Совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (337) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 18.11.2020

Статья просмотрена: 164 раза

Библиографическое описание:

Огнева, Л. А. Совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления / Л. А. Огнева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 47 (337). — С. 351-353. — URL: https://moluch.ru/archive/337/75283/ (дата обращения: 29.03.2024).



В статье автор анализирует нотариальные действия, совершаемые должностными лицами местного самоуправления. Кроме этого, автор выделяет такой пробел правового регулирования данной сферы общественных отношений как отсутствие уставленных законом требований к должностным лицам местного самоуправления, реализующим полномочия по совершению нотариальных действий.

Ключевые слова: нотариальные действия, должностные лица, органы местного самоуправления, квалификационные требования, круг субъектов.

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате предполагают возможность осуществления нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления. Согласно ст. 1 Основ в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов местного самоуправления, уполномоченные на совершение этих действий. Данное правило фактически повторяется в ч. 1 ст. 37 Основ [3].

Следует отметить, что законодатель ограничивает круг субъектов, наделенных правом совершать нотариальные действия в Российской Федерации. Так, нотариальные действия в России в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате имеют право совершать нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой, за пределами Российской Федерации от имени Российской Федерации нотариальные действия совершают должностные лица консульских учреждений России, уполномоченные на их совершение. Также в соответствии с действующим законодательством, право совершать нотариальные действия, предусмотренные статьей 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, имеют должностные лица местного самоуправления.

В поселении, в котором нет нотариуса, право совершать нотариальные действия имеют глава местной администрации поселения и (или) уполномоченное должностное лицо местной администрации поселения; в расположенном на межселенной территории населенном пункте, в котором нет нотариуса, — глава местной администрации муниципального района и (или) уполномоченное должностное лицо местной администрации муниципального района; во входящем в состав территории муниципального округа, городского округа населенном пункте, не являющемся его административным центром, в котором нет нотариуса, — уполномоченное должностное лицо местной администрации муниципального округа, городского округа в случае, если такое должностное лицо в соответствии со своей должностной инструкцией исполняет должностные обязанности в данном населенном пункте [3]. Законодателем дано данное право должностным лицам органов местного самоуправления, следовательно, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ [5], реализация полномочий в сфере нотариата должны быть закреплены соответствующим муниципальным образованием в Уставе, а также приняты ряд нормативных правовых актов, в том числе решение о наделении соответствующими полномочиями должностных лиц муниципалитета.

Согласно действующему законодательству у должностных лиц органов местного самоуправления, должностных лиц консульских учреждений Российской Федерации более ограниченная компетенция в сфере совершения нотариальных действий, чем у нотариусов. Должностные лица органов местного самоуправления уполномочены на совершение 12 нотариальных действий (до 2014 года — на совершение 6 нотариальных действий), тогда как нотариусы — на совершение 33.

Так, должностные лица органов местного самоуправления имеют право: удостоверять доверенности, за исключением доверенностей на распоряжение недвижимым имуществом; принимать меры по охране наследственного имущества путем производства описи наследственного имущества; свидетельствовать верность копий документов и выписок из них; свидетельствовать подлинность подписи на документах; удостоверяют сведения о лицах в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; удостоверяют факт нахождения гражданина в живых; удостоверять тождественность собственноручной подписи инвалида по зрению, проживающего на территории соответствующего поселения или муниципального района, с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи; удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте; удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии; удостоверяют время предъявления документов; удостоверяют равнозначность электронного документа документу на бумажном носителе; удостоверяют равнозначность документа на бумажном носителе электронному документу [3]. Но все ли нотариальные действия востребованы жителями муниципальных образований, в которых нет нотариусов. При проведении анализа совершения нотариальных действий должностными лицами сельского поселения «Шошка» Сыктывдинского района Республики Коми в период с 2008 года по 2019 год включительно, выявлено, что граждане обращались в администрацию за совершением только четырех нотариальных действий: удостоверение завещаний, удостоверение доверенностей, в том числе доверенностей на распоряжение недвижимым имуществом, свидетельствование верности копий документов и выписок из них и свидетельствование подлинность подписи на документах. Например, в 2008 году должностными лицами сельского поселения «Шошка» совершено лишь 12 нотариальных действий (совершено удостоверение 8 доверенностей и 4 свидетельствования подлинность подписи на документах), в 2009 году совершено уже 85 нотариальных действий (удостоверено 5 завещаний, засвидетельствованы 18 подписей на документах и 2 копии документов, остальное пришлось на доверенности), в 2015 году совершено 104 нотариальных действия (из них удостоверено 85 доверенностей), в 2019 году удостоверено лишь 33 нотариальных действия (из них 19 доверенностей).

