Поиск рационального варианта выделения платиновых металлов из отработанных автомобильных катализаторов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №47 (337) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 21.11.2020

Статья просмотрена: 104 раза

Библиографическое описание:

Коновалов, М. В. Поиск рационального варианта выделения платиновых металлов из отработанных автомобильных катализаторов / М. В. Коновалов, Л. В. Соколов, О. Б. Колмачихина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 47 (337). — С. 42-44. — URL: https://moluch.ru/archive/337/75513/ (дата обращения: 16.04.2024).



В работе рассмотрена и обоснована актуальность переработки автомобильных катализаторов как вторичного сырья, проведен сравнительный анализ существующих в настоящее время технологий по их переработке и выбрана принципиальная технологическая схема получения концентрата металлов платиновой группы (МПГ).

Ключевые слова: автомобильные катализаторы, переработка, металлы платиновой группы, концентрат

Каталитические преобразователи или автомобильные катализаторы были введены в эксплуатацию в 1975 году. Это устройства, которые находятся в выхлопной системе каждого современного автомобиля. В процессе их работы происходят химические реакции, которые нейтрализуют опасные для человека и окружающей среды продукты горения топлива:

CO + O 2 = CO 2

C x H y + O 2 = CO 2 + H 2 O

Основным типом конструкции автомобильных катализаторов являются «сотовые» структуры или, реже, конструкция типа «керамические бусины», которые позволяют обеспечить контакт отходящих выхлопных газов с максимальной площадью поверхности катализатора. Наиболее часто «соты» в катализаторах изготавливаются из керамики на основе оксида алюминия, внутренняя поверхность которых покрыта металлическим катализатором, представляющим собой смесь платины, палладия и родия. [2] Суммарное содержание МПГ в катализаторах составляет около 0,2 %.

Именно из-за наличия таких металлов как Pt, Pd, Rh отработанные катализаторы представляют большой интерес с точки зрения переработки вторичного сырья. Стоимость катализаторов, вышедших из употребления, в зависимости от марки автомобиля колеблется от 2 до 45 тысяч рублей за килограмм.

Основными отраслями, в которых используют платину и палладий, являются автомобилестроение, электроника и ювелирная отрасль. Самым ценным металлом в отработанных катализаторах является родий. Это один из самых редких металлов, мировая добыча которого составляет менее 30 тонн в год. Поэтому сейчас стоимость родия составляет около 36 тысяч рублей за один грамм. Основными потребителями родия является ювелирная и автомобильная отрасль.

Существует множество способов переработки автомобильных катализаторов, общая цель которых — максимально полное извлечение из них металлов платиновой группы. Все эти методы можно разделить на три группы: гидрометаллургические, гидро-пирометаллургические и комбинированные.

Гидрометаллургические методы предполагают дробление катализаторов и последующее выщелачивание их в различных реагентах. При этом, в зависимости от типа используемого реагента, в раствор переводят либо компоненты основы катализатора, а благородные металлы при этом преимущественно остаются в кеке, либо растворяют металлы платиновой группы, отделяя их таким образом от керамики.

Недостатками подобных способов переработки являются неизбежность потерь платиновых металлов на стадии выщелачивания, невысокая степень обогащения концентрата, необходимость тонкого измельчения исходного материала, сложность аппаратурного оформления и ограничения по модификации оксида алюминия.

Комбинированные или пиро-гидрометаллургические способы переработки автомобильных катализаторов классифицируют по величине температурного воздействия.

Первая группа способов предполагает использование обжига материала при температуре 400–550º С для удаления органики и продуктов горения топлива. Обжиг, например, применяют для повышения эффективности процесса при переработке катализаторов методом хлорирования.

Вторая группа способов предусматривает спекание исходного катализатора при температуре 900–950º С в присутствии различных реагентов (чаще всего гидроксида щелочного металла) в восстановительной атмосфере с целью перевода алюминия, который в виде оксида входит в состав основы катализатора, в растворимую форму алюмината натрия. Затем проводят щелочное или водное выщелачивание спека и получают концентрат платиновых металлов, который направляют в гидрометаллургическую ветку с целью более глубокого обогащения. [5]

Третья группа включает различные варианты плавки катализаторов на коллектор. Эти способы обеспечивают большее суммарное извлечение платиновых металлов в конечный продукт за счет дополнительной переработки шлаков по сравнению с другими способами переработки автомобильных катализаторов.

