Правовое регулирование противодействия незаконному обороту капитала | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (337) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 24.11.2020

Статья просмотрена: 18 раз

Библиографическое описание:

Прокопенко, Т. А. Правовое регулирование противодействия незаконному обороту капитала / Т. А. Прокопенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 47 (337). — С. 365-368. — URL: https://moluch.ru/archive/337/75477/ (дата обращения: 28.02.2021).



В данной статье рассматриваются вопросы правового регулирования противодействия незаконного оборота капитала. Противоправные действия, связанные с незаконным оборотом капитала, ведения нелегального бизнеса в сегменте рыночных отношений, способствующий отмыванию денежных средств, относятся к латентной преступности, которые приводят к ухудшению экономической обстановки, неравенству предпринимательской деятельности, понижением уровня развития экономики страны.

Ключевые слова: право, капитал, коррупция, доход, противодействие

This article discusses the issues of legal regulation of combating illegal capital turnover. Illegal actions related to illegal capital turnover, conducting illegal business in the segment of market relations, contributing to money laundering, refer to latent crime, which lead to a worsening of the economic situation, inequality of business activities, and a decrease in the level of development of the country's economy.

Keywords: law, capital, corruption, income, counteraction

Для выработки мировых стандартов, в сфере противодействия преступных доходов и финансированию терроризма, в том числе проведения оценки соответствия национальных систем этим стандартам, по решению стран «большой восьмерки» в 1989 году по была создана межправительственная организация Financial Action Task Force (FАТF).

Первой практической мерой объединения усилий в борьбе с нелегальными доходов приняли страны Европейского союза и США. С этой целью была принята Венская конвенция 1988 года, предусматривающая наступление уголовной ответственности за конверсию или перевод собственности, полученной в результате незаконных операций с наркотическими средствами или психотропными веществами, в том числе за сокрытие или утаивание подлинного характера собственности.

Согласно Конвенции Совета Европы от 8 ноября 1990 года, которая ратифицирована Российской Федерацией 28 мая 2001 года, страны, участвующие в ней, были обязаны принять законодательные меры, чтобы квалифицировать в соответствии со своим внутренним правом в качестве преступлений умышленные действия, связанные с конверсией или передачей имущества, полученного преступным путем, с целью сокрытия его незаконного происхождения, во избежание правовых последствий своих деяний.

В России борьба с легализацией началась в 1994 году с разработки Концепции проекта Федерального закона «Об ответственности за легализацию преступных доходов». Для борьбы с противоправными действиями была создана рабочая группа, включающая специалистов МВД, ЦБ РФ, ФСБ, Минюста, Минфина, МИД, Генеральной Прокуратуры, МНС России.

Федеральный закон «Об ответственности за легализацию преступных доходов» предусматривал уголовную ответственность за действия по легализации преступных доходов и за нарушение норм, направленных на борьбу с легализацией.

Начиная с 1996 г. Россия стала государством — членом Совета Европы, после чего в УК РФ была введена ответственность за легализацию денежных средств и иного имущества, полученных преступным путем.

Основными источниками незаконных доходов является незаконное пользование, хищение, уклонение от уплаты налогов, незаконный сбыт продукции, преступные действия, по которым предусматривается уголовная ответственность:

− за легализацию денежных средств и иного имущества, полученных преступным путем, предусматривается статьей 174 УК РФ «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем» [2];

− за приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем, предусматривается статьей 175 УК РФ [3];

− за отмывание имущества, приобретенного лицом вследствие совершения им преступления, предусматривается статьей 174.1 УК РФ [2];

− за изготовление, приобретение, хранение, транспортировки в целях использования или сбыта, а равно сбыт поддельных платежных карт, распоряжений о переводе денежных средств, документов или средств оплаты в том числе электронных средств, электронных носителей информации, технических устройств, компьютерных программ, предназначенных для неправомерного осуществления приема, выдачи, перевода денежных средств предусматривается статьей 187 УК РФ «Неправомерный оборот средств платежей» [10].

Основные направления незаконного оборота капитала обусловлены сложным взаимодействием субъектов и объектов рыночных отношений, обстоятельств политического, социально-экономического, правового и организационного характера, действующих на различных платформах торговли в отношении общественного развития современной России.

Актуальность данной темы обусловлено прогрессирующим экономико-правовыми взаимоотношениями всего общества. С появлением прогрессирующих взаимоотношений возникают новые системы уклонения от государственного контроля, в целях создания нового правового механизма, требуется постоянное обновление методик контроля над деятельностью организаций.

Предметом исследования являются: нормативно-правовая база по регулированию и противодействию незаконного оборота капитала, экономические преобразования, которые способствуют появлению новых методов борьбы с противоправной деятельности в коммерческой сфере.

Для того чтобы защитить права и законные интересы граждан, в отдельности и всего общества и государства, в целом, необходимо создание правового механизма по противодействию легализации доходов.

Цели. Комплексное авторское исследование правового регулирования незаконного оборота капитала, мероприятия государственного правового развития, которые будут ориентированы, прежде всего, на возможность предотвращения, контроль и борьбу с причинами возникновения.

Для обнаружения нарушений создается и совершенствуется законодательство, способное нейтрализовать, блокировать или ослабить финансовое влияние объекта и предмета противоправных действий.

На защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения направлен Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», который регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранных структур без образования юридического лица, государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения, а также отношения юридических лиц и федеральных органов исполнительной власти, связанные с установлением неофициальных владельцев юридических лиц [8].

