Психологические проблемы в профессиональной деятельности регионального журналиста. Синдром эмоционального выгорания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 марта, печатный экземпляр отправим 10 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №47 (337) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 22.11.2020

Статья просмотрена: 64 раза

Библиографическое описание:

Дудка, Д. В. Психологические проблемы в профессиональной деятельности регионального журналиста. Синдром эмоционального выгорания / Д. В. Дудка. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 47 (337). — С. 212-215. — URL: https://moluch.ru/archive/337/75481/ (дата обращения: 25.02.2021).



В статье рассматриваются факторы и причины, приводящие к возникновению синдрома эмоционального выгорания в журналистике. Описано влияние СЭВ на профессиональную деятельность, рассмотрен опыт и различные позиции учёных в вопросах исследования стрессогенности журналистики, проведен опрос сотрудников региональной телерадиокомпании на тему их подверженности эмоциональному выгоранию.

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, журналистика, стресс, телевидение, психология, региональные СМИ.

Синдром эмоционального выгорания — процесс постепенной потери эмоциональной энергии, снижение удовлетворения от выполняемой работы. Это состояние психического и физического истощения, возникающего при работе в результате постоянного взаимодействия с людьми, сопровождающегося эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью [10]. Понятие «Эмоциональное выгорание» (англ. термин — burnout ) впервые было озвучено Г. Фрейденбергером в 1974 году. Американский психиатр, наблюдая за своими коллегами, работавшими вместе с ним в бесплатной наркологической клинике, пришёл к выводам, что новые сотрудники со временем начинали терять интерес к своей деятельности. Энтузиазм сменялся подавленностью, нежеланием ходить на работу, снижалась работоспособность, начинали появляться проблемы со сном.

В последнее годы вопрос синдрома эмоционального выгорания был рассмотрен в работах Н. Е. Водопьяновой [3], Е. И. Чердымовой, Е. Л. Чернышовой, В. Я. Мачнева [8]. Специалисты отмечают, что эта проблема э в последние десятилетия стала особенно актуальной. Чаще всего эмоциональное выгорание возникает у людей социально направленных специальностей. СЭВ подвержены врачи, преподаватели, психологи, воспитатели и т. д.

В современном быстро меняющемся технологичном мире журналисты становятся более подверженными этому синдрому. Профессионалу приходиться быстро обучаться и подстраиваться к новым реалиям, тратить много энергии, в том числе эмоциональной. Психологические трудности в профессиональной деятельности журналиста возникают при работе в определенных средствах массовой информации. СМИ как стрессогенный фактор рассматриваются в работах Л. П. Апполоновой [1], Ю. А. Вербицкой [2], А. Колесниченко [4], Л. Г. Свитич [6], Н. А. Федотовой, А. Д. Борейко [7].

Выделим факторы, приводящие ко множеству психологических проблем в работе современного журналиста:

 эмоциональные перегрузки в процессе коммуникации с другими людьми;

 ответственность перед обществом;

 ненормированный график работы;

 необходимость обработки и запоминания больших объёмов информации;

 сильно ограниченные временные рамки для выполнения своих профессиональных обязанностей;

 чрезмерная многозадачность в работе;

 конкуренция в профессии.

Чтобы исследовать сущность возникновения эмоционального выгорания более локально, обратимся к специфике психологических трудностей, возникающих в работе региональных журналистов. Для анализа выбрано государственное автономное учреждение Севастополя «Севастопольская телерадиокомпания». В результате исследования проведен опрос в устной форме десяти практикующих журналистов данного СМИ с опытом работы более 5 лет. Респондентам были заданы вопросы:

 основные проблемы, с которыми приходиться сталкиваться журналисту в работе на региональном телевидении?

 профессиональное и эмоциональное выгорание. Подвержен ли журналист? Приходилось ли Вам лично сталкиваться с этими проблемами? Как можно избавиться от эмоционального выгорания?

