Типичные организационные и практические ошибки в деятельности подразделений (должностных лиц) по профилактике коррупционных и иных правонарушений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №48 (338) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 23.11.2020

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Милакин, В. А. Типичные организационные и практические ошибки в деятельности подразделений (должностных лиц) по профилактике коррупционных и иных правонарушений / В. А. Милакин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 295-298. — URL: https://moluch.ru/archive/338/75554/ (дата обращения: 27.02.2021).



Основную и главную роль в системе профилактики коррупционных правонарушений в Министерстве Обороны Российской Федерации играет Совет при Министре обороны Российской Федерации по противодействию коррупции. В его основные задачи входит:

  1. организация работы по обеспечению предупреждению, выявлению и принятию мер по урегулированию возможных ситуаций конфликта интересов;
  2. обеспечение соблюдения ограничений, запретов и обязанностей, установленных законом в целях противодействия коррупции;
  3. организация работы со справками о доходах, расходах, об имуществе и обязательств имущественного характера;
  4. рассмотрение жалоб, заявлений, обращений граждан о возможных фактах коррупционных правонарушений;
  5. проведение проверок соблюдение требований законодательства по противодействию коррупции в подчиненных органах военного управления, воинских частях и организациях;
  6. проведение проверок достоверности и полноты сведений, представляемых государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению.

Всего в проверенных воинских частях за 2017 год было выявлено около 1003 недостатков и нарушений антикоррупционного законодательства. В сравнении с 2015 годом число выросло. В 2015 году их число достигло почти 300, в 2016 году — было выявлено около 260 нарушений, а в 2017 году — порядка 1003.

Опираясь на данные проверок нескольких лет, можно сделать выводы, что основанием для проверки ведомственных подразделений является:

  1. Наличие основания для проверки.
  2. Принятие должностным лицом решения на осуществление проверки.
  3. Оформление уведомления.
  4. Соблюдение сроков проверки.
  5. Ознакомление с результатами проверки.
  6. Принятие должностным лицом соответствующего решения по результатам проверки.

Характерными нарушениями, выявленными в ходе проверки, являются нарушения в соблюдении требований антикоррупционного законодательства.

Не реализуются типовые формы документов по вопросам профилактики коррупционных и иных правонарушений. Приказы об организации работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений, сбору сведений, о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, приложения к приказам разработаны без учета рекомендуемых образцов.

Планы противодействия коррупции носят общий характер, разработаны без указания конкретных мероприятий по профилактике коррупционных правонарушений и без специфики выполняемых ОВУ, воинскими частями и организациями задач.

Не соответствуют типовым формам, требуют уточнения функциональные обязанности должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, а также за сбор сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Нарушениями порядка формирования комиссий по соблюдению требований к служебному поведению работников и урегулированию конфликта интересов (аттестационных комиссий), регламента подготовки и проведения заседаний послужило:

– комиссии создаются без участия представителей научных организаций и образовательных учреждений, общественной ветеранской и профсоюзной организаций;

– нарушение регламента заключается в несоблюдении сроков проведения комиссий, отсутствия вышеуказанных представителей на заседаниях;

– копии протоколов заседаний комиссий не направляются военнослужащим и гражданскому персоналу в установленные законодательством сроки;

– имеются случаи, когда на соответствующих комиссиях не рассматриваются коррупционные правонарушения военнослужащих и заявления работников о невозможности представить сведения о доходах;

– одним составом комиссий рассматриваются вопросы коррупционных правонарушений, совершенных военнослужащими, их служебного предназначения, а также вопросы служебного поведения работников.

Не удается избавиться от создания дополнительных комиссий по профилактике коррупционных и иных правонарушений в войсках, которые дублируют функции аттестационных комиссий.

Сократилось число нарушений при назначении должностных лиц, ответственных за работу по профилактике коррупционных правонарушений, а также определении им функциональных обязанностей.

