Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие управление в сфере образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (337) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 19.11.2020

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Афанасьевская, И. В. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие управление в сфере образования / И. В. Афанасьевская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 47 (337). — С. 241-245. — URL: https://moluch.ru/archive/337/75367/ (дата обращения: 05.03.2021).



В статье рассматриваются что такое государственное управление. Правовые основы формирования органов исполнительной власти субъектов РФ.

Ключевые слова: государственное управление, ораганы исполнительной власти, Конституция РФ, Федеральный Закон «Об образовании в РФ»

The article discusses what is public administration. Legal basis for the formation of executive authorities of the constituent entities of the Russian Federation.

Keywords: public administration, executive authorities, the Constitution of the Russian Federation, the Federal Law «On Education in the Russian Federation»

В научной литературе понятие государственного управления рассматривается в узком и широком смысле этого слова. Узкое значение понятия государственного управления раскрывается посредством отождествления с деятельностью органов исполнительной власти в целом. Широкий аспект понятия государственного управления характеризуется совокупностью деятельности всех ветвей власти [10].

Органы исполнительной власти образуют не просто самостоятельную систему исполнительной власти, а такую систему, которая является мощной подсистемой всей системы государственного управления. Этой подсистеме свойственны особенности, которые качественно выделяют ее среди других подсистем системы государственного управления.

На сегодняшний день в научной литературе выделяется проблема соотношения исполнительной власти и государственного управления, которая характеризуется рядом факторов, свидетельствующих о том, что в некоторых случаях им присущи как общие черты, так и отличия по некоторым важным характеристикам.

Следует отметить, что понятие государственного управления не закреплено на законодательном уровне, и упоминание о нем отсутствует также и в нормах Конституции РФ, что вызывает дискуссии в научной литературе.

Исполнительная власть считается проявлением единой государственной власти, и обладает особым характером деятельности различных звеньев структуры государственного аппарата (органами исполнительной власти).

Данное понятие государственного управления понимается в виде исполнительно-распорядительной деятельности, а не противопоставляется осуществлению исполнительной власти.

Государственное управление обладает следующими чертами:

Во-первых, это организующая деятельность.

Во-вторых, обладает государственно-властным характером.

В-третьих, деятельность государственного управления носит непосредственный характер, так как исполняется специально уполномоченными субъектами.

В-четвертых, обладает разнообразием организационно-правовых форм функционирования, динамичностью задач и выполнение интересов общества, личности и государства.

Исполнительная власть фактически составляет содержание деятельности относительно государственного управления, выражая, прежде всего, ее функциональную (исполнительную) направленность. Соответственно, все субъекты исполнительной власти одновременно являются звеньями системы государственного управления. Большинство административистов считают государственное управление синонимом государственно-управленческой деятельности в широком смысле и формой реализации исполнительной власти в ее собственном смысле. До сих пор в законодательстве Российской Федерации не сложилась окончательно единая терминология, касающаяся исполнительной власти.

Таким образом, можно выделить сходство между государственным управлением и деятельностью органов исполнительной власти, которое заключается в том, что эти понятия определяются как деятельность государственной власти.

Несмотря на сходство, данные понятия имеют и свои отличия, определяемые в том, что деятельность исполнительной власти более узкое понятие, поскольку в данном случае задействовано только одна исполнительная ветвь власти, с ее структурой, полномочиями, и направлениями деятельности. А в понятие государственного управления включается деятельность любых государственных органов всех ветвей власти.

Вместе с тем, понятие органа исполнительной власти в действующем законодательстве не закреплено, в Конституции РФ указывается только на то, что органы исполнительной власти включаются в единую систему государственных органов.

В рамках ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закреплено положение о системе органов исполнительной власти субъекта РФ.

Российский законодатель по отношению к органам исполнительной власти использует несколько понятий: «государственные органы управления», «исполнительные органы», «исполнительные органы государственной власти. В научной литературе исполнительная власть и органы исполнительной власти рассматриваются с различных позиций.

Так, Е. А. Тимошенко полагает, что любую власть следует считать особой функцией, направленной на руководство, управление и координацию волевых действий общества в целом [8].

Существует и другая точка зрения, которая определяет исполнительную власть как процесс осуществления государственного управления, рассматривая исполнительную власть как особый вид государственной деятельности, посредством осуществления полномочий органами государственной власти [11].

