Состояние проблемы формирования личностных результатов изучения школьного курса биологии в опыте работы учителей Выксунского района Нижегородской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (337) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 22.11.2020

Статья просмотрена: 72 раза

Библиографическое описание:

Бирюкова, Д. В. Состояние проблемы формирования личностных результатов изучения школьного курса биологии в опыте работы учителей Выксунского района Нижегородской области / Д. В. Бирюкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 47 (337). — С. 468-472. — URL: https://moluch.ru/archive/337/75421/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье рассмотрены результаты анкетирования учителей биологии по проблеме формирования универсальных учебных действий учащихся средствами школьного курса биологии.

Ключевые слова: УУД, формирование УУД, биология, учитель биологии, анкетирование, результаты анкетирования.

Одной из важнейших задач современного школьного образования является личностное развитие школьников, готовых к осознанному выбору жизненного и профессионального пути. Ее достижение осуществляется разными путями и способами, в том числе в процессе формирования универсальных учебных действий (УУД), которые рассматриваются как «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса» [3, с. 67].

Формирование личностных УУД при изучении различных дисциплин является одной из проблем, с которыми сталкиваются школьные учителя, биологии в том числе. Несмотря на то, что Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (ФГОС ОО) реализуются в нашей школе уже десятый год, методических материалов в помощь школьному учителю по-прежнему крайне недостаточно, а те, что имеются, не всегда отражают специфику учебного предмета биология [1,2,4].

Работая над темой магистерской диссертации «Формирование личностных результатов изучения курса биологии 7 класса», с целью выявления реального состояния проблемы в практике работы массовой школы мы провели анкетирование 19 учителей биологии Выксунского района Нижегородской области по специально разработанной нами анкете.

Нас интересовало, что понимают учителя под термином «универсальные учебные действия». Только 73,7 % учителей дали ответ, соответствующий определению данного понятия. Остальные 26,4 % участников анкетирования затруднились с ответом. Более наглядно анализ ответов представлен на рис.1.

Результаты анализа ответов на первый вопрос анкеты

Рис. 1. Результаты анализа ответов на первый вопрос анкеты

Второй вопрос анкеты ставил целью выяснить, знакомы ли педагоги с классификацией УУД. Анализ ответов показал, что 26,3 % опрошенных не имеют представления об их классификации. Наглядно анализ ответов представлен на рисунке 2.

Результаты анализа ответов на второй вопрос анкеты

Рис. 2. Результаты анализа ответов на второй вопрос анкеты

Следующий вопрос предполагал выяснение того, из каких источников учителя получают информацию об УУД и их классификации. Анализ ответов представлен в таблице 1.

Таблица 1

Анализ ответов на вопрос анкеты об источниках получения информации о классификации УУД

Варианты ответов

Ответы

абсол.

относит. (в %)

Из интернет-ресурсов

13

68,4

Из пособий для учителей

12

63,2

На педсоветах или от руководства школ

4

21,1

Не владею информацией

2

10,5

Четвертый вопрос был задан с целью выяснить знания учителями термина «личностные УУД». 78,9 % опрошенных понимают содержание этого термина. Вместе с тем 20,1 % участников анкетирования выбрали определения, обозначающие коммуникативные и познавательные УУД. Более наглядно результаты анализа ответов представлен на рисунке 3.

Результаты анализа ответов на четвертый вопрос анкеты

Рис. 3. Результаты анализа ответов на четвертый вопрос анкеты

Вопрос «Какие качества личности ученика свидетельствуют о сформированности личностных УУД?» показал широкую палитру ответов. 57,9 % ответили верно. Более наглядно анализ представлен на рис. 4.

Результаты анализа ответов на пятый вопрос анкеты

Рис. 4. Результаты анализа ответов на пятый вопрос анкеты

Следующий вопрос анкеты ставил целью выяснение наличия в распоряжении учителей методических рекомендаций по формированию личностных УУД на уроках биологии. Анализ полученных результатов представлен на рисунке 5.

Результаты анализа ответов на шестой вопрос анкеты

Рис. 5. Результаты анализа ответов на шестой вопрос анкеты

Нас интересовало, испытывают ли педагоги сложности при формировании личностных УУД. Анализ ответов на данный вопрос представлен на рис. 6.

Результаты анализа ответов на седьмой вопрос анкеты

Рис. 6. Результаты анализа ответов на седьмой вопрос анкеты

Задавая следующий вопрос, мы хотели выяснить, какие методы и приемы учителя используют е при формировании личностных УУД. Наглядно анализ ответов представлен на рис. 7.

Результаты анализа ответов на восьмой вопрос анкеты

Рис. 7. Результаты анализа ответов на восьмой вопрос анкеты

Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что не все участники анкетирования владеют информацией о личностных УУД, механизмах их формирования и оценивания. Это является основанием для разработки нами методических рекомендаций по формированию и оцениванию личностных УУД при изучении курса биологии 7 класса.

Литература:

1. Абазов Педагогические технологии и инновации в учебной деятельности школьников / Абазов, А. З. — Текст: непосредственный // Школьные технологии. — Москва: Научная книга, 2000. — С. 57–61.

2. Алексеева Н. Л. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли / Алексеева, Н. Л. — Текст: непосредственный // Система знаний. — Москва: Просвещение, 2010. — С. 159–160.

