Оценка тенденций развития качества логистических услуг | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 февраля, печатный экземпляр отправим 16 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №47 (337) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 18.11.2020

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Затоковенко, А. Е. Оценка тенденций развития качества логистических услуг / А. Е. Затоковенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 47 (337). — С. 121-124. — URL: https://moluch.ru/archive/337/75249/ (дата обращения: 29.01.2022).



В статье рассмотрены базовые показатели, определяющие экономическую эффективность логистических услуг для предприятия. Рассмотрены основные задачи и функции логистики, а также проблемы, существующие на рынке логистических услуг. Дана характеристика путей развития рынка логистических услуг, а также оценка перспектив повышения качества логистических услуг.

Ключевые слова: логистические услуги, оценка качества, рынок услуг, эффективность экономической деятельности, контроль качества, правила логистики, логистическая система.

The article considers the main indicators that determine the economic efficiency of logistics services for an enterprise. The main tasks and functions of logistics, as well as problems existing in the logistics services market, are considered. The article describes the ways of development of the logistics services market, as well as assesses the prospects for improving the quality of logistics services.

Keywords: logistics services, quality assessment, service market, efficiency of economic activity, quality control, logistics rules, logistics system.

Деятельность компании на рынке напрямую связана с ее основной целью, определяющей ее экономическую активность, поведение в занятой экономической нише и направленной на достижение финансового благополучия [4].

Принципы функционирования, которых придерживается компания нуждаются в постоянном пересмотре по причине конкуренции, существующей на рынке услуг, а также поиске более эффективных и недорогих разработок, которые появляются на рынке.

Существует множество способов понизить стоимость продукции, одним из наиболее эффективных является метод понижения себестоимости продукции посредством уменьшения расходов, не связанных с производством, а возникающих на различных этапах в процессе осуществления логистических операций. Весь логистический процесс необходимо усовершенствовать, а также звенья логистической цепи необходимо реструктуризировать и таким образом можно достичь существенного снижения затрат, и как следствие, уменьшить себестоимость продукции.

В процессе функционирования предприятий задача повышения качества услуг логистики представляется актуальной. Решение данной задачи позволяет повысить результативность экономической деятельности предприятия [3].

Высокая оценка экономических показателей деятельности предприятий, которые оказывают логистические услуги обуславливается меняющейся ситуаций в области быстроты их роста и развития, которые нуждаются в контроле.

Если требования качества в отношении параметров, по которым оцениваются услуги предприятия, включая логистические услуги, не выполняются должным образом, то скорость роста экономических показателей предприятия заметно снижается. Снижаются такие показатели, как уровень информационной обеспеченности участников логистического процесса, квалификации сотрудников предприятия, степени удовлетворенности потребителей некоторыми видами логистических услуг по причине невыполнения требований качества.

Все вышеперечисленное может привести к снижению уровня востребованности логистических услуг, предоставляемых конкретным предприятием [2].

Изучив современную научную экономическую литературу, мы пришли к выводу, что проблема оценки качества логистических услуг изучена в малой степени, отсутствует или недостаточно ясно определен процесс измерения показателей качества. Отсюда следует, что пути решения задач, касающихся создания действенных и более эффективных методов оценки качества логистических услуг определены не в полной мере.

Так же недостаточно изучены способы организации управления логистическими услугами, технологии применения методов оценки качества работы логистических компаний в целом и оценки услуг, которые они предоставляю в отдельности.

Научные экономические исследования в области оценки качества логистических услуг позволили выявить следующие недостаточно изученные позиции [1]:

– разработка качественных и количественных методов для оценки качества логистических услуг не достаточны и не соответствуют современным подходам к оценке качества;

– формирование моделей логистических затрат на выполнение заказа недостаточно исследовано;

– необходимо разработать общую терминологию в области измерения качества логистических услуг, разработать общую систему факторов для оценки качества услуг, цен, заявленных на услуги, а также сроков выполнения логистических услуг и их стабильности.

В качестве основной задачи логистики выступает оптимизация внутренних и внешних потоков финансовых ресурсов, оптимизация процессов на предприятии для того, чтобы минимизировать общие затраты ресурсов, как денежных, так и людских [5].

В [1] представлены 7 правил, которым должен соответствовать логистический процесс:

  1. Товар должен быть необходимым потребителю;
  2. Товар должен соответствовать стандартам качества;
  3. Товар должен поступать в необходимом количестве;
  4. Товар должен доставляться в заданный срок;
  5. Товар должен доставляться в необходимый пункт назначения;
  6. Товар должен доставляться тому потребителю, которому требуется этот товар;
  7. Затраты на доставку товара должны соответствовать средней рыночной цене на аналогичные услуги.

Если предприятие не будет выполнять хотя бы одно из перечисленных правил, то это может привести к потере заказчиков услуг и, как следствие, потере доли на рынке данных услуг. Например, если срок выполнения заказов на продукцию, предлагаемую компанией длителен, то потребитель может отказаться от такой продукции.

Одной из главных задач управления логистикой предприятия является грамотное согласование логистических функций и выработка единых целей с поставщиками, подрядчиками и потребителями.

