Аудит деятельности УФССП России по Приморскому краю в сфере противодействия коррупции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №47 (337) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 18.11.2020

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Боровик, Ю. С. Аудит деятельности УФССП России по Приморскому краю в сфере противодействия коррупции / Ю. С. Боровик. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 47 (337). — С. 83-88. — URL: https://moluch.ru/archive/337/75277/ (дата обращения: 04.03.2021).



На базе сформированной программы аудита, в статье проанализирована деятельность Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю в аспектах противодействия коррупции.

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, аудит антикоррупционной деятельности.

Based on the formed audit program, the article analyzes the activities of the office of the Federal bailiff service in the Primorsky territory in the aspects of anti-corruption.

Keywords: corruption, fight against corruption, anti-corruption audit.

По определению, данному федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ред. от 24.04.2020), коррупция — это:

– «… злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

– совершение деяний, указанных выше, от имени или в интересах юридического лица…» [1].

Надо признать, что коррупция, в большей или меньшей степени присуща всем странам Мира. В этом аспекте, Российская Федерация не является исключением. По данным Генеральной прокуратуры РФ, за предшествующий трехлетний период показатели преступлений коррупционной направленности в Российской Федерации имели, по существу, стабильные значения, составляя 30 495 ед. случаев в 2017 году, 30 698 ед. случаев в 2018 году и 30 991 ед. случаев в 2019 году (прирост 1,6 %). При этом наблюдалась «отягощающие тенденции» — рост коррупционных преступлений в особо крупном размере (повлекших особо крупный ущерб) — на 5,3 % и существенный рост коррупционных преступлений, совершенные сообществом (по предварительному сговору) — на 57,1 % от уровня базового года. Доминирующим видом коррупционного преступления является дача (получение) взятки, составляющие в рассмотренном периоде порядка от 39,7 % до 44,7 %. Численность лиц, привлеченных к ответственности за коррупционные преступления, сократилась на 7,2 %, с 11 830 чел. в 2017 году до 10 980 чел. в 2019 году [12].

Проявления коррупции оказывает существенное и негативное влияние на экономику, процессы государственного и муниципального управления в Российской Федерации. Так, в экономической сфере коррупция способствует росту комплекса негативных явлений, в числе которых расширение теневой экономики, нарушение конкурентного механизма рынка, отвлечение денежных средств от задач общественного развития и т. д. В политическом аспекте коррупция существенно подрывает авторитет органов государственного и муниципального управления, тормозит процессы общественного развития. По оценке Генеральной прокуратуры РФ, в 2019 году ущерб от коррупционных деяний составил около 55,1 млрд. руб., что адекватно 8,8 % от совокупного ущерба, полученного от всех преступлений, совершенных в Российской Федерации за этот год. При этом был добровольно погашен ущерб на сумму 4,1 млрд. руб., изъято денежных средств, ценностей и имущества на сумму 1,5 млрд. руб., наложен арест на имущество обвиняемых стоимостью 18,2 млрд. руб. Невозмещенный ущерб составил 31,3 млрд. руб. [12].

В этих условиях стратегически важное значение приобретают мероприятия по противодействию коррупции, осуществляемые государственными и муниципальными органами власти, различными организациями и учреждениями РФ, в правовом формате, определенном федеральным законом «О противодействии коррупции» [1], указами Президента России [2–5], нормативно — правыми актами Правительства РФ [6–8] и других исполнительных органов государственной и муниципальной власти. В масштабах страны сформирован и поэтапно реализуется «Национальный план противодействия коррупции на 2018–2020 гг». [4], в системе органов государственного и муниципального управления, в организациях и учреждениях антикоррупционная деятельность проводится в рамках ведомственных планов (напр. см. [10; 11]), составленных и осуществляемых «в корреспонденции» с национальным планом.