Следовательно, под органами исполнительной власти следует понимать государственную организацию деятельности, направленную на обеспечение законодательства, а также осуществление функций государственного управления.

Органы исполнительной власти являются самой объемной ветвью государственной власти. Исполнительная власть признается независимой, и наделена особыми полномочиями в сфере государственного управления [12].

Несмотря на различные подходы к классификации государственных органов, важным является их рассмотрение в контексте принципов единства, системности, взаимосвязи, взаимодействия и взаимозависимости. Все органы государственной власти взаимосвязаны определенной функциональной общностью. Реализация государственной власти ассоциируется с двумя важнейшими в теории государства дефинициями — механизм государства и аппарат государства.

Г. Б. Романовский отмечает, что: «исполнение законов объективно требует осуществления большой по объему распорядительной деятельности [13].

Реализация функции органов исполнительной власти обозначает, что ее исполнение осуществляется посредством управленческого процесса.

Существует ряд административно-правовых функций органов исполнительной власти. К таковым относятся функции, которые закреплены на законодательном уровне, и их реализация осуществляется в публично-правовых отношениях.

Также органы исполнительной власти наделены функциями государственного контроля и надзора. Иными словами, можно сказать, что функции органов исполнительной власти классифицируются также в зависимости от полномочий, которыми наделены органы исполнительной власти.

Правовые основы формирования органов исполнительной власти субъектов РФ определяются действующими правовыми актами федерального уровня, и правовыми актами каждого субъекта РФ [2]. Основополагающим правовым актом, которым определяется особенность деятельности исполнительной власти, является Конституция РФ, в которой указывается, что органы исполнительной власти субъектов РФ включаются в единую систему государственных органов [9].

Органы исполнительной власти подразделяются на различные виды, которые и представляют систему органов исполнительной власти. Другими словами, под системой органов исполнительной власти понимается совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых органов исполнительной власти, которыми образуется целостное единство, и реализуются поставленные задачи.

На основании ст. 6 Закона об образовании, федеральный орган исполнительной власти в сфере образования осуществляет функции по принятию нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность в сфере образования; занимается согласованием кандидатур, выдвигаемых высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, на должность руководителя органа исполнительной власти региона в сфере образования; осуществляет контрольно-надзорные функции в сфере образования; имеет право на изъятие переданных полномочий региональному органу исполнительной власти в сфере образования [14].

Итак, под органами исполнительной власти понимаются элементы системы государственных органов, которые формируются с целью непосредственной и повседневной реализации функций государственного управления, наделенные конкретным объемом полномочий исполнительно-распорядительного характера, с целью управления системой образования на федеральном уровне.

В структуру федеральных органов управления в сфере образования входят:

Во-первых, Правительство РФ, правовое положение которого определено в гл. 1 и 6 Конституции РФ, а также положениями Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» [15].

Законодательное закрепление положения Правительства РФ среди органов исполнительной власти свидетельствует о системном подходе и соответствует конституционно-правовым принципам.

В Конституции РФ закреплены существенные элементы правового положения Правительства РФ с целью повышения его самостоятельности и ответственности в ходе реализации своих полномочий.

В отношении членов Правительства РФ установлено ограничение, согласно которому они не могут быть членом органа иной ветви власти, а также им запрещено осуществлять предпринимательскую деятельность, или иную другую оплачиваемую деятельность, за исключением преподавательской, научной либо творческой деятельности и друге ограничения, связанные с выполнением полномочий.

Деятельность Правительства РФ в сфере образования обеспечивается с помощью Аппарата Правительства РФ, которым осуществляется взаимодействие с Администрацией Президента РФ, а также аппаратами палат Федерального Собрания РФ. Руководителем Аппарата Правительства РФ заместителем Председателя Правительства РФ или федеральным министром возглавляется Аппарат Правительства РФ [6].

Следует подчеркнуть, что Правительство РФ образует координационные и совещательные органы, деятельность которых направлена на обеспечение согласованности действий органов исполнительной власти в ходе разрешения вопросов, связанных с разработкой предложений, носящий рекомендательный характер в сфере образования [5].

С 2004 года по 2018 год органом, который осуществлял функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, являлось Министерство образования и науки РФ.

До 1 сентября 2014 г. предусматривалось обязанность образовательных организаций привести образовательную деятельность в соответствие с законодательством РФ об образовании. Под образовательной деятельностью подразумевается деятельность по реализации образовательных программ (п. 17 ч. 1 ст. 2 Закона об образовании).