Сравнение эффективности технологий по переработке отработанных автомобильных катализаторов в зависимости от извлечения представлено в таблице 1.

Таблица 1

Сравнение эффективности способов переработки катализаторов

Гидрометаллургические

Пирометаллургические

Комбинированные

Извлечение МПГ в концентрат

85–90 %

90–99 %

99 %

Поскольку главной целью переработки платиносодержащих катализаторов является максимально полное извлечение из них металлов платиновой группы, для переработки этого вида сырья наиболее целесообразно применение именно пирометаллургических методов, предполагающих плавку исходного материала на коллектор.

Предлагаемая принципиальная схема по переработке катализаторов представлена на рисунке 1.

Принципиальная схема переработки отработанных катализаторов

Рис. 1. Принципиальная схема переработки отработанных катализаторов

Автомобильные катализаторы измельчаются, усредняются и проходят процесс классификации, после чего направляются на плавку на металлический коллектор. В процессе плавки компоненты катализатора, в частности, керамика и алюминий переходит в шлак, в то время как металлы платиновой группы накапливаются в металлическом коллекторе. По окончании плавки мы получаем высокоуглеродистый сплав системы C-Ме-Si, с содержанием МПГ около 5 % (таблица 1). В качестве дальнейших исследований необходимо выбрать принципиальный метод гидрометаллургической переработки полученного сплава.

Таблица 1

Содержание основных компонентов в сплаве на основе железа

Элементы

Pd

Pt

Rh

Fe

Cu

Si

Ti

Ag

Проч.

%

3,1

1,2

0,1

79,6

2,16

5,1

1,18

0,11

7,45

* Анализ выполнен методом РФА и не учитывает наличие углерода.

Литература:

  1. Ю. А. Котляр, М. А. Меретуков. Л. С. Стрижко «Металлургия благородных металлов» Часть 2.
  2. Электронный ресурс «Устройство автомобильного катализатора» режим доступа: http://gsavto.ru/ustroystvo-katalizatora
  3. Патент РФ «Способ переработки отработанных катализаторов, содержащих металлы платиновой группы», номер RU 2 138 568
  4. Патент РФ «Способ извлечения металлов платиновой группы» RU 2 360 984
  5. Патент США «Процесс восстановления металлов платиновой группы», номер US5252305 (A)
Основные термины (генерируются автоматически): платиновая группа, катализатор, металл, вторичное сырье, группа способов, исходный материал, металлический коллектор, переработка катализаторов, полное извлечение.


Похожие статьи

Поиск рационального варианта переработки автомобильных...

Ключевые слова: автомобильные катализаторы, вторичное сырье, переработка, металлы

Суммарное содержание металлов платиновой группы в катализаторах составляет порядка 0,15–0,2

Патент РФ «Способ извлечения металлов платиновой группы» RU 2 360 984.

Поиск рационального варианта выделения платиновых металлов...

С целью переработки автомобильных катализаторов и извлечения из них металлов

За счет такого подхода можно добиваться извлечения металлов платиновой группы порядка 99 %.

В первом способе плавку автомобильных катализаторов проводят на медный коллектор...

Современное состояние мирового рынка металлов платиновой...

Металлы платиновой группы (МПГ, Платиновая группа, Платиновые металлы

Металлы платиновой группы являются благородными и драгоценными металлами.

Стоит сказать, что в дизельных автомобилях в качестве катализатора используется платина, а вот в бензиновых...

Ситаллы — новые материалы в технике | Статья в журнале...

Здесь имеются в виду не только всевозможные прекрасные новые полимеры, не только металлы и сплавы, не только материалы из металлических порошков

Среди созданных за последнее время новых материалов особое место занимают так называемые ситаллы.

Получение чардж-хрома современным методом с использованием...

