ИКТ в процессе обучения грамматике иностранного языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (337) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 22.11.2020

Статья просмотрена: 38 раз

Библиографическое описание:

Моряхина, Я. А. ИКТ в процессе обучения грамматике иностранного языка / Я. А. Моряхина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 47 (337). — С. 494-496. — URL: https://moluch.ru/archive/337/75395/ (дата обращения: 25.01.2022).



Статья посвящена рассмотрению использования ИКТ на уроках немецкого языка. Применение информационно-коммуникационных технологий позволяет разнообразить процесс обучения. Мультимедийные презентации не только способствуют развитию творчества учителя и ученика, но и создают эффективную обучающую среду по всем видам деятельности.

Ключевые слова: ИКТ, грамматика, мультимедийные презентации, возрастные особенности учащихся, урок немецкого языка, Интернет, эффективность.

Сущность термина ИКТ заключается в использовании новых технологий с целью расширить рамки образовательного процесса, повышая мотивацию учащихся, развивая интеллектуальные и творческие способности ученика. Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе обучения значительно улучшило арсенал методических средств и приемов учителя при обучении иностранному языку, позволило разнообразить формы работы на уроке и во внеурочное время, сделало занятия интересными и запоминающимися. Кроме того, появилось множество возможностей в обучении, освоении знаний, организации учебного процесса. Сегодня мы не сможем увидеть человека, который бы не имел компьютера, а в школе теперь невозможна организация занятий (уроков, элективных курсов, факультативов) без ИКТ.

Ефременко В. А. в своей работе указывает на то, что применение ИКТ на уроках позволяет в полной мере реализовывать основные принципы активизации познавательной деятельности: принцип необходимости, принцип информативности, принцип надёжности. ИКТ вызывают у учащихся интерес, например, анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни обучающихся [1]. Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик. Компьютер значительно расширил возможности предоставления учебной информации на уроках. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации.

Самым обсуждаемым вопросом в процессе обучения становится внедрение и использование ИКТ на уроках немецкого языка. Эта возможность является предметом пристального внимания преподавателей, студентов и лиц, которые обучаются самостоятельно или дистанционно. Применение информационно-коммуникативных технологий в обучении грамматической стороне речи следует подвергнуть тщательному анализу в целях поиска оптимальных стратегий, конкретных приёмов и форм обучения.

В методике преподавания иностранного языка нет единого универсального метода, так как необходимо сочетать и комбинировать различные методы обучения в зависимости от целей, условий обучения и других факторов. Они стимулируют творческую активность обучаемых, повышают их мотивацию к изучению языка, в том числе и его грамматики. Грамматическая компетенция основывается на системе речевых навыков и умений, на знаниях о грамматическом строе языка. Грамматические навыки и умения занимают ведущее место в процессе приобретения способности к коммуникации.

Если учитель на практике обладает элементарной компьютерной грамотностью, то он способен создавать уникальные учебные материалы, которые нацеливают учеников на успешные результаты [2]. При подготовке к уроку нужно помнить, что материал должен соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. Использование презентаций в PowerPoint в процессе обучения показывает, что учитель может создать занятие или фрагмент занятия любого типа. Их можно применить при различных видах деятельности: введении, тренировке и закреплении грамматического материала. Кроме творческой работы учителя, использование ИКТ на уроках требует творчества и самих учащихся. Несомненно, проектная работа с презентациями в PowerPoint увлекает учащихся своей интерактивностью. Например, при изучении немецких предлогов можно сделать различные анимации, которые могут наглядно показать употребление того или иного предлога. При необходимости учащимся можно показать схему их употребления.

Еще одним преимуществом «является моментальная ссылка к допущенным ошибкам и их незамедлительное исправление (например «Nicht ganz richtig, bitte denk daran, dass…». etc.). При этом компьютер проводит дифференцированный анализ ошибок. Известно, что чем быстрее исправлена ошибка, тем эффективнее обучение. При работе с компьютером у учащихся исчезает страх перед ошибками. Это является очень важным моментом в обучении школьников иностранному языку. Учащиеся могут работать в подходящем для них режиме: компьютер их не подгоняет, а терпеливо ждёт, пока они сами справятся с упражнениями» [3,68].