Если в предыдущие годы такие нарушения были выявлены в 56 % проверенных органах, то в 2016–2017 годах только в 32 органах (20 %).

Наибольшее количество нарушений, связанных с коррупционной направленностью выявлено в нижеперечисленных округах с указанием воинской части и структурного подразделения МО РФ:

  1. Западный военный округ 702 ЦМТО БФ,1060 ЦМТО (структурное подразделение),ВК гарнизона с. Алаккуртти (СФ)
  2. Центральный военный округ 105 обр МТО, ВК Пермского края, Кировской обл.
  3. Южный военный округ 1061 ЦМТО, 17 омсбр 58 А, РУВП (по ЮВО), 133 обр МТО ЧФ, ВК Ростовской обл.
  4. ВВО 703 ЦМТО ТОФ, 1063 ЦМТО, 64 омсбр, ВК Республики Саха (Якутия), Сахалинской обл.

Превышение должностных полномочий

Рис. 1. Превышение должностных полномочий

Денежные поборы

Рис. 2. Денежные поборы

Вымогательство денег за поступление на военную служу по контракту

Рис. 3. Вымогательство денег за поступление на военную служу по контракту

Жалобы на работу военных комиссариатов и отделов военных комиссариатов

Рис. 4. Жалобы на работу военных комиссариатов и отделов военных комиссариатов

Проанализировав полученные данные проверок, были выявлены и обобщены основные причины нарушений, которые включают в себя:

– Недостаточные знания должностных лиц, ответственных за работу по профилактике коррупционных правонарушений, законодательства по противодействию коррупции

– Ненадлежащие планирование, реализация и контроль выполнения плана противодействия коррупции

– Назначение должностными лицами, ответственными за работу по профилактике коррупционных правонарушений, неподготовленных военнослужащих, государственных гражданских служащих и работников, а также невыполнение ими функциональных обязанностей в указанной сфере деятельности

– Нерациональное распределение обязанностей, возложение функций по профилактике коррупционных и иных правонарушений на должностных лиц подразделений по работе с личным составом, материально-технического обеспечения

Исходя из анализа проверок и в целях повышения эффективности мероприятий по противодействию коррупции можно предложить следующие

  1. Соблюдать порядок применения взысканий за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции
  2. Соблюдать порядок снятия взысканий за коррупционные правонарушения
  3. Выполнять рекомендации Главного управления кадров МО РФ по рассмотрению в органах управления, воинских частях и организациях ВС РФ представлений об устранении нарушений закона в отношении военнослужащих, государственных гражданских служащих и работников, представивших недостоверные и неполные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и несоблюдающими требования к служебному поведению
  4. Реализация типовых форм документов по вопросам профилактики коррупционных и иных правонарушений, утвержденных СС-ЗМО
  5. Предотвращение и выявление конфликта интересов в отношении лиц, замещающих должности, по которым установлена обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов

Литература:

  1. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273«О противодействии коррупции»
  2. Указ Президента РФ от 19 сентября 2017 г. № 431 О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации в целях усиления контроля за соблюдением законодательства о противодействии коррупции
  3. Приказ Министра обороны РФот 21 января 2016 г. № 15«Об утверждении Порядка представления гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в Министерстве обороны Российской Федерации, отдельных должностей на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, федеральными государственными служащими и работниками сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»
  4. Приказ Министра обороны РФ от 21 января 2016 г. № 175 «О Перечне воинских должностей, должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации, должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, при замещении которых военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие, работники, а также граждане при назначении на должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»
  5. Методические рекомендации «по анализу сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера военнослужащих, федеральных государственных гражданских служащих и работников Министерства обороны Российской Федерации»
Основные термины (генерируются автоматически): правонарушение, противодействие коррупции, урегулирование конфликта интересов, имущественный характер, организация работы, профилактика, служебное поведение, соблюдение требований, антикоррупционное законодательство, Российская Федерация.


Задать вопрос