В статье автор пытается определить характерные формы и виды контрольно-надзорной деятельности Центрального Банка России как мегарегулятора финансового рынка.
Ключевые слова: мегарегулятор, финансовый рынок, Центральный банк России, контрольно-надзорная деятельность.
Вопрос о видах и формах контроля и надзора в настоящее время является достаточно дискуссионным. Как отмечает Е. Ю. Грачева, с учетом субъектов, которые осуществляют финансовый контроль, его необходимо делить на следующие виды:
− во-первых, общегосударственный финансовый контроль, который охватывает все хозяйствующие субъекты;
− во-вторых, ведомственный финансовой контроль, который осуществляется специально создаваемыми в организационной структуре ведомств подразделениями финансового контроля (контрольно-ревизионными инспекциями и т. п.). Основным объектом данного вида финансового контроля является производственная и финансовая деятельность подведомственных организаций и учреждений [4].
Общегосударственный и ведомственный финансовый контроль входят в систему единого государственного финансового контроля.
Помимо этого, выделяется негосударственный финансовый контроль, осуществляемый экономическими и финансовыми службами предприятий и организаций (внутрихозяйственный контроль), а также общественный контроль, реализуемый на основе общественных институтов (неправительственных организаций) и законов, обязывающих органы исполнительной власти предоставлять информацию всем заинтересованным лицам.
Что касается основных форм финансового контроля, то, как отмечает Е. Ю. Грачева, среди них следует выделить ревизии, проверки, рассмотрение финансовых планов, отчетов, заявок, заслушивание информации должностных лиц и др. [2]
Следует отметить, что виды и формы контроля и надзора Центрального Банка России за участниками финансовых рынков также являются достаточно разнообразными.
Являясь исполнителем при проведении единой государственной денежно-кредитной политики, Банк России использует определенные ст. 35 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации» [1] основные инструменты и методы денежно-кредитной политики. Контроль за ее реализацией и проведением носит как внешний, так внутренний характер. Так, контроль Центрального банка России за соблюдением установленных нормативов обязательных резервов, депонируемых в Банке России кредитными организациями, порядка депонирования является внешним контролем.
Внутренний контроль Банк России осуществляет при регулировании общего объема выдаваемых им кредитов, установлении процентных ставок по операциям Центрального банка Российской Федерации, рефинансировании кредитных операций, валютных интервенциях в соответствии с принятыми ориентирами государственной денежно-кредитной политики.
Целями регулирования, контроля и надзора Центрального банка России являются обеспечение устойчивого развития финансового рынка Российской Федерации, эффективное управление рисками, возникающими на финансовых рынках, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям, защита прав и законных интересов инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению, иных потребителей финансовых услуг (за исключением потребителей банковских услуг).
В своей деятельности Банк России применяет следующие формы банковского регулирования и надзора:
1) лицензирование — процедура, которую проходят кредитные организации, чтобы получить право на осуществление банковских операций;
2) пруденциальный надзор, основной задачей которого является путем постоянного контроля отчетности кредитных организаций выявлять проблемы, особенно ведущие к возрастанию риска неплатежеспособности и банкротства;
3) инспектирование, ревизия на месте, предусматривающие проверку степени достоверности передаваемой надзорным органам информации, формирование точного представления о реальном положении кредитной организации и качестве менеджмента;
4) контроль соблюдения кредитными организациями в определенные сроки предписаний надзорных органов по устранению обнаруженных недостатков. Центральный банк вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».
Дистанционный банковский надзор предполагает анализ деятельности банков на основании представленных надзорному органу документов и отчетности. Недостатком банковского дистанционного надзора, органически присущим его сути, можно считать то, что он основывается на отчетных данных и сведениях, передаваемых самим банком. В связи с этим с возрастанием у банка серьезных проблем уменьшается вероятность получения от него достоверной и полной информации о действительно сложившемся положении. Эффективный надзор за деятельностью банка в этом случае становится невозможным. Инспекционные проверки на местах, в отличие от дистанционного надзора, позволяют убедиться в достоверности передаваемой информации и своевременно принять меры, стабилизирующие работу банка. Но проведение инспекционных проверок на местах — это трудоемкая работа, требующая привлечения квалификационных специалистов и достаточно дорогая. Поэтому орган банковского надзора вынужден проводить инспекционные проверки банков выборочно или не в полном объеме. Еще одно понятие, сущность которого необходимо уточнить для раскрытия банковского надзора — это пруденциальное регулирование.
Пруденциальное банковское регулирование (англ. Prudential Banking Supervision — разумный банковский надзор) — регулирование, включающее систему лимитов и ограничений, накладываемых на банки с целью обеспечения их устойчивости и защиты интересов вкладчиков. Пруденциальное регулирование всегда нацелено на защиту системных интересов и потому носит макроэкономический характер. Центральный банк РФ устанавливает перечень и порядок применения к банкам мер воздействия за нарушение пруденциальных норм деятельности.
Под пруденциальными нормами банковской деятельности в нормативных документах и экономической литературе понимаются предельные величины рисков, принимаемых кредитными организациями, нормы по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность и покрытие возможных потерь, а также требования, невыполнение которых может отрицательно повлиять на финансовое положение кредитных организаций или на возможность реальной оценки их финансовой деятельности, при регистрации, лицензировании и расширении видов деятельности кредитных организаций.
Наиболее важным и содержательным аспектом пруденциального регулирования выступает установление минимальных экономических стандартов банковской деятельности. При этом пруденциальное регулирование банковской деятельности осуществляется под строгим государственным контролем и от имени государства, как правило, органом специальной компетенции, центробанками государств. Следует также подчеркнуть, что системный подход к организации пруденциального банковского регулирования и его целевая направленность на управление банковской деятельностью позволяют при формулировании сущности пруденциального регулирования использовать управленческий аспект, который логично дополняет экономический и юридический подход к исследованию данного понятия [3].
Таким образом, подводя итог настоящей статье, необходимо отметить,, что Центральный Банк Российской Федерации играет ключевую роль в системе контроля и надзора за субъектами финансового рынка, имеет в своем распоряжении разнообразные виды и формы контрольно-надзорной деятельности, такие как лицензирование, инспектирование, ревизии, пруденциальный надзор и другие.
Литература:
- Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 20.07.2020) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 28. — Ст. 2790.
- Грачева Е. Ю. (ред.) Правовое регулирование финансового контроля в Российской Федерации: проблемы и перспективы: Монография / Л. Л. Арзуманова, О. В. Болтинова, О. Ю. Бубнова и др.; отв. ред. Е. Ю. Грачева. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2013. — С. 69.
- Керимова А. М. Банк России как орган контроля и надзора / А. М. Керимова // Отечественная юриспруденция. 2016. — № 3 (5). — С. 36.
- Финансовое право: Учебник / Под ред. Е. Ю. Грачевой. М., 2011.