В аспектах повышения результативности противодействия коррупции, важная роль отводится аудиту данной деятельности, как совокупности мероприятий, направленных на оценку полноты и своевременности использования всех возможностей антикоррупционной работы. Своевременно и качественно проведенный аудит противодействия коррупции, позволяет выявить недостатки, присущие данной работе и, как обязательное следствие, сформировать мероприятия по совершенствованию антикоррупционной деятельности, что в итоге и в целом снижает степень коррупционного риска в РФ.

Проанализируем результаты деятельности государственного учреждения — Управления Федеральной службы судебных приставов (УФССП) России по Приморскому краю (или «Учреждение», «Управление») в сфере противодействия коррупции, используя приемы и методы антикоррупционного аудита.

Для этого и первоначально сформируем программу аудита деятельности исследуемого Учреждения, использовав рекомендации [9] и отразив ее структурное наполнение на рисунке 1.

Программа аудита деятельности УФССП России в сфере противодействия коррупции

Рис. 1. Программа аудита деятельности УФССП России в сфере противодействия коррупции

Как следует из данной схемы, цель — аудита деятельности УФССП России по Приморскому краю — установление полноты и своевременности антикоррупционных мероприятий, проводимых исследуемым Управлением в рамках требований законодательства РФ и руководящих документов ФССП России в сфере противодействия коррупции. Аудируемым лицом выступает УФССП России по Приморскому краю, аудитором — независимая аудиторская организация. Методика проведения аудита основана на приеме формального соответствия.

Задачи антикоррупционного аудита включают в себя:

– изучение деятельности Управления по соблюдению требований законодательства РФ и руководящих документов ФССП России в сфере противодействия коррупции;

– изучение деятельности аудируемого лица в аспектах организации и управления работой по противодействию коррупции и по существу, т. е. в аспектах предметного наполнения противодействия коррупции.

Реализация программы антикоррупционного аудита деятельности УФССП России по Приморскому краю в сфере противодействия коррупции была проведена в процессе осуществления научно-исследовательской работы. Полученные результаты реализации программы представлены ниже.

Так, результаты антикоррупционного аудита деятельности УФССП России по Приморскому краю в аспектах соблюдения требований законодательства РФ и руководящих документов ФССП России в сфере противодействия коррупции и деятельности аудируемого лица в аспектах организации и управления работой по противодействию коррупции представлены в таблице 1.

Таблица 1

Аудит деятельности УФССП России по Приморскому краю по соблюдению организационно-правовых требований в сфере противодействия коррупции [13–15]

Требование

Факт исполнения

Наличие руководящих документов в аспектах противодействия коррупции.

Составлен и реализуется «План мероприятий УФССП России по Приморскому краю по противодействию коррупции на 2018–2020 гг».

Внутренний контроль: наличие организационных структур, осуществляющих деятельность по противодействию коррупции.

В структуре УФССП России по Приморскому краю осуществляют противодействие коррупции:

— Отдел собственной безопасности;

— Комиссия по соблюдению служебных требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов.

Антикоррупционная экспертиза правовых актов УФССП России по Приморскому краю проводится в рамках плановых мероприятий ФССП России.

Предъявление квалификационных требований к кандидатам на занятие должностей государственной службы ФССП России

Предъявление квалификационных требований к гражданам является обязательным при их поступлении государственную службу в УФССП России по Приморскому краю.

Применение правила, согласно которому длительное, безупречное и эффективное исполнение должностных обязанностей является обязательным условием для назначения на вышестоящую должность, присвоения ему следующего специального звания или при его поощрении

Учет длительного, безупречного и эффективного исполнения должностных обязанностей сотрудниками УФССП России по Приморскому краю является обязательным при их поощрении, назначении на вышестоящую должность или присвоении очередного специального звания, что отражается в соответствующем представлении (аттестационном листе).

Предоставление сведений о доходах расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера

Предоставление сведений о доходах расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера осуществляется всеми сотрудниками и служащими Управления.

