Об актуальности формирования культуры личной безопасности жизнедеятельности курсантов высших военных учебных заведений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (337) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 20.11.2020

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Овчаренко, М. С. Об актуальности формирования культуры личной безопасности жизнедеятельности курсантов высших военных учебных заведений / М. С. Овчаренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 47 (337). — С. 500-502. — URL: https://moluch.ru/archive/337/75356/ (дата обращения: 09.03.2021).



В статье на основании результатов анализа состояния уровня травматизма военнослужащих и курсантов высших военных учебных заведений, полученной прогнозной математической модели динамики потерь военнослужащих в ВС РФ на ближайшие годы и углубленного изучения проблемы намечены пути исследования по созданию новой модели по формированию культуры личной безопасности военнослужащих, на примере курсантов высших учебных заведений.

Ключевые слова: военный травматизм, травма, несчастный случай, профилактика, безопасность, безопасность военной службы, личная безопасность

В настоящее время, несмотря на постоянные действенные меры руководства Министерства обороны Российской Федерации (МО РФ), направленные на создание и обеспечение безопасных условий военной подготовки и службы, нерешенными проблемами остаются высокий уровень травматизма и гибели военнослужащих в результате нарушений требований безопасности, дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и несчастных случаев, а также в результате суицидальных происшествий [1].

По официальным данным МО РФ ежегодно в Вооруженных Силах (ВС) РФ при исполнении должностных обязанностей погибает более 500 военнослужащих, получают травмы с трудопотерями более 20 тыс. чел. [1].

Опираясь на изученную информацию и проведенный углубленный анализ состояния травматизма военнослужащих, можно сделать вывод, что основной причиной травмирования военнослужащих является их личная неосторожность (при ДТП, при обращении с оружием, в ходе учений и при исполнении воинского долга) [1].

В структуре основных травм распределение травмированных выглядит следующим образом [2, 3]: переломы (56 %), разрывы связок (25 %), вывихи (9 %), ушибы, раны, черепно-мозговые травмы по 3 %. По распределению уровня травмированных по категориям военнослужащих и курсантов уязвимыми выявлены курсанты 2–5 курсов на их долю пришлось (61 %) травм, курсантов 1 курса — 24 %, офицеров — 9 %, и прапорщиков 6 % [2, 3].

Полученная в ходе настоящих исследований прогнозная линейная математическая модель динамики потерь в ВС РФ на краткосрочную перспективу 2020–2022 гг. (y = 13,656x — 26919), показывает незначительный, но рост на 0,14 % числа человеческих потерь, что говорит о необходимости дальнейшего совершенствования системы действенной профилактической составляющей, исключающей возможность травмирования и гибель военнослужащих от воздействия различных факторов [3].

На сегодняшний день в современных условиях безопасность каждого гражданина Российской Федерации — один из самых приоритетных и актуальных вопросов. Не только население страны, но и в особенности военнослужащие живут в условиях тотального, повсеместного риска, сопровождающегося различными угрозами, как для физического и психического здоровья, так и для жизни.

Несмотря на наличие прописанных требований, положений и норм в области обеспечения безопасности военной службы, сохранения жизни и здоровья военнослужащих содержащихся в Конституции Российской Федерации, Федеральных законах «О системе государственной службы в Российской Федерации», «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «Об обороне», «Положения о порядке прохождения военной службы», Приказов и директив министра обороны РФ, проблема до конца не решена, и является насущной, требующей принятия реальных и действенных мер с целью гарантированного снижения и исключения происшествий с гибелью и увечьями военнослужащих.

Объективно в нашей стране к проблемам воспитания и образования населения различных категорий, в том числе и военнослужащих, в части подготовки их к грамотному поведению и действиям в повседневной жизни (быту) и экстремальных ситуациях (в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера) сохраняется традиционный подход.

Обучение носит рамочный, неэффективный, инструктивный характер без применения инновационных педагогических подходов (технологий) и учета по активному усвоению требуемых норм безопасности. Это, в целом, и требует необходимость разработки и внедрения в практику новых методически совершенных механизмов и технологий воздействия в вопросе воспитания культуры личной безопасности на обучающихся, как на становление будущего офицерского состава РФ. Поэтому назрела острая необходимость иного взгляда на новые подходы в системе формирования культуры безопасности жизнедеятельности курсантов высших военных учебных заведений [1, 2].

Общеизвестно, что основными целями формирования культуры безопасности жизнедеятельности (КБЖ) являются снижение влияния человеческого фактора на риск возникновения чрезвычайных ситуаций, минимизация количества пострадавших, обеспечение безопасности человека, общества и государства [4]. Основными организационными принципами формирования КБЖ являются всеобщность, непрерывность и комплексность [4]. Деятельность по формированию КБЖ должна быть интегрированной и междисциплинарной, базироваться на научно обоснованных разработках по мотивированию к безопасной жизнедеятельности и воспитанию культуры личной безопасности, а также соответствовать психофизиологическим и познавательным возрастным возможностям различных групп военнослужащих (от курсанта до офицера, приступившего к службе).

