Конвенция MLI как межгосударственный инструмент по противодействию размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №46 (336) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 14.11.2020

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Ермоленко, А. А. Конвенция MLI как межгосударственный инструмент по противодействию размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения / А. А. Ермоленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 46 (336). — С. 224-226. — URL: https://moluch.ru/archive/336/75180/ (дата обращения: 05.03.2021).



В статье проанализировано влияние Конвенции MLI на международное налогообложение.

Ключевые слова: Конвенция MLI, BEPS, ОЭСР.

В июле 2013 года Организация экономического сотрудничества и развития (далее — ОЭСР) опубликовала один из важнейших на сегодняшний день документов в сфере международного налогообложения и, пожалуй, свой самый масштабный международный проект — План BEPS [1]. Состоящий из пятнадцати мероприятий План направлен на противодействие налоговым злоупотреблениям, приводящим к BEPS. Данная аббревиатура расшифровывается как Base Erosion and Profit Shifting, что переводится как размывание налоговой базы и вывод прибыли из-под налогообложения. В самом широком смысле под налоговыми злоупотреблениями, приводящими к BEPS, понимается совокупность схем налогового планирования, используемых для перераспределения доходов транснациональных корпораций (далее — ТНК) из стран с высоким налогообложением, где эта прибыль фактически создается, в страны с низким налогообложением. Такие схемы не обязательно предполагают использование классических оффшорных компаний и, как правило, юридически законны, однако крайне нежелательны с точки зрения налоговых органов государств и государств в целом ввиду потери их бюджетами значительной части налоговых поступлений. Противостоять подобного рода явлениям исключительно внутригосударственными механизмами в условиях глобализации, сопровождающейся стиранием границ между юрисдикциями и мобилизацией капитала, стало практически невозможно. Родившийся под началом ОЭСР План BEPS стал комплексным межгосударственным инструментом, направленным на обеспечение обложения прибыли налогом там, где выполняется приносящая её хозяйственная деятельность, и где создается стоимость.

Определяя тренды развития в международном налоговом праве, инициативы ОЭСР часто становятся основой для будущих локальных изменений, поэтому, несмотря на то, что положения Плана BEPS носят рекомендательный характер, в его реализации на данный момент участвует 137 стран, включая Россию [2].

План BEPS не единственная инициатива ОЭСР по борьбе с размыванием налоговой базы и выводом прибыли — в рамках реализации Плана организацией была разработана Конвенция MLI (полное название — многосторонняя Конвенция по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения). Благодаря Конвенции вместо длительных двусторонних консультаций по каждому соглашению об избежании двойного налогообложения (далее — СИДН) стала возможна модификация и распространение принципов Плана BEPS на большое число договоров единовременно. Конвенцию по состоянию на ноябрь 2020 года подписали 94 государства [3]. Россия подписала MLI 7 июня 2017 года, а ратифицировала 17 апреля 2019 [4]. Однако, применяться MLI в отношении российских СИДН начнет не ранее 1 января 2021 года, после направления ОЭСР и государствам — партнерам по соглашениям уведомлений о завершении необходимых внутригосударственных процедур [5].

Конвенцией предусмотрен обязательный для всех подписантов минимальный стандарт, обеспечивающий претворение в жизнь двух мероприятий Плана BEPS и включающий:

– нормы, направленные на предотвращение злоупотреблений положениями СИДН;

– изменение положений СИДН касательно взаимосогласительных процедур.

Одним из основных нововведений в части предотвращения злоупотреблений положениями СИДН является применение теста основной цели (principal purpose test, PPT), в соответствии с которым льготы по СИДН не будут предоставляться, если их получение было одной из основных целей какой-либо структуры или сделки. Для прохождения данного теста налогоплательщику нужно продемонстрировать, что при учреждении структуры либо заключении сделки он руководствовался соображениями, не связанными с экономией на налогах. В дополнение к тесту основной цели может применяться упрощенное положение об ограничении льгот (simplified limitation of benefits, S-LOB), в соответствии с которым льготы по СИДН будут доступны лишь «квалифицированным лицам» (физическим лицам, государству, некоторым некоммерческим организациям и т. д.) и лицам, осуществляющим активную предпринимательскую деятельность.

Усовершенствование взаимосогласительных процедур предполагает, что налогоплательщик сможет обратиться в компетентные органы стран-партнеров для инициирования взаимосогласительной процедуры, если посчитает, что положения СИДН были применены некорректно.

Конвенция также содержит опциональные положения, решение о применении которых остается за странами.

Следует отметить, что отдельные положения MLI будут применяться к определенному СИДН только в случае, если эти положения выбрали обе стороны соглашения. Так, несмотря на то, что Россия заявила применение упрощенного положения об ограничении льгот, в отношении большинства СИДН, заключенных нашей страной, данное положение использоваться не будет — лишь немногие партнеры России выбрали возможность применения S-LOB (Индия, Исландия, Норвегия, Словакия и некоторые другие страны) [6].

Применение странами Конвенции MLI, внедряющей принципы Плана BEPS в уже заключенные СИДН, приведет к существенному ужесточению правил международного налогообложения, минимизировав возможности для налоговых злоупотреблений со стороны ТНК.

Литература:

  1. Action Plan on Base Erosion and Profit Shifting (Russian version) // OECD: [сайт]. — URL: http://dx.doi.org/10.1787/9789264207837-ru (дата обращения: 11.11.2020).
  2. Members of the OECD/G20 Inclusive Framework on BEPS // OECD: [сайт]. — URL: http://www.oecd.org/tax/beps/inclusive-framework-on-beps-composition.pdf (дата обращения: 11.11.2020).
  3. Signatories and parties to the Multilateral Convention to Implement Tax Treaty Related Measures to Prevent Base Erosion and Profit Shifting // OECD: [сайт]. — URL: https://www.oecd.org/tax/treaties/beps-mli-signatories-and-parties.pdf (дата обращения: 11.11.2020).
  4. Федеральный закон от 01.05.2019 № 79-ФЗ «О ратификации многосторонней Конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения» // Российская газета. 08.05.2019. № 98
  5. Информационное сообщение Минфина России от 24 декабря 2019 г. «О применении многосторонней Конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения» // Гарант.ру: [сайт]. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73231204/ (дата обращения: 12.11.2020).
  6. Изменения в порядке применения Соглашений об избежании двойного налогообложения // АЛРУД: [сайт]. — URL: https://alrud.ru/upload/newsletters/Izmeneniya_v_poryadke_primeneniya_Soglashenij_ob_izbezhanii_dvojnogo_nalogooblozheniya.pdf (дата обращения: 12.11.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): BEPS, MLI, S-LOB, вывод прибыли, международное налогообложение, налоговая база, Россия, PPT, ограничение льгот, упрощенное положение.


Ключевые слова

ОЭСР, Конвенция MLI, BEPS
Задать вопрос