Ответственность за непредоставление сведений о доходах расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера

Рассмотрение случаев непредоставления сведений возложено на Комиссию по соблюдению служебных требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Ограничения в использовании иностранных финансовых активов

Контроль за соблюдением данного правила возложен на Комиссию по соблюдению служебных требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Ограничения в заключении лицами, занимавшими должности гос. службы договоров трудового и гражданско-правового характера

Контроль за соблюдением данного правила возложен на Комиссию по соблюдению служебных требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Урегулирование конфликта интересов

Урегулирование конфликта интересов возложено на Комиссию по соблюдению служебных требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Результаты антикоррупционного аудита деятельности УФССП России по Приморскому краю в аспектах предметного наполнения мероприятий по воспитанию у государственных служащих неприятия коррупционного поведения профилактики и противодействия коррупции представлены в таблице 2.

Таблица 2

Аудит деятельности УФССП России по Приморскому краю в аспектах предметного наполнения профилактики и противодействия коррупции [13–15]

Мероприятия

Факт исполнения

Воспитание у государственных служащих неприятия коррупционного поведения.

В 2017–2019 гг. Отделом собственной безопасности управления:

– в рамках воспитательной работы сотрудников органов принудительного исполнения проведено 40 мероприятий; выполнение плана — 100 %;

– в рамках служебной подготовки проведено 16 занятий; выполнение плана — 100 %;

– в рамках кадровой работы 72 занятия с кандидатами на службу в органах принудительного исполнения; выполнение плана — 100 %.

Профилактика правонарушений и преступлений коррупционной направленности.

В 2017–2019 гг. Отделом собственной безопасности управления в рамках кадровой работы проверено 973 кандидата на замещение должностей госслужбы в системе органов принудительного исполнения.

В рамках профилактики коррупционных правонарушений и преступлений:

Профилактика правонарушений и преступлений коррупционной направленности (окончание)

– Отделом собственной безопасности управления проверено 246 обращений граждан и организаций, 29 фактов обращения к государственным служащим лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений;

– Комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта проведено 29 заседаний.

Противодействие преступлениям коррупционной направленности.

В 2017–2019 гг. в рамках противодействия коррупционных преступлений Отделом собственной безопасности подготовлены материалы, по которым возбуждено 6 уголовных дел.

В результате проведения аудита деятельности УФССП России по Приморскому краю в аспектах противодействия коррупции можно сделать следующее заключение:

1) Противодействие коррупции в УФССП России по Приморскому краю организовано в соответствии с требованиями антикоррупционного законодательства РФ и руководящих документов ФССП России, осуществляется в порядке, определенном «Планом мероприятий УФССП России по Приморскому краю по противодействию коррупции на 2018–2020 гг».

2) Внутренний контроль в УФССП России по Приморскому краю в сфере противодействия коррупции возложен на Отдел собственной безопасности и Комиссия по соблюдению служебных требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

3) В практике деятельности УФССП России по Приморскому краю в сфере противодействия коррупции используются все приемы, предписанные антикоррупционным законодательством РФ и руководящими документами ФССП России, а именно:

– проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов;

– предъявление квалификационных требований при приеме граждан на государственную службу;

– предоставление сведений о доходах расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, ответственность за непредоставление (неполное, недостоверное предоставление) данных сведений;

– ограничения в использовании иностранных финансовых активов;

– использование правила, согласно которому длительное, безупречное и эффективное исполнение должностных обязанностей является обязательным условием для назначения на вышестоящую должность, присвоения ему следующего специального звания или при его поощрении;

– ограничения в заключении лицами, занимавшими должности госслужбы договоров трудового и гражданско-правового характера и урегулирование конфликта интересов.

4) Непосредственное исполнение работ по воспитанию у государственных служащих неприятия коррупционного поведения, профилактике правонарушений и преступлений коррупционной направленности, противодействию преступлениям коррупционной направленности возложено на Отдел собственной безопасности и Комиссию по соблюдению служебных требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Деятельность данных подразделений осуществлялась на плановой основе, и может быть признана удовлетворительной.

