Особенности продвижения продукции фармацевтической индустрии на российском рынке в условиях Covid-19 | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №47 (337) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 20.11.2020

Статья просмотрена: 38 раз

Библиографическое описание:

Бортякова, А. Ю. Особенности продвижения продукции фармацевтической индустрии на российском рынке в условиях Covid-19 / А. Ю. Бортякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 47 (337). — С. 189-191. — URL: https://moluch.ru/archive/337/75422/ (дата обращения: 09.03.2021).



В статье проведен анализ текущей ситуации на фармацевтическом рынке. Выделены основные проблемы фармацевтического рынка, связанные с появлением и распространением нового коронавируса Covid-19, вспыхнувшего в конце 2019 года.

Тема коронавирусной инфекции сейчас является чрезвычайно актуальной. В новом тысячелетии человечество столкнулось с инфекционными болезнями, о которых никто не знал. На смену чуме и тифу пришли опасные вирусы. Изменение окружающей среды, потепление климата, увеличение плотности населения и другие факторы провоцируют их появление, а высокая миграционная активность населения способствует распространению по всему миру. По прогнозам ООН, к 2050 году население планеты достигнет 10 миллиардов человек. Это значит, что процессы миграции и урбанизации еще ускорятся. Эпидемия COVID-19 уже вошла в историю как чрезвычайная ситуация международного значения.

В представленной статье рассмотрен анализ ассортимента предприятия — производителя фармацевтической продукции. Проанализированы существующие теоретические и методические основы продвижения фармацевтической индустрии на российском рынке в условиях Covid19 и методы его совершенствования.

Ключевые слова: COVID-19, продвижение фармацевтической продукции, фармацевтический рынок, цепочка поставок лекарственных препаратов.

The topic of coronavirus infection is now extremely relevant. In the new millennium, humanity is faced with infectious diseases that no one knew about. Plague and typhus have been replaced by dangerous viruses. Environmental change, climate warming, an increase in population density and other factors provoke their appearance, and high migration activity of the population contributes to the spread throughout the world. According to UN forecasts, by 2050 the world's population will reach 10 billion people. This means that the processes of migration and urbanization will accelerate further. The Covid-19 epidemic has already gone down in history as an emergency of international importance. The article presents an analysis of the assortment of an enterprise — a manufacturer of pharmaceutical products. The existing theoretical and methodological foundations for promoting the pharmaceutical industry in the Russian market in the context of Covid-19 and methods for its improvement are analyzed.

Keywords: Covid-19, pharmaceutical promotion, pharmaceutical market, marketing, drug supply chain.

Тема данной работы, на мой взгляд, является чрезвычайно актуальной и интересной.

Изменение окружающей среды, потепление климата, увеличение плотности населения высокая миграционная активность населения и другие факторы провоцируют появление и распространение новых инфекций по всему миру. В конце 2019 года в Китайской Народной Республике произошла вспышка новой коронавирусной инфекции с эпицентром в городе Ухань (провинция Хубэй), возбудителю которой было дано временное название 2019-nCoV. Всемирная организация здравоохранения 11 февраля 2020 г. присвоила официальное название инфекции, вызванной новым коронавирусом, — COVID-19 («Coronavirus disease 2019»). Международный комитет по таксономии вирусов 11 февраля 2020 г. присвоил официальное название возбудителю инфекции — SARS-CoV-2.

Актуальность исследуемой проблемы во многом определяется тем, что в современных условиях фармацевтический рынок претерпевает существенные изменения, происходят управленческие и организационные преобразования, обуславливающие необходимость совершенствования деятельности розничных фармацевтических предприятий на основе современных методов управления. Актуальность выбранной темы обусловлена спецификой фармацевтического рынка, которая столь велика, что делает необходимой серьезную адаптацию концепций к данной сфере экономики.

Фармацевтический рынок является сложной структурой, в которой происходят взаимодействия между потребителями (пациентами и медицинскими работниками), интересы которых представляют Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ), органами здравоохранения различных стран, посредниками (оптовыми и розничными структурами, занимающимися реализацией медикаментов) и производителями лекарственных препаратов

Один из наиболее серьезных барьеров, повлиявших на цепочку поставок лекарственных препаратов во всем мире, — вызванное COVID-19 ограничение поставок активных фармацевтических ингредиентов (АФИ) и дженериков из Китая. Точно оценить, насколько сократилась эксплуатация производственных мощностей в этой стране, довольно сложно, однако на данный момент, как пишет European Pharmaceutical Review, лишь небольшая часть работников этой страны смогла вернуться на предприятия.

