К проблеме диагностики знаний старших дошкольников о традициях и праздниках народов Крыма | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (337) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 19.11.2020

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Чеснокова, А. В. К проблеме диагностики знаний старших дошкольников о традициях и праздниках народов Крыма / А. В. Чеснокова, О. Ю. Червинская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 47 (337). — С. 511-515. — URL: https://moluch.ru/archive/337/75360/ (дата обращения: 17.01.2022).



В статье актуализируется значимость обогащения знаний старших дошкольников о традициях и праздниках народов Крыма; представлены задачи поликультурного воспитания детей дошкольного возраста в Крыму через призму анализа современных программ и методических материалов по дошкольному воспитанию; обосновывается необходимость диагностики знаний старших дошкольников с учетом исторических традиций полиэтничности населения полуострова; раскрывается последовательность разработки критериев и показателей, в соответствии с которыми предполагается проводить диагностику.

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, задачи поликультурного воспитания, региональная парциальная программа, диагностика уровня знаний.

Освоение подрастающим поколением общечеловеческих ценностей, формирование национального самосознания при уважительном отношении к культуре других народов является важной задачей современной воспитательной политики в нашем государстве.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из ведущих принципов выдвигает «обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, нации, языка». Содержание Программы дошкольного образования должно учитывать специфику национальных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность [8].

В Республике Крым, включая Севастополь, около 600 государственных дошкольных образовательных учреждений. В содержание образовательно-воспитательной работы рекомендовано включать региональную парциальную программу по гражданско-патриотическому воспитанию «Крымский веночек» [6] (одобрена Коллегией Министерства образования и науки Республики Крым от 01.03.2017 № 1/7). К данной программе разработано качественное методическое сопровождение, приведены показатели успешного развития детей. Тема нашей магистерской диссертации «Формирование знаний старших дошкольников о традициях и праздниках народов Крыма в процессе культурно-досуговой деятельности» предопределяла разработку методики изучения знаний детей по исследуемой проблеме.

Мы обратились к анализу диссертационных исследований, темой которых выступала проблема поликультурного воспитания детей дошкольного возраста. В диссертации Н. А. Плахотиной разработан и апробирован комплекс диагностических методик (тестовые методики «Художественная студия», «Как звучит произведение», «Ожившее произведение», диалоги, рисуночный тест и др.), позволившие определить уровни развития ценностно-смыслового отношения дошкольников к культуре родного края. Материалы исследования апробированы в практике дошкольных образовательных учреждениях Ставропольского края [4]. В диссертации С. В. Мажаренко представлено исследование образовательного процесса на формирование у детей представлений о различии и сходстве культур народов и их представителей, а также признание и принятие ими этнокультурного разнообразия [4]. Изучение и анализ этих работ помог нам увидеть целостный процесс педагогического эксперимента в области поликультурного воспитания дошкольников, а также авторские подходы к диагностике состояния поликультурного воспитания детей дошкольного возраста.

Для разработки методики изучения знаний старших дошкольников по исследуемой теме мы обратились к следующим источникам:

– Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, М. Ю. Новицкая. Управление ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования [3];

– Н. А. Рыжова «Развивающая среда дошкольных учреждений» [7];

– О. Л. Князева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно- методическое пособие [1].

В этих пособиях представлена серия экспресс-диагностик, в том числе и диагностика, посредством которой проверяются знания детей о русских народных праздниках и традициях. Оценивание знаний осуществляется с помощью дидактической игры Т. Ф. Брыкиной «Отгадай праздник». Содержание: детям дается прослушать описание праздника. Для подсказки можно предъявить иллюстрации с изображением эпизодов праздника. Дети должны назвать праздник, рассказать, когда он бывает. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.

Материал: предметы, песенки, отдельные выражения из знакомых произведений устного народного творчества и атрибуты для игры-драматизации. Детям показывают предметы русского быта, загадывают песенки и отдельные выражения из знакомых фольклорных произведений. Дети должны назвать сказку, где встречается этот предмет или песенка.

Также можно использовать пособие М. Ю. Новицкой — АВК «Народный календарь» и «Зима и люди — круглый год». Материал: краски, карандаши и другой необходимый материал для рисования. Содержание: Детям предлагается передать в рисунке свои впечатления о народном празднике (отразить характерные особенности, приметы и др.), по окончании рисования рассказать о своем рисунке, какой праздник изобразил. Оценивается качество рисунка и то, насколько ярко и понятно отображены события праздника; адекватность отражения (от 1 до 6 баллов).

