Обеспечение защиты государственных гражданских служащих, проходящих службу в органах военной прокуратуры и органах военного управления, от влияния экстремисткой и криминальной культуры АУЕ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (337) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 18.11.2020

Статья просмотрена: 50 раз

Библиографическое описание:

Одиноченко, В. Д. Обеспечение защиты государственных гражданских служащих, проходящих службу в органах военной прокуратуры и органах военного управления, от влияния экстремисткой и криминальной культуры АУЕ / В. Д. Одиноченко, Л. К. Медведева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 47 (337). — С. 356-358. — URL: https://moluch.ru/archive/337/75294/ (дата обращения: 19.04.2024).



После признания Верховным Судом Российской Федерации движения «АУЕ» экстремистским, Генеральной Прокуратурой РФ совместно с Главной военной прокуратурой были разработаны методические рекомендации, указания и распоряжения, цель которых — оградить государственных гражданских служащих и их семьи от негативного влияния данной субкультуры. В статье рассматриваются методы профилактики и защиты государственных гражданских служащих от негативного влияния криминальной субкультуры «Арестантское уголовное единство».

Ключевые слова: экстремистское движение, криминальная субкультура, государственные гражданские служащие, органы прокуратуры Российской Федерации, органы военного управления, военная прокуратура, противодействие экстремизму.

В связи с развитием информационного сообщества в Российской Федерации и практически полного перехода социальных связей в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», обязанность органов прокуратуры России по защите граждан от негативного влияния разного рода деструктивной информации возросла многократно. К такой информации чаще всего относятся: материалы экстремистского характера, порнография, негативные оппозиционные материалы и прочие данные, негативно влияющие на психологический фон человека. Одним из главных способов защиты граждан от влияния данных материалов является запрет Интернет-источников, ресурсов, социальных сетей, которые активно продвигают информацию деструктивного характера. Целью исследования является анализ мер, принимаемых органами военной прокуратуры Российской Федерации для ограждения специальных субъектов — военнослужащих и приравненных к ним лиц, а также государственных гражданских служащих от влияния и пропаганды экстремистских сообществ с уклоном в криминал. Основными методами данного исследования будут являться анализ и синтез.

Стратегией национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации») [1] определено, что государство при обеспечении национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу исходит из необходимости постоянного совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию проявлений экстремизма наряду с другими преступными посягательствами.

17 августа 2020 года Верховный Суд Российской Федерации [3] удовлетворил административное исковое заявление Генерального прокурора Российской Федерации в защиту интересов Российской Федерации о признании международного движения «Арестантское уголовное единство» («АУЕ») экстремистским и запретил его деструктивную деятельность на территории российского государства.

В поддержку данного решения Верховного Суда Генеральной Прокуратурой Российской Федерации и Главной военной прокуратурой были разработаны ряд указаний и распоряжений, силой которых будет обеспечена защита прав военнослужащих, государственных гражданских служащих и их семей от влияния материалов данного экстремистского движения.

В защиту от влияния материалов экстремистского характера российское законодательство включает следующие элементы: деятельность уполномоченных органов по отслеживанию и принятию мер к ликвидации сайтов в сети «Интернет», выявление лиц, активно призывающих к осуществлению деятельности, направленной в поддержку распространения материалов экстремистского характера и призывы к совершению различных противозаконных действий, а также отслеживание активности в популярных Интернет-сообществах и социальных сетях для скорейшего выявления лиц, склонных к подстрекательству к вступлению в экстремистское сообщество или пропаганде экстремизма.

В Главной военной прокуратуре подготовлены комплексные методические рекомендации [документу присвоен гриф «Для служебного пользования»; запрещен к публикации в открытых источниках] по противодействию экстремизму и склонению военнослужащих и членов их семей и государственных гражданских служащих от влияния различных криминальных субкультур. Данные методические материалы включают в себя ряд задач, которые должны быть поставлены перед объектами защиты. К ним относятся: цикличная профилактическая работа (в контексте комплексной юридической подготовки, предусмотренной Федеральным законом от 17 января 1992 года № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации») [2], формирование личного негативного отношения к криминальной и/или экстремистской деятельности, информационно-разъяснительная работа по разъяснению опасностей экстремистских взглядов и проведение конференций (круглых столов, совещаний, индивидуальных консультаций), где обсуждаются причины и условия возникновения экстремистских настроений и способы противодействия им.

