Влияние гиподинамии на организм школьника | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №48 (338) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 23.11.2020

Статья просмотрена: 25 раз

Библиографическое описание:

Решетник, А. С. Влияние гиподинамии на организм школьника / А. С. Решетник, Р. Э. Ашмарина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 467-468. — URL: https://moluch.ru/archive/338/75557/ (дата обращения: 27.02.2021).



Основной причиной, которая формирует большую часть особенностей организма при различных заболеваниях, является пониженная двигательная активность. Выражается она либо недостаточной общей суточной активностью, либо ограниченными развивающими нагрузками. Формируется своего рода замкнутый круг: результатом болезни является снижение физической активности, которое, в свою очередь, ведет к увеличению длительности заболевания либо вообще является самостоятельной причиной возникновения недомоганий.

Давно подмечено, что низкая двигательная активность ослабляет организм и становится условием для возникновения многих заболеваний, особенно явно отрицательное влияние проявляется на растущем организме. У детей она приводит к отставанию в физическом развитии, недоразвитию большинства органов и их систем. Поэтому у большинства хронически больных детей в подростковом возрасте наблюдается так называемый синдром капельного сердца — несоответствие величины сердца размерам и телосложению человека, сопровождающееся недоразвитием центральных и периферических сосудов.

Кроме того, данное состояние оказывает и отрицательный психологический эффект: подросток с низкой физической активностью лишается одной из главных форм общения между людьми — физической культуры. Поэтому зачастую у физически слабых детей параллельно формируются и отрицательные черты характера и особенности личности.

К общим особенностям врачебно-педагогической характеристики учащихся, вызванных низкой двигательной активностью, относятся следующие черты.

  1. Задержка в половом созревании, биологическом, физическом и интеллектуальном развитии. Зависит от конкретной формы заболевания и от степени снижения физической активности. Психическое отставание проявляется в более затрудненном, по сравнению со сверстниками, усвоении теоретического материала, слабой концентрации внимания, памяти и пр.
  2. Задержка развития двигательных качеств. В первую очередь проявляется в значительном снижении выносливости при выполнении работы большой интенсивности. Часто страдают общие скоростные и силовые качества, хотя сила и быстрота отдельных групп мышц может оставаться прежней.
  3. Снижение иммунитета организма, высокая восприимчивость к заболеваниям, прежде всего к простудным. Могут обостряться хронически текущие болезни. При заболевании два или более раз в год организм ребенка считается ослабленным. Кроме того, у таких детей часто имеются хронические инфекционные очаги и низкая заживляемость ран.
  4. Низкие показатели учебной деятельности, возникающие вследствие снижения общей работоспособности. Возникает быстрая утомляемость во время уроков. К обострению имеющихся заболеваний могут привести как значительные физические, так и эмоциональные, умственные нагрузки. Они могут возникнуть при неблагоприятных факторах среды и условий учебы. Поэтому необходимо контролировать соблюдение гигиенических условий учебы и организацию труда и отдыха учащихся. По возможности, следует привлечь и дополнительные средства, снимающие утомление и восстанавливающие работоспособность.
  5. Общее нарушение функциональных свойств организма и его систем. Со стороны нервной системы это может быть нарушение регуляции вегетативных функций, которые приводят к быстрой утомляемости, раздражительности, неустойчивости настроения и общего самочувствия. Со стороны сердечно-сосудистой системы наблюдается ослабление сердечной мышцы, уменьшение сети капилляров в тканях и другие негативные изменения, приводящие к ограничению функциональных возможностей ССС. Результатом является неадекватная реакция организма на физические нагрузки: учащается пульс, повышается кровяное давление, повышается утомляемость организма, период восстановления увеличивается. Со стороны дыхательной системы недостаточно развиваются мышцы грудной клетки, участвующие в дыхании. Это приводит к низкой диффузии газов в легочной ткани и, в конечном итоге, к повышению вероятности воспалительных заболеваний трахеи и бронхов.
  6. Общее отрицательное состояние опорно-двигательной системы. Проявляется в нарушении осанки, низкой или, наоборот, патологически высокой подвижности суставов, деформации стоп, общей мышечной слабости.
  7. Асоциальные особенности личности. Физически слабые подростки обычно необщительны, скрытны, не уверены в себе, боязливы, иногда капризны, агрессивны. Такие учащиеся зачастую требуют к себе повышенного внимания, что выражается в излишней эмоциональности и сексуальности.
  8. Формирование вредных привычек. Подростки, не приобщенные к систематическим занятиям физкультурой, заполняют эту нишу обычно именно вредными привычками, не требующими физического напряжения, но эмоционально окрашенными: курение, употребление алкоголя, наркотических веществ. Это также может быть и пассивное времяпровождение: просиживание за телевизором, компьютерные игры, социальные сети и др. При курении, употреблении алкоголя и наркотиков возникает стойкая зависимость. И зачастую при попытке бросить пагубные привычки организм реагирует неадекватно: появляются болезненные ощущения и воспалительные изменения в легких, желудке, печени и других органах. Поэтому при борьбе с вредными привычками требуются не только педагогические, но и медицинские средства.

Литература:

  1. Бальсевич В. К. Физическая культура для всех и для каждого. — М.: Физкультура и спорт, 1988–208с
  2. Брехман И. И. Введение в валеологию — науку о здоровье. — М.: 1987
  3. Булич Э. Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах. — М: Высшая школаД986г-255с
  4. Бурухин С. Ф. Гимнастика — это очень важно//Физическая культура в школе. 2000г, № 8. — с.10–12
  5. Велитченко В. Н. Физкультура для ослабленных детей — 2-е изд. перераб. и доп. -М.: Физкультура и спорт, 1989
  6. Детская спортивная медицина / Под ред.С. Б. Тихвинского, С. В. Хрущева — руководство для врачей, 2-е изд.перераб.и доп. — М: Медицина, 1991г — 50–60с
  7. Дубровский В. И. Валеология. Здоровый образ жизни. — М.: RETORIKA-A: Высш.шк., 1985
  8. Железняк Ю. Д., Петров П. К. Основы научно-медицинской деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений — М: Издательский центр «Академия»
Основные термины (генерируются автоматически): физическая активность, быстрая утомляемость, двигательная активность, заболевание, употребление алкоголя.


Задать вопрос