Недавно ассоциация фармкомпаний, работающих на европейском рынке, Medicine for Europe опубликовала сообщение, из которого следует, что по ожиданиям китайских властей в скором времени крупные производства заработают в полную силу, но небольшие компании еще будут испытывать трудности какое-то время.

Главное отличие фармацевтического бизнеса от остальных областей коммерческой деятельности заключается в том, что в его основе лежит социально-этический маркетинг.

Российский фармацевтический рынок в настоящее время находится в стадии формирования, темпы его развития связаны с динамикой экономических реформ и уровнем развития экономики страны. В последние годы произошел рост количества частных фармацевтических фирм, как оптовых, так и розничных. Количество оптовых фармацевтических фирм в РФ в настоящее время составляет порядка 3500, аптек — 11000, аптечных пунктов — 40000.

Практика показывает, что фармацевтические фирмы, использующие в своей деятельности маркетинговые и логистические методы, являются более конкурентоспособными.

Таким образом, для отечественных предприятий вопрос о роли маркетинга в их деятельности долгое время оставался открытым, так как многие руководители не видели преимуществ, которые получает маркетингово-ориентированная организация. И только сейчас процесс осознания необходимости маркетинговой деятельности на фармацевтических предприятиях можно считать завершенным. Однако далеко не всегда и не всем фирмам удается создать профессиональную службу маркетинга.

В таблице 1 приведены ТОП-20 фирм-производителей, лидирующих по объему продаж на коммерческом рынке России.

Таблица 1

ТОП-20 фирм-производителей ГЛС по объему аптечных продаж розничного коммерческого рынка России по итогам 2019 г.

Рейтинг 2019 г.

Изменение

Фирма-производитель

Стоимостный объем, млн руб.

2019 г.

Прирост стоимостного объема

Доля

1

-

NOVARTIS

29 431

14,3 %

6,4 %

2

-

SANOFI-AVENTIS

24 730

14,5 %

5,4 %

3

-

ФАРМСТАНДАРТ

20 493

15,6 %

4,4 %

4

-

BAYER

17 882

19,0 %

3,9 %

5

-

TAKEDA

15 314

5,9 %

3,3 %

6

1

TEVA

14 452

15,3 %

3,1 %

7

-1

BERLIN-CHEMIE

14 247

1,7 %

3,1 %

8

2

ABBOTT

11 870

9,2 %

2,6 %

9

2

SERVIER

11 497

8,3 %

2,5 %

10

-2

GEDEON RICHTER

11 383

1,3 %

2,5 %

11

-2

PFIZER

11 307

2,0 %

2,4 %

12

-

KRKA

9 585

12,1 %

2,1 %

13

-

STADA

9 424

12,1 %

2,0 %

14

-

MERCK

8 878

11,9 %

1,9 %

15

1

ASTELLAS PHARMA

8 748

21,4 %

1,9 %

16

-1

BOEHRINGER INGELHEIM

8 481

12,4 %

1,8 %

17

4

JOHNSON & JOHNSON

7 119

49,7 %

1,5 %

18

-1

DR.REDDY’S LABORATORIES

7 104

10,3 %

1,5 %

19

-1

GLAXOSMITHKLINE

7 095

13,8 %

1,5 %

20

2

ВАЛЕНТА

6 256

36,5 %

1,4 %

Источник: «Ежемесячный розничный аудит фармацевтического рынка РФ» DSM Group. ISO 9001:2008.

Примечание: объемы продаж приведены в закупочных ценах аптек с НДС. В 2019 году на российском фармацевтическом рынке присутствовало свыше 1000 игроков.

Суммарно на ТОП-20 фирм-производителей приходится 55,3 % стоимостного объема продаж ГЛС. По сравнению с 2018 годом общая доля двадцатки немного выросла.