Самостоятельно государственным гражданским служащим рекомендуется избегать ресурсов, Интернет-сообществ и социальных сетей, в которых пропагандируются криминальные настроения и/или распространяются экстремистские материалы, и по возможности сообщать в уполномоченные государственные органы для последующей их блокировки. Также государственным гражданским служащим рекомендуется по возможности избегать общения с лицами, имеющими непосредственное отношение к криминальным субкультурам и оградить себя от влияния криминогенной обстановки и медиаресурсов (посещение тематических мест развлечений, просмотр кинофильмов на данную тему, прослушивание музыкальных композиций «блатного» жанра).

Подчиненные Московской городской военной прокуратуре военные прокуратуры гарнизонов ежеквартально отчитываются о проделанной работе (предоставление докладов, решений судов о запрете деятельности отдельных интернет-источников и публичных сообществ в социальных сетях, отчеты о проведенной работе с личным составом и гражданским персоналом в воинских частях, организациях и соединениях, предоставление планов-графиков профилактических работ и т. д.). Государственные гражданские служащие также обязаны ознакомиться с новыми указаниями и распоряжениями под личную подпись и прослушать информационно-методические лекции.

В реализацию данной методики Главной военной прокуратуры заместителем военного прокурора Б. гарнизона была проведена проверка в отношении ряда должностных лиц войсковой части 00000. И 18 октября 2020 года в адрес должностного лица войсковой части 00000 полковника П. было внесено предостережение о недопустимости нарушения закона в связи с обнаружением на его рабочем ЭВМ информационного объекта, косвенно связанного с пропагандой идеологии экстремистского сообщества «АУЕ», а именно — фотографии некого неустановленного лица в военной форме и карикатурной подписью: «Бог мне судья, е*та». Должностными лицами военной прокуратуры Б. гарнизона с привлечением специалистов-экспертов Военного следственного управления по г. М. было установлено, что данный фотоматериал опосредованно может являться экстремистским и подлежит удалению с рабочего ЭВМ должностного лица в/ч 00000.

В Информационном письме Главной военной прокуратуры от 07 сентября 2020 года № 14/5–21–2020/Ип6953–2020 «О недостатках организационного и информационно-методического обеспечения работы Московской городской военной прокуратуры» [4] [3; с.2] указано, что в подготовке заданий и поручений подчинённым военным прокуратурам гарнизонов отсутствует актуальная информация по профилактике борьбы с экстремистскими настроениями, направленной на ряд специальных субъектов, а именно — на государственных гражданских служащих. В настоящий момент (октябрь 2020 года) данный недостаток в работе устранен, актуальные сведения о методах борьбы с влиянием криминальных субкультур включены в новые организационно-распорядительные документы Московской городской военной прокуратуры и в новые задания подчинённым военным прокуратурам гарнизонов.

В настоящее время работа по противодействию экстремизму выведена в число приоритетных направлений деятельности Главной военной прокуратуры, как и контроль за исполнением распоряжений, указов и методических рекомендаций в соответствующей сфере надзора. Работа в этом направлении на данный момент не окончена. Генеральной Прокуратурой Российской Федерации совместно с Главной военной прокуратурой постоянно совершенствуется ведомственное законодательство и предлагаются изменения в федеральное законодательство о противодействии экстремизму и терроризму, эффективность которого будет в будущем абсолютной.

Литература:

  1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683) // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 января 2016 г. N 1 (часть II) ст. 212;
  2. Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 февраля 1992 г., N 8, ст. 366;
  3. Решение Верховного Суда Российской Федерации № АКПИ20–514С от 17.08.2020 года // http://www.supcourt.ru/
  4. Информационное письмо Главной военной прокуратуры от 07 сентября 2020 года N 14/5–21–2020/Ип6953–2020 «О недостатках организационного и информационно-методического обеспечения работы Московской городской военной прокуратуры» //В открытых источниках не публиковалось.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Главная военная прокуратура, Верховный Суд, военная прокуратура, военная прокуратура гарнизонов, Московская городская военная прокуратура, национальная безопасность, негативное влияние, служащий, экстремистский характер.


Ключевые слова

криминальная субкультура, государственные гражданские служащие, противодействие экстремизму, экстремистское движение, органы прокуратуры Российской Федерации, органы военного управления, военная прокуратура

Похожие статьи

История советской прокуратуры с 1922 по 1991 годы

В статье рассматривается история советской прокуратуры в период 1922–1991 годов.

Прокуратура России ведет свою летопись с Указа Петра I от 12 января 1722 года, которым установлены

В ноябре 1923 года образована Прокуратура Верховного Суда Союза ССР...

Структура и динамика преступлений против порядка прохождения...

