Планирование финансового обеспечения учреждений физической культуры и спорта на основе первоочередных расходов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 января, печатный экземпляр отправим 3 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №46 (336) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 15.11.2020

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Славкин, С. В. Планирование финансового обеспечения учреждений физической культуры и спорта на основе первоочередных расходов / С. В. Славкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 46 (336). — С. 120-122. — URL: https://moluch.ru/archive/336/75199/ (дата обращения: 19.01.2021).



В статье рассматривается возможность применения планирования финансового обеспечения учреждений физической культуры и спорта на основе определения объема финансового обеспечения первоочередных расходов.

Ключевые слова: учреждения физической культуры и спорта, финансовое обеспечение, первоочередные расходы.

На сегодняшний день, несмотря на довольно узкую специализацию, учреждения физической культуры и спорта (далее ФКиС) могут быть достаточно крупными хозяйствующими субъектами. Одно учреждение может состоять из нескольких объектов, которые необходимо содержать и обслуживать. Поддержание материально-технического состояния подобных учреждений, в соответствии со всеми стандартами и требованиями, а тем более обновление материально-технической базы или капитальный ремонт зданий требуют значительных денежных средств.

Зачастую, по причине несбалансированности региональных и, особенно, местных бюджетов, все виды расходов, необходимых учреждению, не могут быть профинансированы за счет бюджетных средств. В связи с этим, возникает необходимость, определения расходов, которые в обязательном порядке должны быть профинансированы. По этой причине предлагается осуществлять планирование финансового обеспечения учреждений ФКиС на основе финансового обеспечения первоочередных расходов.

В практике Российской Федерации имело место формирование перечней защищенных статей бюджета текущих расходов. Защищенные статьи — установленные законодательством статьи текущих расходов экономической классификации расходов, финансируемые в первоочередном порядке и не подлежащие секвестру или блокированию. Под секвестром бюджета понимают сокращение расходов бюджетных статей пропорционально сокращению реальных доходов бюджета.

Допустимость применения секвестра бюджета предусмотрена бюджетным кодексом Республики Казахстан [7]. При этом, в действующем бюджетном кодексе Республики Казахстан расходы бюджета подразделяются на базовые расходы и расходы на новые инициативы. Базовыми расходами являются расходы постоянного характера, капитальные расходы, а также расходы на начатые (продолжающиеся) бюджетные инвестиционные проекты и выполнение принятых государственных обязательств по проектам государственно-частного партнерства, в том числе государственных концессионных обязательств [7]. Также, бюджетным кодексом Республики Казахстан предусмотрены условно финансируемые расходы. Условно финансируемыми расходами являются расходы республиканского бюджета, распределяемые дополнительно к утвержденным бюджетным программам при наступлении определенного условия. Условно финансируемые расходы распределяются по администраторам бюджетных программ при условии, когда исполнение доходов бюджета по итогам первого квартала превышает утвержденные плановые показатели на отчетный период, а также при условии прогнозирования улучшения параметров социально-экономического развития на текущий финансовый год по решению Правительства Республики Казахстан.

Подобный перечень входил в состав закона «О республиканском бюджете Российской Федерации на 1993 год» [4]. Стоит отметить, что перечень защищенных статей можно также увидеть в законе Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» от 04.06.1993 года № 2347-XII [3].

Также можно встретить подобный перечень в законе Калужской области «О порядке и принципах формирования и исполнения областного бюджета» от 21.12.1995 года [5]. Подобные меры вводились в виду существенных дефицитов бюджетов тех периодов, и определяли статьи расходов, которые должны быть исполнены в первую очередь и в полном объеме.

Несмотря на то, что приведенные примеры относятся к довольно ранним периодам становления Российской Федерации, подобные перечни можно встретить и в более поздние периоды, но в иной форме.

На сайте министерства финансов Омской области опубликован отчет по анализу доли социально-значимых и первоочередных расходов в расходах бюджетов. По данным на декабрь 2015 года, к первоочередным расходам относили расходы по следующим КОСГУ:

– 230 — расходы на обслуживание государственного долга;

– 212 — прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме;

– 221 — услуги связи;

– 222 — транспортные услуги;

– 224 — арендная плата за пользование имуществом;

– 340 — увеличение стоимости материальных запасов;

– 225 — работы, услуги по содержанию имущества;

– 226 — прочие работы, услуги;

– 241 — безвозмездные перечисления текущего характера государственным (муниципальным) учреждениям;

– 242 — безвозмездные перечисления финансовым организациям государственного сектора на производство;

– 290 — прочие расходы [6].

