Проблемы нормирования цвета бетонной тротуарной плитки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Архитектура, дизайн и строительство

Опубликовано в Молодой учёный №46 (336) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 15.11.2020

Статья просмотрена: 33 раза

Библиографическое описание:

Палёха, К. О. Проблемы нормирования цвета бетонной тротуарной плитки / К. О. Палёха, С. С. Тётушкин, М. В. Козлов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 46 (336). — С. 51-53. — URL: https://moluch.ru/archive/336/75190/ (дата обращения: 08.03.2021).



В статье рассматриваются проблемы контроля, оценки и нормирования эстетических (цветовых) параметров бетонных тротуарных изделий.

Ключевые слова: плитка, цвет, внешний вид, эстетические (архитектурно-художественные) свойства строительных материалов.

До реформы сферы технического регулирования к качеству относились множества показателей, в том числе надежность, безопасность, эргономичность, эстетичность и проч. К сожалению, в настоящее время безопасность и качество разведены по разным «этажам» стандартизации, технического нормирования и регулирования. В этой связи возникают ряд противоречий и проблем, особенно острой проявляющиеся в строительной сфере [1]. В настоящей обзорной статье вопрос обеспечения безопасности изделий для дорожного покрытия как таковой не освещается, полагая, что производитель должен при выпуске продукции обеспечивать стабильные заявленные физико-механические показатели. Хотя и в этом вопросе имеет место ряд проблем и трудностей, с которыми регулярно сталкиваются изготовители [2]. При этом в настоящее время обсуждается проект постановления Правительства РФ, который предполагает внести изменение в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и включение в него тротуарных изделий. Тем самым предполагается решить проблему допуска на рынок не отвечающей требованиям безопасности продукции.

Поэтому стоит в этом обзоре сосредоточить свое внимание на важных аспектах эстетичности тротуарной плитки, особенно с учетом активного ее применения в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды». Как показывает сложившаяся практика и наработанный опыт ряд производителей не уделяют необходимого внимания эстетическим показателям тротуарным изделиям (в особенности, колористике, цветовой выразительности и стабильности окраса в процессе эксплуатации).

Известно, что эстетические параметры изделий и конструкций обеспечивают реализацию архитектурной концепции, объемно-планировочные и объемно-пространственные решения. При этом повышается комфортность среды, формируется завершение зрительного образа и человеческое восприятие, влияющие на его психоэмоциональное состояние и восприятие среды существования. При этом особые приемы монтажа тротуарных изделий позволяют сформировать статический и динамический зрительный образ, ощущение комфортности. Но при этом этот горизонтально наполненная цветовая гамма изделий не только играет самостоятельную роль, но также является основным смысловым акцентом ландшафта в тесной взаимосвязи с архитектурной палитрой фасадов окружающей застройки, тем самым формируя единство архитектурно-пространственного решения. Таким образом к основным эстетическим показателям относятся характер поверхности, рельеф, цвет, рисунок тротуарных изделий. Цвет — это субъективная характеристика (психология восприятие) зрительного восприятия человека спектрального состава света, отраженного от поверхности. Очевидно, что цвет дорожного покрытия будет восприниматься человеком в разных условиях по-разному, а также зависит от ряда объективных факторов: размеры и форма изделий, количество и ширина швов между плитками, характеристики межшовного заполнителя (цвет, зернистость), характеристики поверхности (микрорельеф, пористость, влажность, водонасыщенность, льдистость), параметры источника света, интенсивность освещения и проч. [2].

При этом необходимо учитывать при разработке проекта благоустройства, как разные цветовые решения (их сочетание и расположение в соответствии с теориями цвета) будут влиять друг на друга.

В нормативной и технической литературе в настоящее время отсутствует четко сформулированные требования по эстетичности, предъявляемые к элементам мощения дорог и тротуаров. В целом на разных стадиях жизненного цикла цветных бетонных изделий на их поверхности возможны: посторонние включения, раковины и поры, царапины, околы, разнооттеночность, выцветание (осветление, выцветание или даже полная потеря цвета), которые не ухудшающие эксплуатационные характеристики изделий.

Проблема потери цвета бетонных изделий не является новой, но изготовители до сих пор не разработали систему контроля и оценки светостойкости цветных бетонов, для получения которых используются различные пигменты. Хотя ГОСТ Р 56585–2015 регламентирует, что пигмент должен быть светостойким, а условную светостойкость оценивают путем сравнения образца основного состава после его испытания на атмосферную коррозию и не подвергнутого этому воздействию образца контрольного состава по ГОСТ 21903. Но при этом минимальная продолжительность испытаний на атмосферные воздействия должна быть не менее двух лет, а сами режимы воздействия никаких не регламентированы. В этом случае производитель дорожных изделий доверяет изготовителю пигмента, опирается на технические свойства описательного характера и не проверяет качество (совместимость с компонентами бетона, стойкость к тепло-влажностной обработке, светостойкость и проч.). В данном случае целесообразно разработать нормативных документы, который бы смог однозначно стандартизовать эту проблему, потому как через несколько лет (если у тротуарной плитки выявилось выцветание) практически невозможно будет определить причину: то ли пигмент несоответствующий, то ли низкое его содержание в составе, то ли еще какие причины.

Анализ действующих стандартов показал, что с нормативной точки зрения проблеме цветостойкости не уделено должного внимания.