Снижение количества совершаемых нотариальных действий связано с вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 391-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4]. Так, лица, не зарегистрированные по месту жительства (пребывания) в поселениях, где отсутствует нотариус, не могут обратиться за совершением нотариальных действий к должностным лицам органа местного самоуправления. Указанная норма не учитывает того, что может служить основанием ограничения реализации прав и свобод граждан, что закреплено в статье 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242–1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» [2]. Учитывая норму статьи 48 Конституции Российской Федерации [1] о том, что каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи, можно предположить, что законодателем ущемлено право гражданина, не имеющего регистрации по месту жительства либо по месту пребывания на получение квалифицированной юридической помощи, путем совершения предусмотренных законодательством нотариальных действий от имени Российской Федерации в случае отсутствия в поселении нотариуса. На наш взгляд, одной из причин внесения данных изменений является возможность повторного обращения в муниципалитеты за совершением нотариальных действий лицами, которые получили отказ при совершении нотариального действия у нотариуса. Стоит отметить, что, нотариальные документы, заверенные нотариусами и должностными лицами местного самоуправления, имеют равную юридическую силу, при этом, профессиональная подготовка должностных лиц органов местного самоуправления в сфере нотариата зачастую отсутствует. Законодатель не предъявляет каких-либо отдельных квалификационных требований к сотрудникам администраций поселений, уполномоченных на совершение указанных действий как к нотариусам.

Напомним, что до 01.09.2019 года должностные лица органов местного самоуправления также были вправе удостоверять завещания и доверенности на распоряжение недвижимым имуществом. На наш взгляд, внесение изменений в части отмены части нотариальных действий с 2019 года, совершаемых должностными лицами органов местного самоуправления, связана в том числе и с низкой квалификацией должностных лиц органов местного самоуправления.

Внесение изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате в части установления требований к должностным лицам органов местного самоуправления, уполномоченным на совершение нотариальных действий, а именно установление требований о наличии высшего образования либо прохождения курсов повышения уровня подготовки в области нотариата, могло бы значительно повысить качество совершаемых нотариальных действий и оказания квалифицированной юридической помощи местному населению.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ, от 14 марта 2020 г. № 1-ФК) // Российская газета. 2020. 4 июля.
  2. Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» // ВСНД РФ и ВС. 1993. 12 августа.
  3. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-I (с изменениями на 27 декабря 2019 года) // Российская газета. 1993. 13 марта.
  4. Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 391-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 2015. 31 декабря.
  5. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. 2003. 8 октября.
  6. Приказ Минюста России от 07.02.2020 № 16 «Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления» // Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 30.10.2020)
Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, Российская Федерация, должностное лицо органов, действие, Основа законодательства, совершение, внесение изменений, квалифицированная юридическая помощь, лицо, нотариус.


Похожие статьи

Законодательное регулирование местного самоуправления...

Местное самоуправление не мыслимо без поддержки государственных органов. Органы местного самоуправления решают вопросы местного значения на основе и в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, принимаемыми

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. устанавливает особый порядок вступления его в действие. Так, Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2006 года, Глава 12 вступает в силу со дня официального опубликования закона, положения статей 11–16, 34–37 и 50 Федерального закона вступают в силу со дня

Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Основные положения о местном самоуправлении. Полномочия...

местное самоуправление — форма народовластия, то есть разновидность принадлежащей народу власти. В частях 1-2 ст.3 Конституции РФ закреплено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ; народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; местное самоуправление есть деятельность. Эта деятельность носит преимущественно публично-правовой (властный) характер, хотя и не исключает возможности использования частноправовых методов; субъектом этой деятельности выступает население, в том числе через представляющие его органы (должностных лиц). Правом на осуществление местного самоуправления наделяются граждане.

Ответственность должностных лиц и органов местного...

Правовое регулирование установления юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, в том числе его отдельных видов, процедуры и последствий возложения такой ответственности, указывает как на схожесть проявляемых основных черт юридической ответственности различных субъектов права, так и на своеобразие юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления [13, с. 4]. В муниципальной теории и практике институт юридической ответственности имеет свои особенности регулирования и применения. В соответствии с принятым в гл. 10 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» подходом, юридическая ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц классифицируется как [6]

Конституционные основы ч. 16 ст. 74.1 Федерального закона от...