Непрерывная оценка качества всей логистической цепи в компании — одна из основных тенденций развития качества логистических услуг. Руководство компании может видеть, насколько эффективно используются ресурсы, определить проблемные места, оптимизировать деятельность сотрудников.

Совершенствование процессов логистического управления позволяет уменьшить долю оборотного капитала за счет снижения запасов продукции на различных этапах производства, от снабжения до сбыта. Что приведет к снижению себестоимости продукции.

В основе логистического процесса лежит необходимость выполнения заказов от потребителей.

В связи с этим возникает еще одна тенденция — повышение уровня требований, которые потребители предъявляют к качеству обслуживания. У потребителей появляются возможности для сравнения и выбора лучшего по качеству обслуживания, потому что количество предложений логистических услуг достаточно велико.

Требования к качеству логистических услуг можно сформулировать следующим образом:

  1. Удовлетворять запрос потребителя без ошибок;
  2. Быть направленным на повышение качества обслуживания;
  3. Соответствовать требованиям потребителя, условиям договора.

Следующая тенденция, направленная на повышение качества логистических услуг, заключается в необходимости разработать единую стандартизированную логистическую терминологию. Это необходимо, чтобы специалисты компании могли понимать друг друга и оперировать общими терминами. Термины, применяемые в логистической деятельности, систематизируются, и как следствие, нормативно-правовые документы по логистической деятельности тоже приводятся к единой системе.

Еще одна тенденция повышения качества логистических услуг — наличие высококвалифицированных специалистов в данной сфере.

Высококвалифицированные специалисты по логистике должны быть компетентны в различных областях знаний, чтобы выполнять достаточно эффективно свои обязанности, понимать ответственность за результат своей работы.

Работа специалистов всей компании может оказаться неэффективной, если одно из подразделений не может выполнить свои функции в выполнении заказов от потребителей. Поэтому необходимо выполнять согласование работы всех сотрудников, задействованных в процессе выполнения заказов.

Для эффективности протекания всех логистических процессов необходимо, чтобы в структуре предприятия существовало самостоятельное подразделение, отвечающее за всю логистическую деятельность и подчиняющееся руководителю предприятия. Таким подразделением является служба логистики. Это является еще одной тенденцией в повышении качества логистических услуг.

Как правило, на предприятии, все подразделения так или иначе связаны с логистической системой, а значит должны тесно взаимодействовать со службой логистики. За счет этого обеспечивается устойчивой функционирование всей компании. Без службы логистики предприятие теряет возможность сделать свои товары доступными потребителю.

Организационная система планирования и управления на предприятии включает в себя весь процесс движения сырья, полуфабрикатов, инструментального обеспечения и готовой продукции. Оценка эффективности всего процесса базируется на вкладе отдельных составляющих в общий результат работы предприятия.

Сфера услуг логистики постоянно растет с появлением новых логистических операторов развивается в направлении повышения качества услуг. На Российском рынке логистических услуг занимают место не только российские компании, но также и международные логистические операторы. В связи с этим, логистическим компаниям необходимо выигрывать конкурентную борьбу за своего потребителя, а одним из факторов успешной конкурентной борьбы является высокий уровень качества предоставляемых логистических услуг.

Помимо этого, перед логистическими компаниями на российском рынке стоит ряд задач, таких как снижение стоимости предоставляемых услуг, совершенствование управления компанией, расширение территории, охватываемой логистическими услугами.

Можно сделать вывод, что эффективные взаимоотношения логистических компаний и предприятий-потребителей логистических услуг зависят от тесноты сотрудничества сторон и от качественного результата этого сотрудничества.

Литература:

  1. Актуальные вопросы и тенденции развития логистики. Консалтинговая компания iTeam [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://blog.iteam.ru/aktualnye-voprosy-i-tendentsii-razvitiya-logistiki/ — свободный. — Загл. с экрана. (дата обращения 11.11.2020)
  2. Круглов, А. И. Логистический аутсорсинг [Электронный ресурс] / А. И. Круглов // Планово-экономический отдел. — 2011. — № 6. — Режим доступа: http://www.profiz.ru/peo/6_11/Logistich_autsorsing. — свободный. — Загл. с экрана. (дата обращения 11.11.2020)
  3. Аристов, В. М. Современные проблемы качества логистических услуг в цепях поставок [Текст]/ В. М. Аристов // Вестник ИНЖЭКОНа. Сер. Экономика. — 2012. — Выпуск 1 (52). — С. 304–308. — 0,3 п.л.
  4. Аристов, В. М. Формирование системы оценки качества логистических услуг. [Текст] / В. М. Аристов. — Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук, специальность 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: логистика. Санкт-Петербург: ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет». — 2013.
  5. Комлев, И. В. Оценка функционирования и развития логистических систем [Текст] / И. В. Комлев. // Молодой ученый. — 2017. — № 13 (147). — С. 305–308. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/147/41285/- свободный. — Загл. с экрана. (дата обращения: 11.11.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): услуга, компания, логистический процесс, логистическая деятельность, оценка качества, потребитель, служба логистики, товар, логистическая система, логистическая цепь.


Ключевые слова

оценка качества, логистическая система, контроль качества, рынок услуг, логистические услуги, эффективность экономической деятельности, правила логистики
Задать вопрос