Проблема повышения педагогического мастерства через участие педагога в профессиональных конкурсах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Тезина, Е. А. Проблема повышения педагогического мастерства через участие педагога в профессиональных конкурсах / Е. А. Тезина, В. Д. Лукашина, Е. В. Логунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 47 (337). — С. 505-507. — URL: https://moluch.ru/archive/337/75508/ (дата обращения: 28.03.2024).



В статье понимается вопрос о таком явлении, как профессионализм учителя. Рассмотрены основные положительные и отрицательные стороны участия педагога в конкурсах и других мероприятиях, способствующих росту педагогического мастерства. Кроме того, в статье раскрывается значимость участия педагога в конкурсах как для него самого, так и для всего образовательного процесса.

Ключевые слова: педагог, профессионализм, педагогическое мастерство, конкурсы, профессиональный рост.

В настоящее время утверждение К. Д. Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, наиболее актуально. Педагог, целью которого является профессиональный рост, пытается заявить о себе широкой публике, для того чтобы поднять уровень педагогического мастерства и распространения опыта своей работы [5]. Педагогические конкурсы помогают педагогу реализовать свои способности.

Для педагога участие в конкурсах можно рассматривать как один из способов показать успехи в педагогической деятельности, а также представить результаты работы не только с учениками, но и с их родителями.

Участие в конкурсе — это, можно сказать, рефлексия, рассмотрение собственной деятельности со стороны. У любого педагога появляется возможность показать, что он — современный учитель, так как использует современные образовательные технологии, в том числе информационно-коммуникативные; обобщает и распространяет собственный педагогический опыт, подобным образом повышая уровень квалификации и улучшая свое педагогическое мастерство.

Для подачи заявка на участие в профессиональном конкурсе учителю необходимо обладать смелостью и рядом умений. И способствовать этому может прошлый опыт педагога участия в мероприятиях такого рода. Кроме того, значительной поддержкой выступает заинтересованность образовательного учреждения и методических центров в творческой деятельности учителя.

В современном мире педагогу требуется непрерывно повышать уровень своей профессиональных компетентностей. Они включают в себя знания и умения, которые отражают наличие у учителя ценностей и идеалов [4].

Исходя из требований, предъявляемых к педагогу, учебная организация определяет главные способы формирования его профессиональной компетентности:

  1. Работа в методических, творческих или проблемных группах.
  2. Инновационная деятельность педагога.
  3. Участие в конкурсах профессионального мастерства, форумах, фестивалях и т. д.
  4. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

Конкурсы педагогического мастерства являются основным путем повышения профессионализма учителя. Они обеспечивают условиями обладания определенных свойств личности, которые являются необходимыми для повышения уровня педагогов [3, с.128]. Каждый конкурс индивидуален и имеет свою конечную цель.

Осознать, какова роль конкурсов в педагогической деятельности возможно только при условии, что учитель уже когда-либо принимал участие в профессиональном конкурсе. В целом, победа и приз не имеют большого значения, но играет важную роль атмосфера интеллектуального напряжения, единения и сотворчества. Деятельность такого рода требуют больших интеллектуальных усилий. Ведь они рождают уверенность в собственных силах и мотивируют идти вперед.

Можно по-разному относиться к конкурсам, принимать в них участие или игнорировать, однако, сложно не принимать во внимание то, что условия конкурса — это привлечение внутренних человеческих возможностей, потребность точного расчета времени и сил, а также значительное психологическое напряжение.

К положительным сторонам конкурсов можно отнести:

1) формирование компетенций педагогов и творческих возможностей, вовлечение в исследовательскую деятельность;

2) развитие активной жизненной позиции, коммуникативных способностей, стремления к самосовершенствованию, самопознанию, самореализации;

3) создание успешной мотивационной среды для профессионального становления педагогов;

4) появление новых педагогических технологий и их активное использование в образовательной деятельности;

5) улучшение показателей конкретного учителя, а также учебного заведения;

Тем не менее в конкурсах профессионального мастерства присутствуют и негативные стороны:

1) проблемы в организации трудового дня, т. к. не хватает времени;

2) стресс и напряженность ситуации, которая может принести не только признание и успех, но и неудачу

Как организация, так и непосредственное участие в конкурсах дают возможность повышения уровня педагогической компетентности.

Необходимо сказать, что профессиональные конкурсы предоставляют возможность педагогу «выходить» за границы образовательного учреждения, проявлять себя, осознавать происходящее в современной школе, прогнозировать профессиональное развитие и проектировать свою дальнейшую педагогическую деятельность, направленную на профессиональные достижения.

Развитие профессионализма — это постоянный и разносторонний процесс постижения профессии. Но, если учитель неравнодушен к своему делу, способен быстро реагировать на любые изменения образовательного процесса, находится в потоке инноваций и творческого поиска, участвует в конкурсах профессионального мастерства и этим самым подает пример своим воспитанникам, — он несомненно будет успешен! Сегодня профессиональное развитие педагога считается одним из основополагающих факторов успешности его работы.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что участие в конкурсах, проведение открытых уроков — необходимое условие самосовершенствования и саморазвития для каждого педагога [1, 2].