Так, согласно п. 5.5.5 ГОСТ 13015–2012 на лицевых поверхностях изделий не допускаются жировые и ржавые пятна. В п. 5.5.6 ГОСТ 13015–2012 указано, что качество рельефных, шероховатых, зернистых, камневидных, шлифованных, глянцевых поверхностей, поверхностей с обнажением заполнителей должно соответствовать эталону отделки (в виде поверхности целого изделия или его фрагмента).

Требования ГОСТ 17608–2017 говорят о том, что внешний вид, цвет и рельеф лицевых поверхностей плит должны соответствовать утвержденным эталонам предприятия-изготовителя. При этом на лицевой поверхности плит, как это было и до этого предусмотрено, не допускаются жировые пятна и пятна ржавчины. Но, чего раньше не предусматривалось, теперь стали допускаться на поверхности плит выцветы (высолы в виде известковых налетов), которые не должны влиять на физико-механические характеристики изделий. А цвет и вид лицевой поверхности обязательно является исключительно предметом договорных отношений. В случае, если потребитель особо не оговорит принципиальные положения по цвету и не закрепит их в договоре поставке, доказать умышленную или неумышленную вину производителя в поставке некачественной (несоответствующей оговоренному цвету) продукции будет весьма затруднительно. В этом случае целесообразно обратить внимание на опыт Санкт-Петербурга (на региональный документ). Так, в п. 5.4.1 РМД 32–18–2016 «Рекомендации по применению мощения при устройстве покрытий территорий жилой и общественно-деловой застройки» указано, что к договору на поставку цветных изделий по согласованию между заказчиком и производителем могут быть приложены образцы цветов. Полагаем, что это необходимо делать в обязательном порядке. Несомненно, что при изготовлении разные партии, как правило, отличаются незначительны колебанием тона цвета (имеют разнооттеночность), а чтобы в покрытии локально не проявлялись разные тона, необходимо при монтаже тротуарных изделий перемешивать плитку из разных партий и поддонов. Также потребителям необходимо учитывать особенности ухода за покрытием. Так, в п. 9.4 РМД 32–18–2016 указано, что в течение первого (иногда второго) года эксплуатации возможно «выветривание» бетонных изделий, подвергающихся переменным циклам влагонасыщения-высушивания различной интенсивности и воздействию углекислого газа. Такой процесс вызывает образование на поверхности элементов мощения белых инееобразных, кристаллических солевых налетов (высолов). Несомненно, эти поверхностные образования негативным образом влияют на декоративные свойства покрытия. Но, что важно отметить, сам по себе белый налет не является дефектом и относится к ненормируемым параметрам при приемке покрытий.

Необходимо отметить, что производители тротуарных изделий разработали ряд решений для удаления высолов и возможного их предупреждения при помощи специальных средств, которые применяются либо в процессе эксплуатации, либо на этапе изготовления тротуарной плитки, которую дополнительно гидрофобизируют. Кстати, современные гидрофобизирующие составы могут также обеспечивать дополнительную фактуру изделиям: придавать поверхности вид от шелково-матового до блестящего с визуальным эффектом увлажнения.

Очевидно, что эстетические характеристики тротуарной плитки играют очень серьезную роль в современном ландшафтном дизайне и благоустройстве, но в нормативной документации этому уделено недостаточное внимание. Но такая проблема характерна не только для Россия, схожая ситуация сложилась и в странах ЕС. Так, стандартом DIN EN 1338 также предполагается, что потеря цвета не влияния на эксплуатационную пригодность тротуарных изделий, поэтому этот дефект можно отнести в терминологии ГОСТ 15467–79 к малозначительному.

Действительно, как показывает сложившаяся практика и наработанный опыт, поверхностные высолы и выцветы, образование которых объясняется химическими и физическими процессами, преимущественно протекающими в цементном камне, не оказывают сколь существенного влияния на долговечность тротуарных изделий [4].

В завершении необходимо еще раз подчеркнуть, что система национальных нормативных документов в области бетонных изделий не регламентирует количество и характер высолов (выцветов) на поверхностях тротуарных изделий, осуществляется сравнение с эталоном и фиксация факта их наличия или отсутствия.

Таким образом можно сделать вывод о том, что выцветание или изменение тона (цвета) — это ненормируемый параметр. Следовательно, необходимо более четко данный вопрос определять в договоре поставки, а также целесообразно вносить соответствующие изменения в стандарты.

Литература:

  1. Пухаренко Ю. В., Староверов В. Д., Герасименко А. А. Повышение безопасности и качества строительных материалов на основе оценки опыта и деловой репутации предприятия // Строительные материалы. 2019. № 5. С. 3–8.
  2. Маслова Е. Е., Бармин А. А., Жигайло И. В., Староверов В. Д. Тротуарные изделия: технические и технологические особенности // Вестник гражданских инженеров. 2020. № 1 (78). С. 254–259.
  3. Широкий Г. Т., Бортницкая М. Г. Строительное материаловедение в лекционном изложении. Минск: БНТУ, 2017. [Электронный ресурс]: http://www.bntu.by/images/stories/sf/kaf/TBSM/lek11.pdf.
  4. Сулейманова Л. А., Малюкова М. В. Высолы (выцветы) на поверхности бетонных изделий // Вестник БГТУ им. В. Г. Шухова. 2012. № 3. С. 28–31.
Основные термины (генерируются автоматически): изделие, тротуарная плитка, цвет, DIN, внешний вид, дорожное покрытие, лицевая поверхность плит, наработанный опыт, процесс эксплуатации, сложившаяся практика.


Ключевые слова

цвет, плитка, внешний вид, эстетические (архитектурно-художественные) свойства строительных материалов
Задать вопрос