При создании презентаций стоит помнить, они должны соответствовать требованиям, предъявляемым к любой наглядности:

— удобное управление программой;

— приятное оформление слайдов;

— соответствующий стиль представленного материла;

— отсутствие сложных грамматических схем и сплошного текста.

Созданные презентации требуют серьезной подготовки, но зато, они могут отвечать самым разнообразным запросам. Именно здесь проявляется индивидуальность учителя. Презентации создаются с учётом возрастных особенностей учащихся, таким образом, осуществляется личностно-ориентированное обучение. Применение презентаций на уроках в ходе работы над грамматическим материалом дает возможность анимации, изменения и выделения наиболее значимых элементов при помощи цвета, шрифта, наклона, размера. Так, например, при объяснении темы «Konjugation der deutschen Verben im Perfekt» учащиеся видят, как меняется корневая гласная у сильных глаголов и какие окончания они получают. При необходимости можно повторить тот или иной этап. Чтобы учащиеся лучше усвоили правило, необходимо этот материал визуализировать. Для этого можно использовать проектор и компьютер. Покажем это на примере учебника по немецкому языку для 6 класса (Alles klar!) [4]. На первом слайде будет представлено вопросительное предложение, которое уже стоит в перфекте. Was hast du am Wochenende gemacht? На последующих слайдах учащиеся увидят различные ответы на этот вопрос в прошедшем времени. Ich habe bis 10 Uhr geschlafen. Ich habe geduscht und gefrühstückt. После примеров даётся правило целиком. Здесь расписывается спряжение глаголов в перфекте haben и sein, что способствует закреплению полученной информации. И, наконец, на последнем слайде в качестве сравнения будут даны два глагола «sein» и «haben» с информацией, когда и в каких случаях они употребляются в составе сложного прошедшего времени. Далее всё правило целиком отрабатывается уже с помощью упражнений. Для самоконтроля приводятся в качестве примеров различные глаголы, которые нужно поставить в перфект (machen, arbeiten, lernen, besuchen usw), ученики после выполнения заданий видят свои результаты.

Для того чтобы проверить, насколько учащиеся усвоили правило, в качестве раздаточного материала даётся небольшой текст, где нужно либо поставить глаголы, приведённые в скобках, в перфекте, либо после прочтения небольшого текста подчеркнуть глаголы, которые стоят в перфекте. Приведём примеры возможных заданий:

1) Составьте предложения в перфекте, используя словосочетания в скобках .

Lieber Paul,

so war mein Tag heute: um 7 Uhr (Kaffee trinken). Die Schule (um 8 Uhr anfangen). Ich (viel, mitschreiben), aber ich (nicht viel, verstehen). Der Lehrer (zwei Stunden, sprechen). Er (uns, nicht helfen). Um ein Uhr (nach Hause, gehen). Wir (dann, essen) und (Hausaufgaben, machen). Dann (ich, meine Freundin, treffen). Auch Martina (kommen). Wir (lesen, lernen und diskutieren). Martina (viel malen). Sabine (uns fotografieren). Am Abend (wir, Musik hören und essen).

Viele Grüße

Dein Brieffreund Heinz

Образец:

Lieber Paul,

So war mein Tag heute: um 7 Uhr haben wir…

2) Прочитайте текст и подчеркните глаголы, которые стоят в перфекте .

Tobias erzählt:

Ich bin schon als Kind dick gewesen und habe immer gern und viel gegessen. Für Sport habe ich mich nie besonders interessiert. Ich bin nicht einmal zum Fußballspielen mitgegangen. Am liebsten habe ich gekocht und neue Rezepte ausprobiert. An meinem achtzehnten Geburtstag habe ich gedacht: So kann es nicht mehr weitergehen. Ich habe mein Leben ändern wollen. Ich habe dann eine Diät gemacht, aber nach ein paar Tagen habe ich nicht mehr gekonnt und habe wieder aufgehört. Mein Hunger war stärker als mein Wille. Ich habe dann solche Diäten noch öfter wiederholt, aber ohne Erfolg. Schließlich hat mir meine Freundin ein Buch über Ernährung und Gesundheit mitgebracht. Da habe ich plötzlich mein Problem verstanden und meine Essgewohnheiten total verändert. Jetzt habe ich nur noch selten Schwierigkeiten mit meinem Gewicht.