Интегрированность может быть представлена во внеучебное и внеслужебное время в виде информационного воздействия посредствам различных педагогический технологий и форм в области пропаганды знаний в области безопасности жизнедеятельности.

Общеизвестно, что пропаганда знаний в области безопасности — это важное государственное дело. Очевидно, что положительные результаты пропаганды выгодны государству, а, следовательно, любому гражданину страны. Зачастую информация о мерах безопасности и методах спасения попросту не вовремя доходит до своего главного потребителя или элементарно забывается с течением времени, а до военнослужащих в особенности, отличающихся не хваткой времени для личностной безопасности в защиту любого гражданина или населения по долго службы [6].

В результате такого положения мы имеем крайне неблагоприятную обстановку с числом погибших и травмированных, как в условиях повседневной жизни, так и разного рода экстремальных ситуациях [6].

Таким образом, актуальность рассматриваемой темы обусловлена состоянием безопасности военной службы в повседневной деятельности, которая показывает, что уровень безопасности военной службы по-прежнему остается низким и не отвечает предъявляемым требованиям.

Выявленная актуальность и изучение существующей научной литературы и периодической печати позволило сформулировать цель настоящего исследования — разработка и создание комплексной инновационной модели по формированию культуры личной безопасности жизнедеятельности курсантов высших военных учебных заведений.

Объект исследования: обучающиеся военных образовательных учреждений.

Предмет исследования: современные педагогические технологиипо формированию культуры безопасности жизнедеятельности.

Задачи исследования:

  1. Изучить проблему воспитания и образования различных категорий граждан, в том числе обучающихся военных образовательных учреждений в рамках культуры безопасности жизнедеятельности.
  2. Провести сравнительный анализ состояния в области обеспечения безопасности военной службы в военных образовательных учреждениях.
  3. Провести социологические исследования по вопросу обеспечения безопасности военной службы в военных образовательных учреждениях для определения влияния негативных факторов.
  4. Провести критический анализ существующих и предложить новые подходы к созданию комплексной инновационной модели по формированию культуры личной безопасности курсантов на основе современных групповых педагогических технологий.
  5. Представить социальный эффект от проекта.

Таким образом,определена цель и задачи нового научного направления по созданию комплексной инновационной модели по формированию культуры личной безопасности жизнедеятельности курсантов высших военных учебных заведений [6].

Предполагаемый социальный эффект от реализации предлагаемого научного исследования будет направлен на: воспитание внутренней потребности каждого курсанта следовать существующим нормам и правилам безопасности жизнедеятельности; оказание положительного влияния на формирование безопасного образа жизни, как в повседневной жизнедеятельности, так и во время службы; использование и применение нового методического механизма воздействия на курсантов высший военный учебных заведений в вопросе формирования безопасного образа жизни и культуры личной безопасности [6].

Литература:

  1. Официальный сайт Министерства обороны Российской Федерации: Безопасность [Электронный ресурс] URL: https://sc.mil.ru/social/safety.htm (дата обращения: 25.07.2020).
  2. Овчаренко М. С. Анализ состояния травматизма военнослужащих и поиск путей профилактики // Международный научный журнал «Молодой ученый», № 34 (324). ООО «Изд-во «Молодой ученый», 2020. — С. 119–122.
  3. Овчаренко М. С. Изучение причин и уровня травматизма военнослужащих и поиск мер по предотвращению и профилактике // Актуальные вопросы перспективных научных исследований: Сб. науч. тр. по материалам VI Международной научно-практической конференции (28 сентября 2020 г.) Смоленск: МНИЦ «Наукосфера», 2020. — С. 13–18.
  4. ГОСТ Р 22.3.07–2014 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Культура безопасности жизнедеятельности. Общие положения: http://docs.cntd.ru/document/1200109440 URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25841 (дата обращения: 25.07.2020).
  5. Федотова Н. Р. Формирование культуры безопасности у бакалавров // Современные проблемы науки и образования. — 2016. — № 6.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25841 (дата обращения: 25.07.2020).
  6. Бочаров А. В. Роль учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в формировании у студентов культуры безопасности //Физическое воспитание и спортивная тренировка. — 2017. — № 3 (152).
  7. Дурнев Р. А. Культура безопасности жизнедеятельности как фактор формирования безопасной образовательной среды //Проблемы БЖД (в сфере образования): Материалы I научно-практической конференции: Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России, 2016.
  1. Овчаренко М. С., Худякова В. М. О разработке и применении инновационных подходов в образовательной среде к вопросу воспитания культуры личной безопасности учащихся и вузовской молодежи / EUROPEAN SCIENCE OF THE FUTURE. Сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции (24 сентября 2019 года) / МНИЦ «Наукосфера». Смоленск, 2019. — С. 15–19.
Основные термины (генерируются автоматически): военная служба, личная безопасность, формирование культуры, военный, комплексная инновационная модель, курсант, безопасный образ жизни, личная безопасность жизнедеятельности курсантов, повседневная жизнь, Российская Федерация.


Задать вопрос