60 % респондентов отмечают одной из проблем взаимодействие региональных СМИ с местной властью, которая видит освещение своей работы в определенном ключе, зачастую однобоко. Это может привести к изменению угла подачи материалов. По мнению опрошенных, из-за такого взаимодействия может нарушиться объективность в подаче информации. Что приводит к деморализации журналиста.

Еще одна проблема в региональных СМИ — узкий круг тем для освещения. Такой аспект в своих ответах выделила четверть опрошенных. При наличии информационных поводов, не всегда достаточно специалистов, для их разработки. Из-за недостатка кадров журналистам приходиться периодически выступать в разной степени в роли редактора, ведущего программ, монтажёра, звукорежиссёра — работать в условиях чрезмерной загруженности. В день у такого специалиста бывает 2–3 съёмки. График работы ненормированный и может превышать 12 часов в сутки. Всё это влияет на качество подачи материалов, физическое и психологическое состояние специалиста, накапливается усталость, стресс. Работа в таком режиме может привести к возникновению синдрома эмоционального выгорания.

Факт возникновения СЭВ у журналистов, в результате опроса, подтвердили все 10 респондентов. 5 человек из 10 признались, что были в разные периоды подвержены этому состоянию. Два специалиста, работающих в профессии более 10 лет, отметили, что испытывали эмоциональное выгорание не однократно. Вот что пишет по этому вопросу редактор, телеведущая и журналист ГАУ С «Севастопольская телерадиокомпания» (с 2005 по 2016 годы) Ольга Демьянчук: «За 10 лет тележурналистом я несколько раз испытывала эмоциональное выгорание. Первый раз смогла преодолеть, изменив формат работы, второй случай привел к смене профессии. Беспрерывные новости, прямые эфиры, редакторская работа. Будни, выходные, праздники. Одна, две, даже три темы в день. И в каждую нужно смочь вникнуть, уметь подать. Быть репортером — не быть расслабленным. Но если это в течение многих лет, начинаешь слабеть и уже не чувствуешь удовлетворенности. Проблема ушла, когда у меня появился свой собственный проект — благотворительный. Я погрузилась в новый формат, который был призван помогать. Проект сработал. Мой труд приносил пользу. Что я чувствовала, словами сложно передать». Описанные выше проблемы в журналистике могут повторяться десятилетиями. О подобных сложностях и трудностях в профессии упоминал Л. Г. Свитич [6, с. 66] в учебном пособии для журналистов еще в 2003 году.

Избавится от состояния эмоционального выгорания можно не меняя профессию. Такое мнение поддержали большинство опрошенных. Для это, по мнению респондентов, журналисту необходимо:

 переключиться на производство других журналистских материалов (например, с информационного направления перейти на развлекательное);

 предлагать и реализовывать свои творческие проекты;

 непрерывно развиваться в профессиональном плане;

 учиться подавать повторяющуюся из года в год информацию под другим углом;

 смена обстановки (отгулы, отпуск, посвятить время развлечениям, хобби).

Диагностировать синдром эмоционального выгорания можно определив симптомы этого состояния. К. Маслач [6, c. 38] делит их на физические, психологические и поведенческие.

Физические:

 усталость;

 чувство истощения;

 восприимчивость к изменениям показателей окружающей внешней среды;

 бессонница;

 избыток или недостаток веса;

 одышка.

Поведенческие и психологические:

 Работа становится более тяжелой, а способность выполнять её всё меньше;

 стремление раньше уйти с работы;

 дистанционирование от коллег;

 беспокойство;

 сниженный энтузиазм;

 ощущение не востребованности;

 чувство скуки;

 легко возникающее чувство гнева;

 чувство разочарования;

 чувство обиды;

 неуверенность;

 чувство вины;

 раздражительность;

 неспособность принимать решения;

 общая негативная установка на жизненные перспективы;

 злоупотребление алкоголем или наркотиками.

