Система государственных закупок: принципы, процессы, объекты, субъекты | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 марта, печатный экземпляр отправим 10 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №47 (337) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 23.11.2020

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Винокурцева, Е. А. Система государственных закупок: принципы, процессы, объекты, субъекты / Е. А. Винокурцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 47 (337). — С. 92-95. — URL: https://moluch.ru/archive/337/75434/ (дата обращения: 26.02.2021).



Исходным для определения сущности государственного заказа является понятие государственных нужд.

Понятие «государственный заказ» трактуется как нужда либо потребность органов государственного управления в товарах, работах или услугах, либо как совокупность заключенных государственных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств государственного бюджета.

Органы государственного управления осуществляют размещение государственного заказа путем проведения процедур закупок, то есть приобретения, покупки товаров, работ и услуг на открытом конкурентном рынке.

Государственный заказ определяется как поручение государственных (муниципальных) органов различным организациям (предприятиям) на производство товаров или услуг, необходимых для осуществления государственных функций и исполнения международных обязательств.

На основании законодательных и нормативных актов, классификация государственных закупок может быть проведена в зависимости от следующих классификационных признаков:

− По продолжительности во времени;

− По форме представления результата;

− Объекту воздействия;

− Видам государственных нужд.

Основная задача национальной системы государственных закупок — обеспечить приобретение товаров, работ и услуг для удовлетворения государственных нужд при эффективном расходовании государственных средств.

Проведенный анализ процесса и видов государственных закупок позволил выделить основные и дополнительные функции государственных закупок в Российской Федерации с позиции обеспечения экономической безопасности региона:

− Защитная функция (реализуется в политике поддержки отечественного производителя и обеспечении государственной безопасности);

− Регулирующая функция (реализуется при ценовом регулировании, координации кооперационных связей при производстве необходимых товаров и услуг, поддержке и развитии конкуренции между претендентами на получение от государства подряда на производство необходимых товаров и услуг, а также обеспечения качества и конкурентоспособности выпускаемых товаров, а также смежных производственных процессов);

− Социальная функция (реализуется при создании рабочих мест, обеспечении занятости в том или ином регионе, городе; обеспечении подготовки и переподготовки специалистов; контроле над трудовыми ресурсами; регламентировании условий труда наемных работников, поддержание их здоровья);

− Воспроизводственная функция (реализуется в процессе организации общественного производства и регулировании его масштабов);

− Инвестиционная функция (реализуется в виде целевого долгосрочного финансирования);

− Инновационная функция (реализуется в процессе внедрения научных, теоретических и научно–практических, опытно–конструкторских и технологических работ в производство необходимых товаров и услуг);

− Контрольная функция (реализуется при контроле расходования бюджетных средств).

Учет вышеперечисленных функций позволяет реализовать соответствующую политику в области экономической безопасности региона на основе управления системой государственных закупок.

При осуществлении закупок физическими лицами, как правило, важнейшей задачей является приобретение товаров или услуг на выгодных экономических условиях.

В качестве дополнительных функций государственных закупок в Российской Федерации с позиции обеспечения экономической безопасности региона можно выделить:

− Поддержки отдельных национальных отраслей;

− Снижения безработицы, поддержки определенных групп населения;

− Регионального развития;

− Обеспечения социального равенства;

− Поддержки малого и среднего бизнеса;

− Охраны окружающей среды.

Признание «законности» использования механизма государственных закупок для целей развития национальной экономики отражено в международных правовых документах.

Система государственных закупок в Российской Федерации представляет собой целостную мультиуровневую систему.

К субъектам системы государственных закупок относятся государственные заказчики и поставщики товаров, работ, услуг.

Объектами системы государственных закупок являются все блага и услуги, по поводу которых возникают отношения между государственным заказчиком и поставщиком (товары, работы, услуги).

Функционирование системы государственных закупок возможно, если государственные закупки организованы в соответствии со следующими основными принципами:

− Недискриминация;

− Транспарететность;

− Справедливость;

− Эффективность;

− Подотчестность.

Недискриминация предполагает снятие ненужных ограничений в отношении конкуренции по конкретному контракту, в частности, в отношении иностранных поставщиков.

Транспарентная система предполагает наличие правил и действенных механизмов, обеспечивающих соблюдение данных правил.

Транспарентность — один из важнейших факторов, обеспечивающих высокую эффективность расходования государственных средств при проведении закупок.

Справедливость при осуществлении закупок способствует формированию доверия и уважения между государственными заказчиками и поставщиками.

Эффективность в государственных закупках предполагает, что система функционирует оперативно с минимальными бюрократическими процедурами.

С целью повышения эффективности и результативности закупочного процесса государственные заказчики должны регулярно проводить мониторинг и оценку закупочной системы.

Расходование государственных средств предполагает подотчетность государственных заказчиков и конкретных лиц, осуществляющих закупки.