Министерство финансов Саратовской области утвердило приказ от 15.11.2019 года № 621 «О первоочередных обязательствах областного бюджета в 2020–2022 годах». В соответствии с данным приказом, отраслевым отделам министерства финансов Саратовской области, а также главным распорядителям бюджетных средств необходимо обеспечить использование областного бюджета в соответствии с перечнем первоочередных обязательств, а также пользоваться данным перечнем автономным и бюджетным учреждениям при формировании и исполнении планов финансово-хозяйственной деятельности за счет субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания. Выделим некоторые виды расходов, указанные в данном приказе, которые можно применить в отношении автономных и бюджетных учреждений:

– заработная плата с начислениями;

– коммунальные услуги;

– уплата земельного налога;

– уплата налога на имущество;

– уплата транспортного налога;

– услуги связи;

– оплата труда по договорам гражданско-правового характера [2].

Приведенные примеры, также содержат статьи расходов, которые по тем или иным признакам считаются обязательными к финансированию, не смотря на финансовые возможности бюджета.

Стоит отметить, что разделение расходов по признаку первоочередности не закреплено нормативными документами Российской Федерации. Однако, понятие «первоочередные расходы» довольно часто встречается в официальных документах. В основном, подобный термин употребляется в отношении казначейского сопровождения регионов, которые являются получателями дотаций, в целях обеспечения сбалансированности бюджета, и доля бюджетных кредитов значительно превышает собственные доходы региона. В документах Федерального казначейства данный режим называется «режим первоочередных расходов». В сам перечень Министерство финансов РФ включает следующие расходы:

– фонд оплаты труда;

– взносы по обязательному социальному страхованию;

– социальные выплаты;

– субвенции местным бюджетам;

– субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания;

– обслуживание государственного долга субъекта РФ;

– погашение кредитов [1].

Помимо этого, в Бюджетном кодексе РФ существуют условно утвержденные расходы. Под ними понимаются расходы, на которые не распределены бюджетные ассигнования в плановом периоде в соответствии с классификацией расходов бюджетов. В целях сбалансированности федерального бюджета на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, Министерством финансов РФ предложено сокращение ассигнований федерального бюджета на 10 %. В частности, предлагается отнести часть запланированных расходов на условно утвержденные расходы в 2022 и 2023 годах [8,9]. В частности, отнести бюджетные ассигнования на организацию бесплатного горячего питания обучающихся в начальных классах в 2022 году на сумму 12 900 000,00 тыс. рублей к условно утвержденным расходам.

Таким образом, на основе приведенных примеров, можно сделать вывод, о возможности деления расходов по признаку первоочередности, в случае возникновения дефицитов бюджетов различного уровня. Следовательно, подобным образом, можно определять перечень первоочередных расходов учреждений ФКиС, финансирование которых должно быть обеспечено в первую очередь.

В текущей модели планирования главные распорядители в праве утверждать свои нормативы затрат для подведомственных учреждений. Итоговым результатом подобного планирования являются базовые нормативы затрат на оказание единицы какой-либо услуги. При этом, абсолютно непонятно какие расходы включены в этот норматив, а какие нет. В зависимости от того, каким путем пойдет учредитель, утверждая базовые нормативы затрат, они могут включать в себя всевозможные виды расходов учреждений ФКиС или лишь некоторые. Данный факт является одной из причин отсутствия единства планирования расходов учреждений ФКиС, а также бюджетных и автономных учреждений в целом.

В условиях, когда не все расходы могут быть обеспечены, целесообразно иметь перечень первоочередных расходов, на основе которых должны утверждаться нормативы и осуществляться планирование в целом. Наличие подобного перечня сделало бы процесс планирования более предсказуемым и прозрачным. Подобные перечни целесообразно утверждать централизованно, на уровне ведомств, чтобы исключить риск не включения каких-либо первоочередных расходов главными распорядителями на региональном и местных уровнях. Также, планирование расходов учреждений ФКиС на основе первоочередных расходов должно упростить процесс планирования расходов финансовым органам, особенно в случаях необходимости покрытия дефицита бюджета.