Во всех вышеперечисленных источниках мы нашли рекомендации по диагностике знаний детей о русских народных праздниках и традициях. Тема нашего исследования направлена на определение знаний старших дошкольников о праздниках и традициях народов Крыма. Поэтому нашим следующим шагом было изучение и сопоставление программных требований в области поликультурного воспитания старших дошкольников. Так как базами исследования выступят дошкольные учреждения в г. Севастополе и г. Бахчисарае, при разработке критериальной характеристики мы опирались на требования программы «От рождения до школы» [5] и «Крымский веночек» [6]. В результате систематической работы педагога и родителей ребенок старшей группы должен: иметь представление о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна; уметь использовать в речи фольклор (пословицы, поговорки, потешки и др.); использовать формулы словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения); иметь представление о понятиях «народное искусство», «виды и жанры народного искусства», фольклоре, музыке и художественных промыслах (на основе региональных особенностей); уметь самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, проявляя инициативу и творчество.

В региональной программе «Крымский веночек» показателями успешного развития детей старшего дошкольного возраста определены следующие знания: знают о том, что в Крыму живет много разных людей, имеющих разную этническую принадлежность; знают и рассказывают о праздниках семьи; называют некоторые известные блюда национальной кухни людей, проживающих в Крыму; знают и называют основные народные промыслы, которыми занимались и занимаются люди в их населенном пункте; знают, как отмечают свои праздники христиане (Рождество, Пасха, Троица, Св. Николая, Масленица и др.); мусульмане (Ураза-байрам, Курбан-Байрам, Сабантуй и др.); иудеи (Пурим, Песах, Ханука и др.).

Определив круг требований программ к знаниям детей старшего дошкольного возраста о традициях и праздниках народов Крыма, мы приступили к разработке критериев и показателей знаний старших дошкольников о традициях и праздниках народов Крыма.

Проблема определения критериев и показателей рассматривается в работах Н. В. Кузьминой, Г. Н. Подчалимовой, С. Н. Федоровой и ряда других ученых. Авторы по-разному подходят к выделению, описанию уровней, а также лежащих в их основе критериев и показателей. В целом в научно-педагогической литературе существуют общие требования к выделению и обоснованию критериев, которые сводятся в основном к следующему:

– критерии должны раскрываться через ряд показателей, по мере проявления которых можно судить о большей или меньшей степени выраженности данного критерия;

– критерии должны отражать динамику измеряемого качества во времени;

– с помощью критериев должны устанавливаться связи между всеми компонентами исследуемого процесса.

Если критерий — это качества, свойства изучаемого объекта, то показатели — это мера сформированности того или иного критерия. Нам необходимо выявить критерии и показатели уровня представлений детей о традициях и праздниках народов Крыма.

Критериями выступили знания о праздниках семьи; о всеобщих народных святынях (вода, земля, огонь, Солнце, хлеб); о праздниках народов Крыма. Показателями: полнота знаний; умение привести примеры из личного опыта; проявление уважительного отношения к святыням людей, живущих в Крыму.


Таблица 1

Таблица критериев и уровневых показателей знаний детей старшего дошкольного возраста о традициях и праздниках народов Крыма

Критерии и показатели

Уровневый показатель

Высокий

уровень

6–5 баллов

Средний уровень

4–3 балла

Низкий

Уровень

2–1 балл

Метод

диагностики

Знания о праздниках семьи.

Показатели: полнота знаний, умение привести примеры из личного опыта

Знает названия семейных праздников: родины, крестины, именины, день ангела, свадьба, день рождения и некоторых национальных праздников, которые отмечаются с семьей.

Может привести примеры, какие подарки следует дарить на праздники, имеющие сакраментальное значение.

Знает названия праздников: свадьба, день рождения.

Может привести примеры, какие подарки следует дарить на семейные праздники.

Знает названия некоторых государственных и народных праздников, отмечаемых в кругу семьи.

Не умеет объяснить разницу между семейным и государственным праздником.

Не знает названия народных праздников, но по иллюстрациям может привести некоторые примеры из личного опыта.

Беседа с детьми

Знания о всеобщих природных святынях.

Показатели: полнота знаний, умение привести примеры из художественных произведений, народного фольклора;

проявление уважительного отношения к святыням людей, живущих в Крыму.

Знает, что люди Крыма чтят всеобщие народные святыни — воду, землю, огонь, Солнце, хлеб. Понимает, что от них во многом зависит жизнь человека.

Может назвать некоторые календарные праздники, в которых почитаются эти святыни. Может привести пример из народного фольклора или подвижную игру, связанную с праздником.

Понимает, что этническая принадлежность переходит от родителей.

Может назвать некоторые календарные праздники, в которых почитают воду, землю, огонь, Солнце, хлеб.

Называет свою и своих родителей этническую принадлежность.

Может назвать некоторые календарные праздники, но не умеет объяснить, чему они посвящены.