Взаимодействие рыночных субъектов в сфере государственных закупок осуществляется при:

− подготовке, организации и исполнении процедур размещения конкурсной документации (органов государственного или муниципального управления, распорядителей бюджетных средств);

− отбора участников размещения конкурсной документации, определения победителя, заключение и исполнения условий государственного или муниципального контракта.

В заключении, следует отметить, что система государственных закупок — важный весомый компонент национальной экономики, с помощью которого удовлетворены общественные и государственные потребности, обеспечены социально–экономические проблемы, а также обеспечивают проведение фундаментальных и прикладных исследований, создание и внедрение новых технологий и разработок.

Литература:

  1. Балтутите И. В. Институт государственных закупок: от Русской Правды к Федеральному закону «о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Вестник ВолГУ. Серия 5: Юриспруденция. — 2015. — № 4. — С. 31–36.
  2. Белинская М. П. Хронодискретное моногеографическое сравнительное исследование института закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. — 2017. — № 1 (33). — С. 42–47.
  3. Белов В. Е. Об изменениях гражданского законодательства в условиях формирования контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Актуальные проблемы российского права. — 2014. — № 10. — С. 2265–2271.
  4. Бертунова Б. Б. Этапы реформ государственной системы в сфере государственных закупок // Universum: экономика и юриспруденция. — 2016. — № 11 (32). — С.1–4.
  5. Богачев П. В. Очерк истории развития государственных закупок в России // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2014. — № 5., ч. 2. — С. 21–24.
  6. Бурмистров А. А. Становление института государственного заказа в России: вопросы правового регулирования // Пробелы в российском законодательстве. — 2010. — № 4. — С. 289–290.
  7. Иванов А. А. Совершенствование организационно-экономического механизма государственной контрактной системы // Ростовский научный журнал. — 2017. — № 3. — С. 203–228.
  8. Калинин С. В. Исторические предпосылки и современное состояние правового регулирования института государственных и муниципальных закупок в России // Юридическая наука и практика: вестник Нижегородской академии МВД России. — 2011. — № 1. — С. 349–353.
  9. Канунникова К. А. Торги как способ удовлетворения государственных нужд в России: исторический опыт и современное правовое регулирование // Научный вестник Омской академии МВД России. — 2013. — № 2 (49). — С. 41–46.
  10. Костенко А. С. Становление института государственных закупок в современной России // Социально-экономические проблемы развития южного макрорегиона: Сборник научных трудов // Под ред. Ермоленко А. А., Хашевой З. М., Клочко Е. Н., Краснодар, 2015. — С. 63–69.
  11. Костюченко А. Г. Социально-экономические предпосылки проведения реформы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Бизнес в законе. — 2013. — № 5. — С. 198–201.
  12. Кречетова М. И., Усольцева Н. А. Федеральная контрактная система: от ожидаемого к реальности // Инновационная наука. — 2016. — № 3–2 (15). — С.63–65.
  13. Мельников В. В. Эволюция механизма открытого конкурса при государственных закупках в постсоветской России // Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики). — 2015. — № 2. — С. 18–41.
  14. Мельников В. В., Беленькая Е. В., Петрова Е. В., Тютина В. В. Применение конкурсного механизма при осуществлении государственных и муниципальных закупок в 2006–2014 г. г. // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. –2014. — № 3. — С. 80–86.
  15. Назаров М. В. Переход к контрактной системе государственных закупок в Российской Федерации в 2006–2013 гг. // Российское предпринимательство. — 2013. — № 24 (246). — С. 12–17.
  16. Першин Д. А. Эволюция системы госзакупок в Российской Федерации // Социально-экономические явления и процессы. — 2014. — № 3. — С. 81–84.
  17. Седова М. В. Контрактная система России как новый финансовый инструмент // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). — 2014. — № 4 (20). — С. 138–142.
  18. Фамиева К. И. Правовые предпосылки создания федеральной контрактной системы в Российской Федерации // Социум и власть. — 2012. — № 5 (37). — С. 86–90.
  19. Федотов А. С., Лихтер А. В. Развитие контрактной системы в Российской Федерации // Символ науки. — 2016. — № 5–1. — С. 229–233.
  20. Хвалынский Д. С. Цикличность развития публичных закупок в России: что нас ждет после закона о контрактной системе // Экономика и экологический менеджмент. — 2015. — № 3. — С. 35–41.
  21. Юсупова Т. В. Субъекты малого предпринимательства в системе правовых отношений в сфере регулирования закупок — исторический аспект // Социально-политические процессы в современном мире: взгляд молодых: Материалы студенческой научно-практической конференции. Воронежский филиал ФГБОУ ВО «Российская академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ». — 2017. — С. 161–165.
  22. Яковлев А. А. Система госзакупок в России: на пороге третьей реформы // Общественные науки и современность. — 2012. — № 5. — с. 54–70.
Основные термины (генерируются автоматически): закупка, услуга, государственный заказ, Российская Федерация, экономическая безопасность региона, государственное управление, конкурсная документация, национальная экономика, осуществление закупок, позиция обеспечения.


Задать вопрос