Оценка эффективности налоговых льгот в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №47 (337) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 19.11.2020

Статья просмотрена: 182 раза

Библиографическое описание:

Ранова, А. А. Оценка эффективности налоговых льгот в Российской Федерации / А. А. Ранова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 47 (337). — С. 152-155. — URL: https://moluch.ru/archive/337/75346/ (дата обращения: 27.01.2022).



В статье определено назначение налоговых льгот в экономике РФ, определены признаки, согласно которым производится оценка налоговых льгот и приводится статистические данные по использованию налоговых льгот. Определена значимость мониторинга налоговых льгот для совершенствования законодательства РФ.

Ключевые слова: налоговые льготы, мониторинг, законодательство, налог.

The article defines the purpose of tax benefits in the economy of the Russian Federation, defines the features according to which tax benefits are evaluated and provides statistics on the use of tax benefits. The importance of monitoring tax benefits for improving the legislation of the Russian Federation is determined.

Keywords: tax benefits, monitoring, legislation, tax.

Важным элементом в современной налоговой системе являются льготы, поскольку, благодаря их практическому использованию можно осуществлять государственное стимулирование разнообразных видов деятельности или экономических сфер, которые для органов власти являются наиболее приоритетными и значимыми в целях социально-экономического развития.

Актуальность темы в том, что на сегодня не существует универсального и общепринятого способа для оценки налоговых льгот с учётом всех социально-экономических процессов и изменений на федеральном и региональном уровнях. Однако, в соответствии с налоговым кодексом Российской Федерации налоговая льгота является преимуществом, которое будет предоставлено органами государственной власти или органами местного самоуправления в отношении некоторых категорий налогоплательщиков. Льготы будут ставить их в наиболее выгодное положение в сравнении с другими группами налогоплательщиков.

В ходе оценки эффективности действующей налоговой политики государства особенное внимание необходимо уделять экономическому эффекту от использования различных налоговых льгот к тем затратам, которые способствуют получению конечного практического результата. В этом случае все налоговые правоотношения связаны с развитием общества и государства. Совокупность финансовых процессов, которые происходят в результате управления доходами и расходами, а также финансовое положение государства оказывают влияние на действующую налоговую систему. Вне зависимости от того, что напрямую налоговые льготы не приводят к увеличению расходов бюджетов различных уровней, они представлены как выпадающие доходы. Таким образом, они будут снижать объём доходов государственного бюджета и сокращают ресурсы. Соответственно, в этом случае стоит остро вопрос о возможности повышения эффективности использования налоговых льгот в Российской Федерации. [2]

Благодаря действующему налоговому законодательству льготы могут быть предоставлены на федеральном и региональном уровнях. Исходя из этого тезиса в ходе оценивания уровня эффективности нужно учитывать принадлежность конкретной льготы к установленному уровню управления. Основное количество всех выпадающих доходов единого консолидированного бюджета Российской Федерации приходится на налоговые льготы по налогу на добавленную стоимость. Примерно 98 % налоговых льгот приходится именно на данный налог. На следующем месте находится система льгот по налогу на прибыль организации, и в среднем они составляют примерно 1 % от общего объёма. На третьем месте располагаются налоговые льготы по налогу на имущество организаций.

В соответствии с использованием налоговых льгот существует статистические данные по предоставлению и запланированному выделению налоговых льгот по каждому налогу:

Изменение выделенных и запланированных к выделению налоговых льгот по НДС в млн. рублей [1]

Рис. 1. Изменение выделенных и запланированных к выделению налоговых льгот по НДС в млн. рублей [1]

При использовании налоговых льгот в отношении налога на добавленную стоимость нужно учитывать такие механизмы как полное освобождение от налогообложения или сниженная налоговая ставка. Различные объёмы налоговых льгот по НДС увеличиваются с начала изучаемого на данном рисунке периода. Стоит добавить, что удельный объём налоговых расходов по предоставлению льгот в рамках НДС в соответствии со статистикой, полученной от Федеральной налоговой службы Российской Федерации составил около 38 % от общего количества налоговых поступлений по представленному налогу.

Общий объем налоговых расходов федерального бюджета согласно предоставлению налоговых льгот по налогу на прибыль по итогам 2018 года составил 403 млн. руб. При этом за период с 2015 по 2018 год общий объём налоговых льгот возрос на 17 %. На представленном ниже рисунке отражены данные по объёму предоставления налоговых льгот по налогу на прибыль организации:

Количество предоставленных и плановых к предоставлению налоговых льгот по налогу на прибыль организации в млн. рублей [1]

Рис. 2. Количество предоставленных и плановых к предоставлению налоговых льгот по налогу на прибыль организации в млн. рублей [1]

Стоит отметить, что количество налоговых расходов по всем имущественным налогам имеет разноуровневый характер, о чём говорят данные, представленные на рисунке ниже:

Изменение налоговых расходов по имущественным налогам в млн. рублей [1]

Рис. 3. Изменение налоговых расходов по имущественным налогам в млн. рублей [1]

На основании представленного анализа можно сделать вывод о том, что в рамках выделения налоговых льгот государству нужно в обязательном порядке обеспечивать прямое соблюдение равновесия между фискальной и регулирующей функцией налогообложения. [3]

В соответствии с данными анализа основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 года мероприятия по мониторингу эффективности налоговых льгот не является базовой задачей. Но, стоит заметить, что именно такая оценка будет являться базовым элементом для внедрения новых налоговых льгот в перспективе. Таким образом, именно мониторинг будет играть ключевую роль в ходе оптимизации и совершенствования действующих налоговых льгот с возможностью их динамического изменения на базе смены экономической ситуации. При этом существующие методики по оценке эффективности налоговых льгот имеют некоторые ключевые недостатки. Если их устранить, то можно эффективно использовать данный показатель на практике.

Исходя из этой позиции вопрос, связанный с увеличением эффективности предоставляемых налоговых льгот на территории Российской Федерации, не является полностью решённым. Но, органы власти на каждом уровне занимаются обеспечением реализации данного вопроса путём постепенного совершенствования законодательства. В частности, в некоторых субъектах Российской Федерации все информационные данные о действующей методике анализа и исследовании налоговых льгот распространяются в интернете на официальном сайте Федеральной налоговой службы России. Полагаем, что эта деятельность будет напрямую направлена на общее увеличение эффективности выделяемых налоговых льгот для хозяйствующих субъектов. Поэтому представленная практика должна являться обязательной для всех субъектов на территории Российской Федерации.

Литература:

  1. Атаян Ю. К. Оценка эффективности налоговых льгот //Синергия Наук. — 2020. — №. 47. — С. 163–178.
  2. Гильфанов Р. М., Евстафьева А. Х. Особенности оценки эффективности налоговых льгот //Инновационное развитие экономики. — 2019. — №. 5–1. — С. 174–177.
  3. Баташев Р. В. Динамика налоговых льгот в России //Экономика и бизнес: теория и практика. — 2019. — №. 10–1. –С.1–5.
Основные термины (генерируются автоматически): льгота, Российская Федерация, налог, прибыль организации, данные, добавленная стоимость, орган власти, расход, региональный уровень, Федеральная налоговая служба.


Задать вопрос