Разработка и применение технологии получения феррохрома из сырья пониженного качества в дуговой электропечи позволяет сократить расход дорогостоящего кремнистого

В статье рассматривается выплавка чардж-хрома из некондиционного сырья в печах постоянного тока.

Экологичность — основа современных технологий авторециклинга

8. Происходит сортировка и извлечение цветных металлов. Устройство для измельчения и

Сухое обогащение тяжелой фракции и обратное извлечение чистых, пригодных к продаже

22. Кириченко А. С. Технология переработки катализаторов, содержащих платиновые металлы...

Катализаторы риформинга | Статья в журнале «Молодой ученый»

Внедрение платиновых катализаторов в промышленности, способствовало резкому скачку развития процесса каталитического риформинга. Внедрение было обусловлено необходимостью производства для создания более высококачественных и высокооктановых моторных топлив.

Анализ процессов получения базовых масел | Статья в журнале...

Катализатор обеспечивал гидрокрекинг н-парафинов сырья и позволял значительно улучшить его температуру текучести. Процесс каталитической депарафинизации фирмы BР наиболее подходил для переработки легкого масляного сырья и не получил широкого распространения...

Каталитический риформинг | Статья в сборнике международной...

Подготовка сырья риформинга включает ректификацию и гидроочистку. Ректификация используется для выделения определенных фракций бензинов в зависимости от назначения процесса. При гидроочистке из сырья удаляют примеси (сера, азот и др.), отравляющие...

Похожие статьи

Поиск рационального варианта переработки автомобильных...

Ключевые слова: автомобильные катализаторы, вторичное сырье, переработка, металлы

Суммарное содержание металлов платиновой группы в катализаторах составляет порядка 0,15–0,2

Патент РФ «Способ извлечения металлов платиновой группы» RU 2 360 984.

Поиск рационального варианта выделения платиновых металлов...

С целью переработки автомобильных катализаторов и извлечения из них металлов

За счет такого подхода можно добиваться извлечения металлов платиновой группы порядка 99 %.

В первом способе плавку автомобильных катализаторов проводят на медный коллектор...

Современное состояние мирового рынка металлов платиновой...

Металлы платиновой группы (МПГ, Платиновая группа, Платиновые металлы

Металлы платиновой группы являются благородными и драгоценными металлами.

Стоит сказать, что в дизельных автомобилях в качестве катализатора используется платина, а вот в бензиновых...

Ситаллы — новые материалы в технике | Статья в журнале...

Здесь имеются в виду не только всевозможные прекрасные новые полимеры, не только металлы и сплавы, не только материалы из металлических порошков

Среди созданных за последнее время новых материалов особое место занимают так называемые ситаллы.

Получение чардж-хрома современным методом с использованием...

Разработка и применение технологии получения феррохрома из сырья пониженного качества в дуговой электропечи позволяет сократить расход дорогостоящего кремнистого

В статье рассматривается выплавка чардж-хрома из некондиционного сырья в печах постоянного тока.

Экологичность — основа современных технологий авторециклинга

8. Происходит сортировка и извлечение цветных металлов. Устройство для измельчения и

Сухое обогащение тяжелой фракции и обратное извлечение чистых, пригодных к продаже

22. Кириченко А. С. Технология переработки катализаторов, содержащих платиновые металлы...

Катализаторы риформинга | Статья в журнале «Молодой ученый»

Внедрение платиновых катализаторов в промышленности, способствовало резкому скачку развития процесса каталитического риформинга. Внедрение было обусловлено необходимостью производства для создания более высококачественных и высокооктановых моторных топлив.

Анализ процессов получения базовых масел | Статья в журнале...

Катализатор обеспечивал гидрокрекинг н-парафинов сырья и позволял значительно улучшить его температуру текучести. Процесс каталитической депарафинизации фирмы BР наиболее подходил для переработки легкого масляного сырья и не получил широкого распространения...

Каталитический риформинг | Статья в сборнике международной...

Подготовка сырья риформинга включает ректификацию и гидроочистку. Ректификация используется для выделения определенных фракций бензинов в зависимости от назначения процесса. При гидроочистке из сырья удаляют примеси (сера, азот и др.), отравляющие...

Задать вопрос