Чтобы не допустить появления синдрома эмоционального выгорания в журналистике важны меры профилактики. Психическое здоровье предполагает состояние полного душевного равновесия, умение владеть собой, способность быстро приспосабливаться к сложным ситуациям и их преодолевать, в короткое время восстанавливать душевное равновесие [10]. Е. М. Семенова [8, с 144] в учебном пособии для учителей сформировала методы профилактики «эмоционального выгорания», которые применимы и для журналистской профессии. По словам специалиста, необходимо экономно использовать свой эмоциональный и энергетический ресурс. Быть оптимистом и игнорировать мрачные стороны жизни, позитивно оценивать события и ситуации. Для этого необходимо:

 жить с мыслью «В целом все хорошо, а то, что делается — делается к лучшему»;

 воспринимать негативные моменты жизни как временные и пытаться изменить их в позитивную сторону;

 хвалить себя и радоваться за свои успехи и достигнутые цели;

 не «пережевывать» в уме ошибки и случившиеся конфликты. Понять почему это произошло, сделать выводы и найти выход из ситуации.

 все проблемы и конфликты решать обдуманно и своевременно.

 стараться чаще общаться с импонирующими вам людьми. При этом ограничивать общения с теми, кто не приятен. Если же общение с таким человеком неизбежно, стараться не реагировать эмоционально.

 признать, что любой человек имеет право на свободное проявление своей индивидуальности. Необходимо более гибко оценивать других людей, не стараясь изменить их под себя.

Подводя итоги, можно сделать выводы, что синдром эмоционального выгорания возникает после продолжительных стрессов на работе. Социальная направленность журналистки приводит к постоянному общению и не всегда с приятными людьми. Для региональной журналистики можно выделить следующие стрессогенные факторы: ненормированный график работы (2–3 съёмки), многозадачность журналиста из-за недостатка кадров, повторяющиеся из года в год темы репортажей, не всегда хорошо выстроенные взаимоотношения в коллективе. Работа в таком режиме часто приводит к возникновению эмоционального выгорания. Чтобы не допустить развития этого синдрома желательно уметь вовремя диагностировать первые симптомы СЭЗ, и принять меры по их устранению. Нужно научиться управлять собой, уметь вовремя диагностировать первые признаки стресса и проводить постоянную профилактику возникновения синдрома эмоционального выгорания.

Литература:

  1. Апполонова Л. П. Изучение профессиональных деформаций среди журналистов // Журналистика в 2007 году: СМИ в условиях глобальной трансформации социальной среды: материалы конфер. — М., 2008. — С. 331.
  2. Вербицкая Ю. А. Творчество на грани невроза: стрессогенные аспекты профессии журналиста // Человек как субъект и объект медиапсихологии. — М., 2011. — С. 392–436.
  3. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: практическое пособие / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2017. — 343 с.
  4. Колесниченко А. Журналистская депрессия // Журналистика и медиарынок. № 9. 2013. — С. 10–11.
  5. Нестерова О. В. Управление стрессами: учеб.пособие. — М., 2012. — 320 с.
  6. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. Статья 1978 С. 39
  7. Свитич Л. Г. Профессия: журналист: учебное пособие. — М.: Аспект Пресс, 2003. — 255 с.
  8. Семенова Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. Учебное пособие. — М.: Изд-во Института. Психотерапии, 2002. — 224 с
  9. Федотова Н. А., Борейко А. Д. Стрессогенные факторы журналистской профессии: результаты исследования // Психолог. — 2015. — № 3. — С. 89–101. DOI: 10.7256/2409–8701.2015.3.15284 Режим доступа: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=15284 (дата обращения: 01.11.2020)
  10. Чердымова Е. И. Синдром эмоционального выгорания специалиста: монография / Е. И. Чердымова, Е. Л. Чернышова, В. Я. Мачнев. — Самара: Изд-во Самарского университета, 2019. — 124 с.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональное выгорание, работа, журналист, проблема, возникновение синдрома, недостаток кадров, ненормированный график работы, Севастопольская, СМИ, учебное пособие.


Задать вопрос