Таким образом, можно сделать следующий вывод , фармацевтический рынок является одним из самых высокодоходных и быстрорастущих секторов мировой экономики. Несмотря на общий спад в мировой экономике последних лет, фармрынок продолжает динамично развиваться: темпы его роста составляют примерно 6–10 % в год. В отличие от других отраслей, где чистая прибыль составляет в среднем 5 % от общего дохода, в фармотрасли этот индекс достигает 18 % в год. По данным экспертов, в 2019 г. мировой фармацевтический рынок вырос на 7 % и по объему продаж достиг рекордной суммы $ 550 млрд.

Современные условия развития фармацевтического рынка России требуют от всех его участников внедрения в свою деятельность новых методов работы, способных повысить эффективность их деятельности.

Действующая в настоящий момент система лекарственного обеспечения практически целиком и полностью базируется на возможности приобретения гражданами необходимых лекарственных средств за счет собственных средств. Перспективы внедрения системы всеобщего лекарственного страхования, ввиду целого ряда объективных причин, неопределенны.

Фармацевтическая отрасль испытывает потребность в том, чтобы ее продукция соответствовала строгим нормам. Ведь отклонение от нормы количества активных ингредиентов в таблетке всего в несколько миллиграммов может нанести ущерб не только продажам, но и здоровью пациента.

Фармацевтическая отрасль наравне со здравоохранением оказалась на передовой мировой борьбы с пандемией. Помимо открытия новых возможностей для фармацевтики в борьбе с COVID-19, таких как разработка вакцины и клинические испытания существующих препаратов для лечения COVID-19 (repurposing), пандемия глубоко затронула цепочки поставок и дистрибуции в отрасли и создала значительные риски для деятельности, не связанной с лечением коронавируса.

Подводя итоги, хочу отметить, что пандемия затронула все этапы деятельности фармацевтических компаний — от закупок сырья до разработок и процесса взаимодействия докторов с пациентами. Чтобы обеспечить потребности пациентов, фармкомпаниям и структурам МОЗ следует изучить европейский опыт, централизованно проанализировать запасы сырья и потребности госпитальной системы в препаратах ICU и быть готовыми к решению некоторых вопросов на государственном уровне.

Литература:

  1. Белошапка В. А., Загорий Г. В., Усенко В. А. Стратегическое управление и маркетинг в практике фармацевтических фирм. — СПб.: Питер, 2016. — 368с.
  2. Васнецова О. А. Маркетинг в фармации. — М.: Книжный мир, 2018. — 334с.
  3. Вахранева Е. Н. Настольная книга о фармацевтическомрынке России. — М.: Эр Эм Би Си Импэкс, 2019. — 287с.
  4. Еремин В. Н. Маркетинг. Основы и маркетинг информации. — М.: КноРус, 2019. — 654с.
  5. Иванов, В. Российский фармацевтический рынок вчера, сегодня и завтра / В. Иванов // Ремедиум. — 2019. — № 7/8. — С.26–32
  6. Сергеев Ю. Д., Мохов А. А., Милушин М. И. Правовые основы фармацевтической деятельности в Российской Федерации. — М.: Медицинское информационное агентство, 2018. — 480с.
  7. Юданов А. Ю., Вольская Е. А., Ишмухаметов А. А., Денисова М.Н Фармацевтический маркетинг: Учебник. — М.: ИИА «Ремедиум», 2016. — 589с.
  8. Анализ аптечного рынка ГЛС России: итоги 2019г. — www.remedium.ru
  9. Обзор коммерческого розничного сектора российского фармрынка по итогам 2019 года. — www.pharmvestnik.ru
  10. http://www.consultant.ru/ — официальный сайт компании «Консультант Плюс».
  11. http://znanium.com/ — Электронно-библиотечная система.
  12. Система профессионального анализа рынка и компаний СПАРК -http://www.spark-interfax.ru/
  13. Фармацевтический рынок России. Итоги 2018 года: аналитический отчет. — М.: ЗАО Группа «ДСМ». — 2019. — 76 с
Основные термины (генерируются автоматически): фармацевтический рынок, JOHNSON, объем продаж, цепочка поставок, ABBOTT, Всемирная Организация Здравоохранения, высокая миграционная активность, российский фармацевтический рынок, фармацевтическая отрасль, фармацевтическая продукция.


Ключевые слова

фармацевтический рынок, COVID-19, продвижение фармацевтической продукции, цепочка поставок лекарственных препаратов
Задать вопрос