По данным Госстата в Российской Федерации по состоянию на 1 января 2014 года существует 22777 муниципальных образований, которые составляют одну из конституционных основ государственного строя Российской Федерации. Именно поэтому представляется важным совершенствование законодательства в области регулирования общественных отношений возникающих в сфере местного самоуправления, приведение его в соответствие с

Внесение соответствующих изменений обусловлено следующими основаниями: 1. Установлением короткого периода, в течение которого возможно повторное рассмотрение вопроса об удалении в отставку главы муниципального образования без достаточных для того оснований. Это положение закона является безосновательным, способствующим возможности удаления глав муниципальных образований в отставку в результате конфликта с органами местной или...

Анализ нотариальных действий, совершаемых должностными...

Ключевые слова: нотариальные действия, должностные лица, органы местного самоуправления, порядок учета сведений, субъекта принятия правовых актов. Право органов местного самоуправления совершать нотариальные действия, предусмотренные статьей 37 Основ законодательства РФ о нотариате, в Коми

Несмотря на то, что Федеральным законом от 26.07.2019 № 226-ФЗ «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и статью 16.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вступившим в силу 1

совершение нотариальных действий должностных лицах местного самоуправления муниципальных районов приложением в части определения рекомендуемой формы соответствующего решения о возложении полномочий по совершению нотариальных действий.

Теоретические и правовые аспекты ответственности органов...

Муниципальная власть осуществляется органами и должностными лицами местного самоуправления, которые, будучи звеном публичной власти, наделены публично-властными полномочиями по решению вопросов местного значения, связанных с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения муниципального образования. Наличие публично-властных полномочий обусловливает важность адекватного и эффективного механизма ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. Процесс формирования демократического, правового государства, начатый в 1993 г. с принятием Конституции РФ, обусловил повышение актуальности института юридической ответственности органов и должностных лиц как государственной власти, так и местного самоуправления. Местное самоуправление в России является одной из основ конституционного строя.

местное самоуправление, Российская Федерация, орган...

Субъекты Российской Федерации считают, что назначение глав администраций органов местного самоуправления позволяет максимально учитывать все интересы в двухуровневой системе местного самоуправления, что позволяет оперативно и эффективно решать вопросы местного значения. Трыканова С. А. считает, что сама реформа местного самоуправления в отсутствие многочисленной прослойки квалифицированных специалистов может быть поставлена под сомнение [49, с. 17].

В Конституции Российской Федерации закреплены европейские принципы организации местного самоуправления, но гражданское общество, институты местного самоуправления нуждаются в сильной централизованной государственной власти. Некоторые исследователи отмечают, что российская государственность, в частности, местное самоуправление, не обладает такой мощной финансовой и экономической основой...

Улучшение регулирования деятельности органов местного...

Органы местного самоуправления и вышестоящие органы управления не обязательно должны строить взаимодействие только на основе четкого разделения полномочий. По целому ряду текущих вопросов целесообразно использовать иные, более оперативные формы.

‒ о внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации в части введения местного налога на недвижимость.

Полномочия органов местного самоуправления определены не только в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который является базовым в системе местного самоуправления...

Совершаемые нотариальные действия в сельских поселениях

Статья 35 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» отражает перечень нотариальных действий, совершаемых нотариусами [2]. Перечень данных нотариальных действий не является исчерпывающим, так как в этой же статье указано, что законодательными актами Российской Федерации могут быть предусмотрены и иные нотариальные действия (например, ст. 1126 ГК, ст. 35 СК РФ). Также, ст.ст. 37, 38 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» перечислены нотариальные действия, совершаемые главами местных администраций и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления и должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации [2].

Похожие статьи

Законодательное регулирование местного самоуправления...

Местное самоуправление не мыслимо без поддержки государственных органов. Органы местного самоуправления решают вопросы местного значения на основе и в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, принимаемыми

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. устанавливает особый порядок вступления его в действие. Так, Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2006 года, Глава 12 вступает в силу со дня официального опубликования закона, положения статей 11–16, 34–37 и 50 Федерального закона вступают в силу со дня

Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Основные положения о местном самоуправлении. Полномочия...

местное самоуправление — форма народовластия, то есть разновидность принадлежащей народу власти. В частях 1-2 ст.3 Конституции РФ закреплено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ; народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; местное самоуправление есть деятельность. Эта деятельность носит преимущественно публично-правовой (властный) характер, хотя и не исключает возможности использования частноправовых методов; субъектом этой деятельности выступает население, в том числе через представляющие его органы (должностных лиц). Правом на осуществление местного самоуправления наделяются граждане.