Литература:

  1. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики и творчества. — Казань.: Из-во Каз. Ун-та 1988. — 238 с.
  2. Буланкина Н. Е. Резервные возможности педагогического творчества учителя в становлении личностного пространства ученика. — Новосибирск.: Из-во НИПК и ПРО, 2000.
  3. Зязюн Н. А. Основы педагогического мастерства. — М., 1989.
  4. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. — М.: Педагогика, 1990.
  5. Петрова В. М. О роли конкурса педагогического мастерства в дошкольном образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — Т. 2. — С. 40–41
Основные термины (генерируются автоматически): конкурс, педагогическое мастерство, педагог, профессиональное мастерство, образовательное учреждение, образовательный процесс, педагогическая деятельность, профессиональный конкурс, профессиональный рост, собственный педагогический опыт.


Похожие статьи

Влияние конкурсов педагогического мастерства на развитие...

Конкурсы профессионального мастерства пропагандируют передовой педагогический опыт, развивают готовность педагогов к реализации индивидуального подхода в педагогической деятельности, а главное – поощряют профессиональную активность и педагогическое...

Повышение профессионального уровня педагогов как...

Педагогическое мастерство — это высокий уровень профессиональной деятельности

Профессионально-личностный портрет руководителя образовательного учреждения

Профессионально-педагогическая направленность педагога-музыканта является основным...

Совершенствование форм профессионального развития...

– стимулирование профессионального развития педагогических кадров посредством организаций конкурсов профессионального педагогического мастерства; – организации обмена информацией в сетевых сообществах информационно-коммуникативной среды.

Профессиональное мастерство педагога СПО — основа...

Педагогическое мастерство видится как идеал педагогической деятельности, критерием которого считается стопроцентная успеваемость студентов по данному предмету, а также повышенный интерес к предмету. Педагог — мастер, если он добивается высоких успехов тех...

Овладение педагогическим мастерством в профессиональном...

 Педагогическое мастерство — это высокий уровень профессиональной деятельности преподавателя. Внешне педагогическое мастерство проявляется в успешном достижении правильно сформулированных педагогических целей, решении различных задач обучения...

Педагогическое мастерство в современных условиях развития...

Профессиональное мастерство — это искусство обучения и воспитания, доступное каждому

К работе дошкольных учреждений сегодня предъявляются все более высокие требования.

Педагогическое мастерство можно рассматривать как дар, как состояние, в котором отражено...

Формирование личного мастерства будущего педагога...

Педагогическое мастерство не синонимично определению профессионального мастерства. Педагогическое мастерство нельзя приобрести, прослушав курс педагогических и психологических дисциплин. Педагогическому мастерству нельзя научить, но можно научиться.

Профессиональный рост учителя профильной школы

Для педагога — это рост профессионального мастерства, формирование способности к профессиональной рефлексии, умение осуществлять

Профессионально-педагогическая компетентность учителя. Сущность и условия профессионального становления педагога.

Реализация модели организации профессионального роста...

Актуальность профессионального роста педагогических кадров и необходимость

Обсудить в педагогическом коллективе структуру карты профессионального роста и утвердить ее.

Педагоги-наставники делятся опытом развития профессиональных компетенций молодых...

Похожие статьи

Влияние конкурсов педагогического мастерства на развитие...

Конкурсы профессионального мастерства пропагандируют передовой педагогический опыт, развивают готовность педагогов к реализации индивидуального подхода в педагогической деятельности, а главное – поощряют профессиональную активность и педагогическое...

Повышение профессионального уровня педагогов как...

Педагогическое мастерство — это высокий уровень профессиональной деятельности

Профессионально-личностный портрет руководителя образовательного учреждения

Профессионально-педагогическая направленность педагога-музыканта является основным...

Совершенствование форм профессионального развития...

– стимулирование профессионального развития педагогических кадров посредством организаций конкурсов профессионального педагогического мастерства; – организации обмена информацией в сетевых сообществах информационно-коммуникативной среды.

Профессиональное мастерство педагога СПО — основа...

Педагогическое мастерство видится как идеал педагогической деятельности, критерием которого считается стопроцентная успеваемость студентов по данному предмету, а также повышенный интерес к предмету. Педагог — мастер, если он добивается высоких успехов тех...

Овладение педагогическим мастерством в профессиональном...

 Педагогическое мастерство — это высокий уровень профессиональной деятельности преподавателя. Внешне педагогическое мастерство проявляется в успешном достижении правильно сформулированных педагогических целей, решении различных задач обучения...

Педагогическое мастерство в современных условиях развития...

Профессиональное мастерство — это искусство обучения и воспитания, доступное каждому

К работе дошкольных учреждений сегодня предъявляются все более высокие требования.

Педагогическое мастерство можно рассматривать как дар, как состояние, в котором отражено...

Формирование личного мастерства будущего педагога...

Педагогическое мастерство не синонимично определению профессионального мастерства. Педагогическое мастерство нельзя приобрести, прослушав курс педагогических и психологических дисциплин. Педагогическому мастерству нельзя научить, но можно научиться.

Профессиональный рост учителя профильной школы

Для педагога — это рост профессионального мастерства, формирование способности к профессиональной рефлексии, умение осуществлять

Профессионально-педагогическая компетентность учителя. Сущность и условия профессионального становления педагога.

Реализация модели организации профессионального роста...

Актуальность профессионального роста педагогических кадров и необходимость

Обсудить в педагогическом коллективе структуру карты профессионального роста и утвердить ее.

Педагоги-наставники делятся опытом развития профессиональных компетенций молодых...

Задать вопрос