 В настоящей статье рассмотрены показатели преступности против порядка прохождения военной службы в последнее время в сравнении с общей преступностью. Сделан вывод о существовании латентности данного типа преступлений. Ключевые слова: военная служба...

К проблемам защиты прав военнослужащих и привлечения...

Основными задачами военной полиции (далее ВП) стали защита жизни, здоровья, прав и свобод военнослужащих. Обеспечение законности и правопорядка в ВС РФ. А в перечни основных направлений деятельности ВП указанно, что ВП может осуществлять полномочия органов...

Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная...

Настольная книга военного прокурора: пособие / под общ. ред. заместителя Генерального прокурора Российской ФедерацииГлавного

В современных реалиях прокуратура Российской Федерации обладает широким объемом полномочий по защите прав и свобод...

Военная пенсия: особенности назначения и правового...

Нести военную службу гражданин Российской Федерации может в Вооруженных силах Российской Федерации, Федеральной службе безопасности, пограничной службе, военной прокуратуре, а также в военных следственных органах иных воинских формированиях.

Экстремизм как угроза государственной целостности Российской...

Военная доктрина Российской Федерации утв.

Генеральная Прокуратура Российской Федерации.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 № 1 в ред. от 03.11.2016 / О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях...

К вопросу о формах гражданско-правовой охраны прав...

Обращение в органы прокуратуры не может остаться без ответа. Если факт нарушения прав военнослужащих вследствие злоупотреблений должностных лиц воинской части подтверждается, то прокурор в кратчайшие сроки может принять меры в отношении командира...

Место преступлений против военной службы в уголовном...

Преступления против военной службы по Уголовному кодексу Российской Федерации

Боев В. И. Влияние основных положений международного уголовного права на

Зателепин О. К. Уголовно-правовая охрана военной безопасности Российской Федерации: дис. … д-ра юрид...

Некоторые проблемы социальной защиты военнослужащих и пути...

Граждане, состоящие на военной службе, сильно подвержены социальному риску в связи с тем, что прохождение военной службы непосредственно

Реализация государственной политики по социальной защите военнослужащих прямо влияет на престиж военной службы, что в свою...

Похожие статьи

История советской прокуратуры с 1922 по 1991 годы

В статье рассматривается история советской прокуратуры в период 1922–1991 годов.

Прокуратура России ведет свою летопись с Указа Петра I от 12 января 1722 года, которым установлены

В ноябре 1923 года образована Прокуратура Верховного Суда Союза ССР...

Структура и динамика преступлений против порядка прохождения...

 В настоящей статье рассмотрены показатели преступности против порядка прохождения военной службы в последнее время в сравнении с общей преступностью. Сделан вывод о существовании латентности данного типа преступлений. Ключевые слова: военная служба...

К проблемам защиты прав военнослужащих и привлечения...

Основными задачами военной полиции (далее ВП) стали защита жизни, здоровья, прав и свобод военнослужащих. Обеспечение законности и правопорядка в ВС РФ. А в перечни основных направлений деятельности ВП указанно, что ВП может осуществлять полномочия органов...

Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная...

Настольная книга военного прокурора: пособие / под общ. ред. заместителя Генерального прокурора Российской ФедерацииГлавного

В современных реалиях прокуратура Российской Федерации обладает широким объемом полномочий по защите прав и свобод...

Военная пенсия: особенности назначения и правового...

Нести военную службу гражданин Российской Федерации может в Вооруженных силах Российской Федерации, Федеральной службе безопасности, пограничной службе, военной прокуратуре, а также в военных следственных органах иных воинских формированиях.

Экстремизм как угроза государственной целостности Российской...

Военная доктрина Российской Федерации утв.

Генеральная Прокуратура Российской Федерации.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 № 1 в ред. от 03.11.2016 / О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях...

К вопросу о формах гражданско-правовой охраны прав...

Обращение в органы прокуратуры не может остаться без ответа. Если факт нарушения прав военнослужащих вследствие злоупотреблений должностных лиц воинской части подтверждается, то прокурор в кратчайшие сроки может принять меры в отношении командира...

Место преступлений против военной службы в уголовном...

Преступления против военной службы по Уголовному кодексу Российской Федерации

Боев В. И. Влияние основных положений международного уголовного права на

Зателепин О. К. Уголовно-правовая охрана военной безопасности Российской Федерации: дис. … д-ра юрид...

Некоторые проблемы социальной защиты военнослужащих и пути...

Граждане, состоящие на военной службе, сильно подвержены социальному риску в связи с тем, что прохождение военной службы непосредственно

Реализация государственной политики по социальной защите военнослужащих прямо влияет на престиж военной службы, что в свою...

Задать вопрос