Ответственность должностных лиц и органов местного...

Правовое регулирование установления юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, в том числе его отдельных видов, процедуры и последствий возложения такой ответственности, указывает как на схожесть проявляемых основных черт юридической ответственности различных субъектов права, так и на своеобразие юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления [13, с. 4]. В муниципальной теории и практике институт юридической ответственности имеет свои особенности регулирования и применения. В соответствии с принятым в гл. 10 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» подходом, юридическая ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц классифицируется как [6]

Конституционные основы ч. 16 ст. 74.1 Федерального закона от...

По данным Госстата в Российской Федерации по состоянию на 1 января 2014 года существует 22777 муниципальных образований, которые составляют одну из конституционных основ государственного строя Российской Федерации. Именно поэтому представляется важным совершенствование законодательства в области регулирования общественных отношений возникающих в сфере местного самоуправления, приведение его в соответствие с

Внесение соответствующих изменений обусловлено следующими основаниями: 1. Установлением короткого периода, в течение которого возможно повторное рассмотрение вопроса об удалении в отставку главы муниципального образования без достаточных для того оснований. Это положение закона является безосновательным, способствующим возможности удаления глав муниципальных образований в отставку в результате конфликта с органами местной или...

Анализ нотариальных действий, совершаемых должностными...

Ключевые слова: нотариальные действия, должностные лица, органы местного самоуправления, порядок учета сведений, субъекта принятия правовых актов. Право органов местного самоуправления совершать нотариальные действия, предусмотренные статьей 37 Основ законодательства РФ о нотариате, в Коми

Несмотря на то, что Федеральным законом от 26.07.2019 № 226-ФЗ «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и статью 16.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вступившим в силу 1

совершение нотариальных действий должностных лицах местного самоуправления муниципальных районов приложением в части определения рекомендуемой формы соответствующего решения о возложении полномочий по совершению нотариальных действий.

Теоретические и правовые аспекты ответственности органов...

Муниципальная власть осуществляется органами и должностными лицами местного самоуправления, которые, будучи звеном публичной власти, наделены публично-властными полномочиями по решению вопросов местного значения, связанных с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения муниципального образования. Наличие публично-властных полномочий обусловливает важность адекватного и эффективного механизма ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. Процесс формирования демократического, правового государства, начатый в 1993 г. с принятием Конституции РФ, обусловил повышение актуальности института юридической ответственности органов и должностных лиц как государственной власти, так и местного самоуправления. Местное самоуправление в России является одной из основ конституционного строя.

местное самоуправление, Российская Федерация, орган...

Субъекты Российской Федерации считают, что назначение глав администраций органов местного самоуправления позволяет максимально учитывать все интересы в двухуровневой системе местного самоуправления, что позволяет оперативно и эффективно решать вопросы местного значения. Трыканова С. А. считает, что сама реформа местного самоуправления в отсутствие многочисленной прослойки квалифицированных специалистов может быть поставлена под сомнение [49, с. 17].

В Конституции Российской Федерации закреплены европейские принципы организации местного самоуправления, но гражданское общество, институты местного самоуправления нуждаются в сильной централизованной государственной власти. Некоторые исследователи отмечают, что российская государственность, в частности, местное самоуправление, не обладает такой мощной финансовой и экономической основой...

Улучшение регулирования деятельности органов местного...

Органы местного самоуправления и вышестоящие органы управления не обязательно должны строить взаимодействие только на основе четкого разделения полномочий. По целому ряду текущих вопросов целесообразно использовать иные, более оперативные формы.

‒ о внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации в части введения местного налога на недвижимость.

Полномочия органов местного самоуправления определены не только в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который является базовым в системе местного самоуправления...

Совершаемые нотариальные действия в сельских поселениях

Статья 35 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» отражает перечень нотариальных действий, совершаемых нотариусами [2]. Перечень данных нотариальных действий не является исчерпывающим, так как в этой же статье указано, что законодательными актами Российской Федерации могут быть предусмотрены и иные нотариальные действия (например, ст. 1126 ГК, ст. 35 СК РФ). Также, ст.ст. 37, 38 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» перечислены нотариальные действия, совершаемые главами местных администраций и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления и должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации [2].

Задать вопрос