Разъяснения по вопросам, возникающим при рассмотрении судами уголовных дел, отражены в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 7 июля 2015 г. № 32 «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем» [9].

Современные меры государственного контроля по выявлению центров отмывания капитала отражают борьбу с преступностью, отсюда были внесены следующие поправки в нормативно — правовую базу:

1) 13 июля 2020 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 196-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Федеральный закон принят в целях совершенствования порядка функционирования кредитных потребительских кооперативов, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций и ломбардов, а также пресечения возможностей осуществления неправомерной деятельности с использованием указанных организаций [4];

2) 20 июля 2020 года Президентом Российской Федерации подписаны Федеральные законы № 211-ФЗ «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы» и № 212-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершения финансовых сделок с использованием финансовой платформы», регулирование отношений, возникающих в области оказания операторами финансовых платформ услуг, связанных с обеспечением возможности совершения финансовых сделок между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями или эмитентами с использованием финансовых платформ, а также определены правовые основы деятельности таких операторов и полномочия Банка России, в том числе по надзору за ОФП [5,6];

3) 31 июля 2020 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [7].

Продуктивность борьбы, в том числе зависит от международного сотрудничества, по вопросам предоставления информации, связанной с размещением нелегальных денежных средств в банковские вклады, инвестиции или недвижимость, а также по пресечению указанных правонарушений.

Среди специальных мер, которые выделяет Русанов, Г. А., предусмотренных Конвенцией, направленных на борьбу с легализацией преступных доходов, необходимо обратить внимание на следующее:

− каждая сторона принимает законодательные и другие необходимые меры, дающие их судам или другим компетентным органам право затребовать или накладывать арест па банковские, финансовые или коммерческие документы;

− каждая сторона рассматривает вопрос о принятии законодательных и других необходимых мер, позволяющих ей использовать специальные приемы расследования, облегчающие идентификацию и розыск доходов, а также сбор соответствующих доказательств. Эти приемы могут включать постановление о негласном контроле, наблюдение, перехват сообщений по сетям электросвязи, доступ к компьютерным системам и постановления о подготовке определенных документов;

− каждая сторона принимает законодательные и другие необходимые меры для того, чтобы заинтересованные стороны, затронутые мерами, предусмотренными Конвенцией, имели эффективные средства защиты своих прав. [11, c.10]

В настоящее время для предотвращения массового убытия капитала в оффшорные зоны, по которым закреплен низкий процент по налогам и сборам, либо они полностью отсутствуют, 8 сентября 2020 г. был подписан протокол между Россией и Кипром по внесению изменений в Соглашение о избежание двойного налогообложения, в том числе и часть увеличения налога у субъектов с 0 % до 5 % с 15 % до 20 % в отношении дивидендов и процентов.

Утверждение протокола по изменению договорных отношений должна состояться до конца 2020 г. для того, чтобы его положения начали действовать с 1 января 2021 г.

Таким образом, основные направления увеличения эффективной борьбы по предотвращению противоправных действий, полученных преступным путем, является усиления контроля, обнаружение и предотвращение развития, становления на ранних стадиях, центров легализации капитала. Разработка направленной стратегии может включать следующие механизмы: систему предупреждения о негативных явлениях во взаимосвязи с мерами по совершенствованию налогового режима, предотвращение оттока капитала и сокращение масштабов коррупции; совершенствование правовых механизмов, укрепление регулирования и надзора за компаниями и финансовыми институтами; расширение сотрудничества между федеральными центром и регионами; формирование системы взаимодействия между государством и частным бизнесом, направленной на вытеснение из деловой практики схем по отмыванию денег; активное участие в международном сотрудничестве.

Литература:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.10.2020). — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 20.11.2020).
  2. УК РФ Статья 174. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем. — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/4dfcfc8807c829f92212ce92efe818c4a707a3ca/ (дата обращения: 15.11.2020).
  3. УК РФ Статья 175. Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем. — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/2fe945bf76e6414b50142e520f8a3a87074c9c09/ (дата обращения: 15.11.2020).
  4. Федеральный закон от 13.07.2020 N 196-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357069/ (дата обращения: 15.11.2020).
  5. Федеральный закон от 20.07.2020 N 211-ФЗ «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы». — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357765/ (дата обращения: 16.11.2020).
  6. Федеральный закон от 20.07.2020 N 212-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершения финансовых сделок с использованием финансовой платформы». — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357764/ (дата обращения: 18.11.2020).
  7. Федеральный закон от 31.07.2020 N 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358753/ (дата обращения: 18.11.2020).
  8. Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 N 115-ФЗ (последняя редакция). — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32834/ (дата обращения: 18.11.2020).
  9. Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 7 июля 2015 г. № 32 «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем». — Текст: электронный // ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: [сайт]. — URL: https://www.vsrf.ru/documents/own/8442/ (дата обращения: 18.11.2020).
  10. УК РФ Статья 187. Неправомерный оборот средств платежей. — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/539a9a6196eae24f91d30781eced78e28b508617/ (дата обращения: 17.11.2020).
  11. Русанов, Г. А. Противодействие легализации (отмыванию) преступных доходов: учебное пособие для вузов / Г. А. Русанов. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 157 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5-534–03778–4. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453738 (дата обращения: 15.11.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, УК РФ, незаконный оборот капитала, Россия, внесение изменений, доход, легализация, путь, средство, уголовная ответственность.


Задать вопрос