Наиболее эффективными являются презентации, в которых после объяснения или предъявления материала, вставлены упражнения для первичного закрепления. Эти упражнения ученики могут делать на уроке фронтально или индивидуально. Возможность показать правильный ответ позволяет организовать взаимо- или самопроверку быстро и эффективно [5]. Приведём примеры возможных заданий:

1. Прочитайте приведенные ниже предложения и употребите слова в скобках в необходимой по контексту форме.

1.1 ____ ihr denn jetzt ins Kino gehen? (wollen)

1.2 Das Auto steht__ (das) Haus.

1.3 Ich ___ noch ein bisschen liegen geblieben, aber um7.15 Uhr ___ ich dann aufgestanden. (haben oder sein)

2. Прочитайте приведенный ниже текст. Расставьте предлоги так, чтобы они грамматически соответствовали содержанию текста. Заполните пропуски выделенными словами: bei, zu oder nach.

Petra ist gleich nach ihrem 18. Geburtstag (a) zu Karl-Heinz, ihrem Freund, gezogen. Sie hat es (b) ___ ihren Eltern einfach nicht mehr ausgehalten. Aber (c) ___ Karl-Heinz auch nicht lange. (d) ___ Hause zurück (e) ___ ihren Eltern wollte sie auf gar keinen Fall, also ist sie vorübergehend (f) ___ Steffi, ihrer besten Freundin, gezogen. Aber das ist auch keine Lösung. Sie hat sich deshalb entschlossen, (g) ___ Paris zu gehen. Sie wird dort (h) ___ einer Modefirma arbeiten und befürchtet, dass Karl-Heinz dann gleich (i) ___ ihr zu Besuch kommt.

В настоящее время существует достаточно много сайтов для обучения немецкому языку, которые предназначены именно для снятия трудностей у изучающих этот язык при помощи разнообразных упражнений. Среди немецкоязычных сайтов можно выделить такие как [6]:

https://deutsch.info/ru/grammar

http://startdeutsch.ru

http://www.de-online.ru

Данные сайты можно применять для отработки определённых грамматических правил и упражнений, которые, в свою очередь, позволяют обобщить ранее полученные знания. Упражнения могут быть использованы как на уроке, так и дома. При их выполнении ученик сразу же видит свои результаты в виде баллов и, таким образом, может реально оценить свои знания по данной теме, а в дальнейшем ещё раз закрепить их и лучше усвоить. Здесь можно найти не только упражнения, но и правила, таблицы, объяснения грамматических особенностей немецкого языка.

Таким образом, можно сделать вывод, что при использовании ИКТ меняется техника работы с грамматической стороной речи, поскольку в данном случае роль учителя заключается в том, что он поддерживает и направляет обучающихся в правильное русло. Также учитель показывает, как использовать современные компьютерные технологии для самостоятельного изучения той или иной грамматической темы или грамматического явления.

Литература:

  1. Ефременко В. А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка, ИЯШ № 8 2007 с.18
  2. Карамышева, Т. В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера: в вопросах и ответах/ Т. В. Карамышева. — Спб.: Издательство «Союз», 2009. — 192
  3. Кудинова В. И. Использование компьютерных обучающих программ и Интернета на уроках иностранного языка [Текст] / Кудинова В. И. // Совершенствование организации и содержания самостоятельной работы студентов университета как средство обеспечения качества подготовки специалистов: Материалы XXXII учебно-методической конференции ТГПУ им Л. Н. Толстого: В 2 ч. — Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун- та им. Л. Н. Толстого, 2005. — Ч 2.- с. 68–70.
  4. Радченко О. А., Хебелер Г. Alles klar! Учебник немецкого языка. 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2007. — 239 с.
  5. Романова Г. В. Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе. / Г. В. Романова // Актуальные проблемы германистики, романистики и русистики. — Екатеринбург, 2012. — с.264–268
  6. https://notagram.ru/10-besplatnyh-sajtov-dlya-izucheniya-nemetskogo-yazyka/
Основные термины (генерируются автоматически): немецкий язык, процесс обучения, урок, ИКТ, иностранный язык, учащийся, возрастная особенность учащихся, грамматический материал, небольшой текст, правило целиком.


Ключевые слова

Интернет, эффективность, грамматика, ИКТ, мультимедийные презентации, возрастные особенности учащихся, урок немецкого языка
Задать вопрос