3. Воронин Словарь терминов по общей и социальной педагогике / Воронин, С. А. –Текст: непосредственный. — Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. — 135 c.

4. Королева Формирование универсальных учебных действий при обучении биологии в школе / Королева, А. М. — Текст: непосредственный // Биологическое и экологическое образование: традиции и инновации. — 2012. — № 11. — С. 241–244.

Основные термины (генерируются автоматически): результат анализа ответов, анализ ответов, анкета, участник анкетирования, формирование, результат анкетирования, учитель биологии.


Похожие статьи

Результаты анкетирования по применению инновационных...

Рис. 2. Анализ ответов участников анкетирования на вопрос о преимуществах использования инновационных технологий на занятиях. Как видно, по результатам анкетирования, учителя биологии выделяют 2 основных преимущества использования инновационных технологий во...

Алгоритм разработки рабочей учебной программы по предмету

Анализ ответов учителей на вопрос анкеты о структуре рабочей учебной программы.

Рис. 1. Анализ ответов на 7 вопрос анкеты. Проанализировав анкеты педагогов, давших

анкетирование, учитель биологии, готовность учителя к ее разработке, рабочая учебная...

Особенности проектной деятельности учащихся в условиях...

Анализ ответов на следующий вопрос анкеты позволил нам установить, что все 100 % участников анкетирования владеют знаниями

проектная деятельность, учитель биологии, анкетирование, сложности и проблемы при организации проектной деятельности учащихся.

Выявление уровня познавательного интереса на уроках биологии...

Выявление познавательного интереса происходило посредством проведения анкетирования детей, опросников.

Результаты исследования обобщены в таблице 1 и рисунке 1 и 2. Таблица 1. Выявление мотивов учащихся к изучению предмета биология.

Анализ использования технологии исследовательской...

Анализ ответов на данный вопрос анкеты представлен в таблице 1. Таблица 1.

В результате анкетирования учителей, было выявлено что, 93,3 % организуют исследовательскую деятельность с учащимися, где основной формой исследовательской работы по биологии...

Анализ результатов эмпирического исследования особенностей...

Библиографическое описание: Данилова, К. А. Анализ результатов эмпирического исследования особенностей психологического благополучия педагогов, работающих с разными категориями обучающихся, полученных при проведении анкетирования / К. А. Данилова.

Анализ использования технологии проектного обучения при...

Анализ ответов на вопрос анкеты «Проводились или проводятся ли проектные работы по биологии в 8 классе вданном году?»

В результате анкетирования учителей биологии города Выкса, нами было выявлено, что 100 % организуют проектную деятельность.

Формирование универсальных учебных действий курса биологии...

Ответы участников анкетирования на данный вопрос анкеты представлены на рисунке 1. Рис. 1. Графическое соотношение ответов на вопрос анкеты об определении УУД. По сравнению с полученными данными предшествующего анкетирования все 100% учителей знакомы с...

Похожие статьи

Результаты анкетирования по применению инновационных...

Рис. 2. Анализ ответов участников анкетирования на вопрос о преимуществах использования инновационных технологий на занятиях. Как видно, по результатам анкетирования, учителя биологии выделяют 2 основных преимущества использования инновационных технологий во...

Алгоритм разработки рабочей учебной программы по предмету

Анализ ответов учителей на вопрос анкеты о структуре рабочей учебной программы.

Рис. 1. Анализ ответов на 7 вопрос анкеты. Проанализировав анкеты педагогов, давших

анкетирование, учитель биологии, готовность учителя к ее разработке, рабочая учебная...

Особенности проектной деятельности учащихся в условиях...

Анализ ответов на следующий вопрос анкеты позволил нам установить, что все 100 % участников анкетирования владеют знаниями

проектная деятельность, учитель биологии, анкетирование, сложности и проблемы при организации проектной деятельности учащихся.

Выявление уровня познавательного интереса на уроках биологии...

Выявление познавательного интереса происходило посредством проведения анкетирования детей, опросников.

Результаты исследования обобщены в таблице 1 и рисунке 1 и 2. Таблица 1. Выявление мотивов учащихся к изучению предмета биология.

Анализ использования технологии исследовательской...

Анализ ответов на данный вопрос анкеты представлен в таблице 1. Таблица 1.

В результате анкетирования учителей, было выявлено что, 93,3 % организуют исследовательскую деятельность с учащимися, где основной формой исследовательской работы по биологии...

Анализ результатов эмпирического исследования особенностей...

Библиографическое описание: Данилова, К. А. Анализ результатов эмпирического исследования особенностей психологического благополучия педагогов, работающих с разными категориями обучающихся, полученных при проведении анкетирования / К. А. Данилова.

Анализ использования технологии проектного обучения при...

Анализ ответов на вопрос анкеты «Проводились или проводятся ли проектные работы по биологии в 8 классе вданном году?»

В результате анкетирования учителей биологии города Выкса, нами было выявлено, что 100 % организуют проектную деятельность.

Формирование универсальных учебных действий курса биологии...

Ответы участников анкетирования на данный вопрос анкеты представлены на рисунке 1. Рис. 1. Графическое соотношение ответов на вопрос анкеты об определении УУД. По сравнению с полученными данными предшествующего анкетирования все 100% учителей знакомы с...

Задать вопрос