На иллюстрации различает людей в разных народных костюмах, но назвать к какой этнической принадлежности относится данный костюм, не может

Рисование «Нарисуй людей в народных костюмах на празднике», а также беседа с использованием картинок

Знание народных праздников.

Показатели: полнота знаний, умение найти на иллюстрациях изображение праздника

Знает о том, что в Крыму живет много людей разных национальностей, может назвать их.

Может рассказать о празднике, привести примеры из личного опыта.

Выбирает иллюстрации с характерными изображениями праздника. Может назвать характерные признаки праздника по костюмам людей, праздничным атрибутам.

Знает о том, что в Крыму живет много людей разных национальностей.

Может рассказать о празднике с помощью наводящих вопросов и подсказок взрослого.

Называет некоторые известные блюда национальной кухни людей, проживающих в Крыму.

Называет праздники, не различает государственные, семейные и народные.

Называет некоторые известные блюда национальной кухни людей, проживающих в Крыму, но не соотносит названия с национальностью людей.

Дидактическая игра «Отгадай праздник» (с картинками)


Для изучения знаний детей был разработан диагностический блок, включающий несколько методик: беседа, изучение содержания рисунков детей и беседа с показом картинок, дидактическая игра «Отгадай праздник» (с иллюстрациями).

  1. Беседа с детьми, включающая следующие вопросы:

– назови свое полное имя, отчество, фамилию;

– кто ты по национальности;

– какие семейные праздники есть в вашей семье? Назови их;

  1. Рисование «Нарисуй людей в народных костюмах на празднике».

Методика. Детям предлагается передать в рисунке свои впечатления о народном празднике (отразить характерные особенности, приметы и др.), рассказать о своем рисунке, какой праздник изобразил. Оценивается качество рисунка и то, насколько ярко и понятно отображены события праздника; адекватность отражения событий празднику, который назвал ребенок.

Беседа с использованием картинок. Методика проведения беседы. Детям показывают картинки с изображением каравая, вербы, прыгающих через костер молодых людей и крещенских купаний. Иллюстрациям сопутствует ряд вопросов:

– зачем выносят на рушнике каравай?

– почему освящают и ставят в доме вербу?

– зачем девушки и парни прыгали через костер?

– когда и почему по народным традициям люди окунаются в прорубь?

– на какой праздник делают пасху?

Учитывается логичность и ясность ответов, умение назвать некоторые календарные праздники, в которых почитаются эти святыни, способность привести пример из народного фольклора или подвижную игру, связанную с праздником.

  1. Дидактическая игра «Отгадай праздник» (с иллюстрациями).

Методика проведения. Детям предлагается к картинке с изображением праздников (Рождество, Пасха, Масленица, Троица, Курбан-Байрам, Песах), подобрать характерные атрибуты и назвать их. За каждый правильный ответ ребенок получит фишку, максимальное количество которых составит шесть.

Мы предполагаем, что результаты констатирующего этапа исследования дадут возможность для реализации индивидуального и дифференцированного подходов в содержании программы формирующего эксперимента, включающего комплекс культурно-досуговых мероприятий, направленных на формирование старших дошкольников о традициях и праздниках народов Крыма.

Литература:

  1. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учеб. метод. пособие. 2-е изд., перераб. и доп.- СПб: Детство-Пресс, 2003. — 300с.
  2. Мажаренко, С. В. Формирование этнокультурной осведомленности детей в дошкольном образовательном учреждении: автореферат дис.... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Мажаренко Светлана Викторовна; [Место защиты: Сев.-Осет. гос. ун-т им. К. Л. Хетагурова]. — Владикавказ, 2009. — 22 с.
  3. Микляева Н. В., Микляева Ю. В., Новицкая М. Ю. Управление ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования. — М., 2005. — 153 с.
  4. Платохина Н. А. Теория и практика развития ценностно-смыслового отношения детей 5–7 лет к культуре родного края: автореферат дис. доктора педагогических наук: / Платохина Наталья Алексеевна; [Место защиты: Юж. федер. ун-т]. — Ростов-на-Дону, 2011. — 51 с.
  5. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2014. — 333с.
  6. Региональная программа и методические рекомендации по межкультурному образованию детей дошкольного возраста в Крыму «Крымский веночек» / Сост. Л. Г. Мухоморина, М. А. Араджиони и др. — С.: Семицветик, 2016. — 163 с.
  7. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.-120 с.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. — М., 2013. — Режим доступа: http://www.firo.ru/.
Основные термины (генерируются автоматически): Крым, праздник, праздник народов Крыма, дидактическая игра, личной опыт, показатель, полнота знаний, ребенок, старший дошкольный возраст, традиция.


Ключевые слова

старший дошкольный возраст, диагностика уровня знаний, задачи поликультурного воспитания, региональная парциальная программа
Задать вопрос