В итоге следует заключить: деятельность УФССП России по Приморскому краю в сфере противодействия коррупции за период 2017–2019 гг. следует признать удовлетворительной, осуществляемой в полном соответствии с требованиями антикоррупционного законодательства РФ и руководящих документов Федеральной службы судебных приставов РФ.

Литература:

  1. О противодействии коррупции. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020 № 143-ФЗ) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант-Плюс». — Электрон. данные. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_82959/
  2. О мерах противодействия коррупции. Указ Президента РФ от 19.05.2009 г. № 815 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант — Плюс». — Электрон. данные. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_77066/

3. О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции». Указ Президента РФ от 02.04.2013 № 309 [Электронный ресурс] // СПС «Гарант». — Электрон. данные. — Режим доступа: https://base.garant.ru/70350274/

  1. О Национальном плане противодействия коррупции на 2018–2020 гг. Указ Президента России от 29.06.2018 г. № 378 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант-Плюс». — Электрон. данные. — Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_301352/68cf52fe8ff8a6a13a2b0f10d3562f77aa6019bb/#dst100030
  2. Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих и урегулирования конфликта интересов. Указ Президента РФ от 12.08.2012 г. № 885 [Электронный ресурс] // СПС «Гарант». — Электрон. данные. — Режим доступа: https://base.garant.ru/184842/
  3. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант — Плюс». — Электрон. данные. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_98088/
  4. О соблюдении работниками государственных корпораций и государственных компаний положений статьи 349–1 Трудового кодекса Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 21.08.2012 № 841 [Электронный ресурс] // СПС «Гарант». — Электрон. данные. — Режим доступа: https://base.garant.ru/70217670/
  5. Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 21.01.2015 № 29 [Электронный ресурс] // СПС «Гарант». — Электрон. данные. — Режим доступа: https://base.garant.ru/70851170/

9. Методические указания по организации и осуществлению аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами противодействия коррупции. Одобрены Советом по аудиторской деятельности 23.09.2015 г., протокол № 18 [Электронный ресурс] // СПС «Гарант». — Электрон. данные. — Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71102938/

  1. План мероприятий Федеральной службы судебных приставов РФ по противодействию коррупции на 2018–2020 гг. Приказ директора ФССП России от 16.08.2018 № 12/20747вн [Электронный ресурс] // Федеральная службы судебных приставов России. — Электрон. данные. — Режим доступа: https://fssp.gov.ru/2555140/
  2. План мероприятий УФСПП России по Приморскому краю по противодействию коррупции на 2018–2020 гг. [Электронный ресурс] // Управление Федеральной службы судебных приставов России по Приморскому краю. — Электрон. данные. — Режим доступа: http://r25.fssp.gov.ru
  3. Генеральной прокуратурой Российской Федерации проанализировано состояние коррупционной преступности по итогам 2019 года [Электронный ресурс] Генеральная прокуратура РФ. — Электр. данные — Режим доступа: https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1817130
  4. Справкаоб итогах деятельности Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю по профилактике коррупционных и иных правонарушений в 2017 году [Электронный ресурс] // Управление Федеральной службы судебных приставов России по Приморскому краю. — Электрон. данные. — Режим доступа: http://r25.fssp.gov.ru
  5. Справкаоб итогах деятельности Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю по профилактике коррупционных и иных правонарушений в 2018 году [Электронный ресурс] // Управление Федеральной службы судебных приставов России по Приморскому краю. — Электрон. данные. — Режим доступа: http://r25.fssp.gov.ru
  6. Справкаоб итогах деятельности Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю по профилактике коррупционных и иных правонарушений в 2019 году [Электронный ресурс] // Управление Федеральной службы судебных приставов России по Приморскому краю. — Электрон. данные. — Режим доступа: http://r25.fssp.gov.ru
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Приморский край, противодействие коррупции, сфера противодействия коррупции, урегулирование конфликта интересов, служебное поведение, коррупционная направленность, имущественный характер, требование, Российская Федерация.


Ключевые слова

коррупция, противодействие коррупции, аудит антикоррупционной дея-тельности
Задать вопрос