До 1 января 2016 г. предусматривалось приведение образовательных организаций в соответствие с требованиями гражданского законодательства и законодательства об образовании РФ свои наименования и уставы. До 1 сентября 2016 г. предусматривалась обязанность образовательных организаций пройти лицензирование и государственную аккредитацию в установленном порядке [16].

15 мая 2018 года Указом Президента РФ Министерство образования и науки Российской Федерации было преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. Организационная реформа обсуждалась довольно долго. Министерству просвещения РФ были переданы функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых [4].

Кроме того, в структуру федеральных органов исполнительной власти в сфере образования включена также и Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (сокращенно — Рособрнадзор), которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки [17].

Такой исполнительный орган исполнительной власти как Совет при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям, признается консультативным органом при Президенте РФ и создан с целью информирования главы государства о положении дел в сфере науки, технологий и образования.

С целью осуществления обеспечения деятельности Президента РФ по формированию и реализации государственной политики в области науки и образования в состав Администрации Президента РФ включается Управление Президента РФ по научно-образовательной политике.

Федеральное агентство научных организаций (ФАНО России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию и оказанию государственных услуг в сфере организации деятельности, осуществляемой подведомственными организациями.

Таким образом, были рассмотрены особенности федеральных органов исполнительной власти в сфере управления образованием и рассмотрена их общая структура. Следует отметить, что на федеральном уровне управление образованием осуществляется перечисленными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.
  2. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.
  3. Постановление Совета министров Республики Крым от 28.06.2016 № 295 «Об утверждении Порядка организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации, расположенные на территории Республики Крым, для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения» [Электронный ресурс]. URL: http://rk.gov.ru/rus/file/pub/pub_297419.pdf (дата обращения: 07.11.2020).
  4. Балаклеец И. И. Система и компетенция государственных органов управления высшим профессиональным образованием. // Молодой ученый. 2019. № 38 (276). С. 85–88.
  5. Буткевич А. С., Егорова В. А. Место правительства РФ в системе органов исполнительной власти // Научный электронный журнал Меридиан. 2019. № 14 (32). С. 18.
  6. Быстрянцев А. Ф. О проблемах развития системы исполнительной власти в Российской Федерации // Инновационная наука. 2016. № 3–2 (15). С. 25.
  7. Гильманова Л. В. Управление качеством педагогического взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи: автореферат дис.... кандидата педагогических наук: 13.00.01. Казань, 2016. 22 с.
  8. Тимошенко Е. А. Природа и понятие государственной власти // Символ науки. 2015. № 11–1. С. 243.
  9. Исрапилова А. Р. К вопросу о статусе правительства Российской Федерации // В сборнике: Современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения и инновации сборник статей VII Международной научно-практической конференции. 2018. С. 22.
  10. Россинский Б. В. Исполнительная власть как субъект государственного управления // В книге: Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права. Сборник статей по материалам X юбилейной международной научно-практической конференции (Сорокинские чтения). Под общей редакцией А. И. Каплунова. 2019. С. 11–15.
  11. Кнутов А. В., Синятуллина Л. Х. Полномочия федеральных органов исполнительной власти: количественный анализ и классификация // Вопросы государственного и муниципального управления. 2018. № 1. С. 109.
  12. Фингергут А. Г. Правовой статус и полномочия правительства РФ // NovaInfo.Ru. 2017. Т. 1. № 61. С. 358.
  13. Государственная власть в субъектах Российской Федерации: понятие, организация, принципы: монография / Под ред. д-ра юрид. наук, профессора Г. Б. Романовского. М.: Юрлитинформ, 2016. С. 76.
  14. Гранкин В. Е. Анализ федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере образования // Аллея науки. 2018. Т. 1. № 9 (25). С. 666–669.
  15. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.
  16. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_153731/ (дата обращения: 07.11.2020); Постановление Правительства российской федерации от18 ноября 2013 г. № 1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности» [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154680/ (дата обращения: 07.11.2020).
  17. Постановление Правительства РФ от 28.07.2018 № 885 (ред. от 08.07.2020) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/. (дата обращения: 07.11.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): исполнительная власть, государственное управление, сфера образования, орган, Российская Федерация, государственная власть, Конституция РФ, научная литература, государственная политика, нормативно-правовое регулирование.


Задать вопрос