При планировании на основе первоочередных расходов, на всех уровнях планирования будет четкое понимание какие виды расходы должны быть обеспечены. Данная логика будет ясна как финансовым органам различного уровня, так и конечным получателям денежных средств — учреждениям ФКиС. Перечень первоочередных расходов учреждений ФКиС может быть составлен по следующим укрупненным статьям:

  1. 211 — заработная плата.
  2. 213 — начисления на выплаты по оплате труда.
  3. 223 — коммунальные услуги.
  4. 225 — услуги по содержанию имущества.
  5. 226 — прочие работы и услуги.
  6. 266 — социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме.
  7. 291 — налоги, пошлины, сборы.
  8. 346 — увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов).

Данный перечень укрупненных расходов целесообразно детализировать до СубКОСГУ, для формирования более конкретных перечней первоочередных расходов. Расходы, не относящиеся к первоочередным, условно можно называть второстепенными. Предполагается, что планирование второстепенных расходов, может осуществляться только после того, как определены источники финансового обеспечения первоочередных расходов учреждений ФКиС.

Планирование финансового обеспечения на основе первоочередных расходов является наиболее очевидным методом планирования в условиях хронических дефицитов большинства бюджетов регионов и муниципалитетов. Помимо большей ориентации на возможности конкретных бюджетов, он также позволит сделать процесс планирования расходов более прозрачным и понятным. Однако он требует тщательной предварительной проработки в части формирования перечня первоочередных расходов и порядка их планирования.

Литература:

  1. Актуальные вопросы взаимодействия Федерального казначейства с финансовыми органами субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2019/07/main/012.pdf
  2. «О первоочередных обязательствах областного бюджета в 2020–2022 годах» // Приказ Министерства финансов Саратовской области от 15.11.2019 года № 621 // Справочно-правовая система «ТЕХЭКСПЕРТ»
  3. «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» // Закон Республики Беларусь от 04.06.1993г. № 2347-XII [Электронный ресурс] URL: https://belzakon.net/Законодательство/Закон_РБ/199/1973
  4. «О республиканском бюджете Российской Федерации на 1993 год» // Закон РФ от 14.05.1993 N 4966–1 (с изм. от 22.12.1993) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
  5. «О порядке и принципах формирования и исполнения областного бюджета (недействующий)» // Закон Калужской области от 21.12.1995г. // Справочно-правовая система «ТЕХЭКСПЕРТ»
  6. Распределение МО по доле социально–значимых и первоочередных расходов в расходах бюджета (до 2016 г.) [Электронный ресурс] URL: http://omsk.ifinmon.ru/index.php/razdely/monitoring-i-analiz-ispolneniya-raskhodov-konsolidirovannogo-byudzheta-sobstvennogo-byudzheta-byudzhetov-munitsipalnykh-obrazovanij-sub-ekta-rf/fo-0002–0007–02
  7. Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года № 95-IV (с изменениями и дополнениями по состоянию на 19.07.2020 г.) URL: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=30364477#pos=3832;98
  8. Методика расчета предельных базовых бюджетных ассигнований федерального бюджета по государственным программам Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов от 20.07.2020 года [Электронный ресурс] URL: https://www.glavbukh.ru/npd/edoc/97_480793
  9. Минфин предложил программу сокращения расходов бюджета. На 10 % планируется срезать траты по 50 «незащищенным» статьям и отменить индексацию зарплат чиновникам [Электронный ресурс] URL: https://www.rbc.ru/economics/21/07/2020/5f15ab829a7947382f5ec57e
Основные термины (генерируются автоматически): расход, финансовое обеспечение, Казахстан, Российская Федерация, учреждение, областной бюджет, первоочередной расход учреждений, перечень, подобный перечень, физическая культура.


Ключевые слова

финансовое обеспечение, учреждения физической культуры и спорта, первоочередные расходы
Задать вопрос