожидания и ценностные суждения представителей социальной среды — студентов, коллег и администрации. Ко второй — мотивационно-ценностные ориентации и ожидания от себя как профессионала, вытекающие из практической педагогической деятельности.

Литература:

  1. Бахтин М. М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. — СПб.: Азбука, 200. — 336 с.
  2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Л. И. Божович / под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Просвещение, 1995. — 642 с.
  3. Корепанова Н.В Хакимзянова И. М., Щербакова О. И. Профессионально-личностное становление и развитие педагога // Педагогика. — 2003. — № 6. — С. 66–71.
  4. Ломов Б. Ф. Направленность личности. Субъективные отношения личности // Психология личности в трудах отечественных психологов/сост. Куликов Л. В. СПб.: Нева, 2000. — 480 с.
  5. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя. М.: Академия, 2004. — 319 с.
  6. Новиков А. М. Основания педагогики. — М.: Эгвес, 2010. — 208 с.
  7. Ярматов Р. Б. Психолого-педагогические особенности подготовки и развития личности будущего учителя / Р. Б. Ярматов // Молодой ученый. — 2012. — № 12. — С. 535–537.
Основные термины (генерируются автоматически): самосознание, профессиональная деятельность, профессиональное самосознание, профессиональное самосознание педагога, педагогическая деятельность, проблема самосознания, профессиональная подготовка, профессиональное самосознание учителя, социальное взаимодействие, структурная единица.


Задать вопрос