Особенности эмоционального выгорания педагогов ООШ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 февраля, печатный экземпляр отправим 10 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №46 (336) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 16.11.2020

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Баландин, С. А. Особенности эмоционального выгорания педагогов ООШ / С. А. Баландин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 46 (336). — С. 524-527. — URL: https://moluch.ru/archive/336/75163/ (дата обращения: 27.01.2021).



В статье рассматривается проблема эмоционального выгорания педагогов ООШ, анализируется термин «эмоциональное выгорание», сущность эмоционального выгорания педагогов ООШ, приводятся результаты исследования специфики эмоционального выгорания педагогов ООШ.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, педагоги, основные общеобразовательные школы.

The article considers the problem of emotional burnout of teachers of school, analyzed the term «emotional burnout», the essence of emotional burnout of teachers of basic secondary schools, the research results on the specificity of emotional burnout of teachers OOSH.

Keywords: emotional burnout, teachers, basic secondary schools.

В настоящее время в системе общего образования происходят многочисленные реформы: продолжается введение ФГОС, школы частично или полностью переходят на дистанционное обучение, вводится профессиональный стандарт педагога и т. д. Сегодня учитель вынужден столкнуться со многими трудностями в своей профессиональной деятельности: от новых требований к личности и профессиональным умениям педагога (гибкость, креативность, владение информационно-коммуникативными технологиями и т. д.) до взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса. В связи с ростом требований к профессионализму учителя, изменениями, происходящими в системе образования, увеличением физической и психологической нагрузки (возрастание количества отчетности, ненормированный рабочий день и т. д.) зачастую у педагогов возникает эмоциональное выгорание. Нередко эмоциональное выгорание свойственно педагогам ООШ, которые осуществляют свою профессиональную деятельность с обучающимися, находящимися на начальной и средней ступени образования.

Для того, чтобы лучше понимать особенности эмоционального выгорания педагогов ООШ проанализируем сущность термина «эмоциональное выгорание» с позиции психолого-педагогической науки.

В-первые, термин «эмоциональное выгорание» был введен Дж. Фрейндбергом, который считал, что данный феномен представляет собой истощение энергии у профессионалов в сфере социальной помощи, возникающее вследствие перегруженности проблемами других людей [5].

В свою очередь, В. В. Бойко рассматривает эмоциональное выгорание как психологическую защиту личности, которая заключается в «выключении» эмоций из жизни человека [1].

Большое внимание проблеме эмоционального выгорания уделяла К. Маслач, которая изучала специфику эмоционального выгорания педагогов. По ее мнению, эмоциональное выгорание педагогов представляет собой эмоциональное истощение, которое возникает на фоне стресса, вызванного межличностным общением. К. Маслач отмечает, что из-за особенностей условий труда, специфики профессиональной деятельности, специалисты в образовательных организациях вынуждены большое количество времени взаимодействовать с другими людьми. Общение с большим количеством учеников, родителей, коллег вызывает устойчивое эмоциональное напряжение, что, со временем, ведет к таким эмоциональным проявлениям как апатия, раздражение, развивается ощущение бессмысленности собственных действий, атрофирование сочувствия и сопереживания другим [4].

Однако, К. Маслач указывает, что специфика эмоционального выгорания педагогов во многом зависит от условий труда, личностных особенностей учителей, взаимоотношений внутри педагогического коллектива [4].

Исследования Н. Е. Водопьяновой показывают, что основными факторами, отвечающими за возникновение и развитие эмоционального выгорания педагогов основных общеобразовательных учреждений являются ярко выраженные стрессовые ситуации, связанные с выполнением специалистами своих непосредственных профессиональных обязанностей, имеющие, в силу особенностей работы, повторяющейся, рецидивный характер. Вследствие таких обстоятельств у специалиста происходит формирование специфической модели поведения, направленной на сохранение внутреннего психологического комфорта. Реакция на переживания других людей, которая наблюдалась в начале профессиональной деятельности, с течением времени становиться менее эмоциональной, возникает отстраненность от профессиональной деятельности, неудовлетворенность собой, а вслед за этим — тревога, депрессия, психосоматические нарушения, неадекватное эмоциональное реагирование [3].

В сущности, происхождение эмоционального выгорания педагогов основных общеобразовательных учреждений, указывает О. П. Бусовикова, невозможно однозначно связать с теми или иными организационными, личностными или ситуационными факторами, скорее, оно является результатом сложного взаимодействия личностных особенностей человека, ситуации его межличностных отношений с его профессиональной и рабочей ситуацией, в которой он находится. Анализ организационных факторов, куда включаются условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности педагогов общеобразовательных учреждений, позволяет утверждать, что труд данных специалистов сопряжен с повышенными нагрузками в деятельности, со сверхурочной работой, высокой степенью глубины контакта с обучающимися. Непосредственный контакт с обучающимися, острота их проблем обычно способствуют возникновению выгорания [2].

С целью изучения особенностей эмоционального выгорания педагогов ООШ нами было проведено экспериментальное исследование специфики эмоционального выгорания педагогов, в котором приняли участие 30 учителей ООШ г. Нижний Новгород. Для проведения экспериментального исследования нами был взят опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» К. Маслач, С. Джексона, адаптированный Н. Водопьяновой и Е. Старченковой.

С помощью опросника «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» К. Маслач, С. Джексона, адаптированного Н. Водопьяновой и Е. Старченковой нами были получены следующие результаты по каждой из его субшкал:

по субшкале «Эмоциональная истощенность»:

4 педагога (13 %) имеют низкий уровень развития эмоционального истощения в профессиональной деятельности, что указывает на их спокойствие, уравновешенность в ходе выполнения профессиональных обязанностей, бодрое и приподнятое настроение на работе, активность в ходе профессиональной деятельности;

10 человек (33 %) обладают средним уровнем эмоционального истощения, который характеризуется некоторым снижением работоспособности педагогов, вызванным исчерпанием энергетических, эмоциональных и физических ресурсов, периодическим проявлением раздражительности по отношению к обучающимся и коллегам;

15 человек (50 %) имеют высокий уровень эмоционального истощения, что проявляется в постоянной раздражительности педагогов по отношению к обучающимся, равнодушном отношении к ним, физической и психической усталости от профессиональной деятельности;

1 человек (6 %) обладает крайне высоким уровнем эмоционального истощения, то есть проявляет отстраненность от профессиональной деятельности, полное равнодушие к обучающимся, истощенность физических, эмоциональных ресурсов, что выражается в хронической усталости и утрате интереса к работе.

по субшкале «Деперсонализация»:

3 человека (10 %) имеют низкий уровень деперсонализации, то есть при взаимодействии с обучающимися и коллегами они общительны, стремятся к поддержанию контактов, положительно настроены на ситуацию общения и взаимодействия в ходе решения профессиональных задач;

9 педагогов (30 %) имеют средний уровень деперсонализации, который характеризуется периодическим избеганием сотрудниками ситуаций общения и взаимодействия в профессиональной деятельности с обучающимися и коллегами, что обусловлено возникновением личностной деформации в ходе работы с людьми;

11 человек (37 %) обладают высоким уровнем деперсонализации, который характеризуется личностным отдалением педагогов от обучающихся и коллег, повышением раздражительности в ситуациях общения с ними;

7 человек (23 %) имеют крайне высокий уровень деперсонализации, что выражается в избегании педагогами ситуаций взаимодействия с воспитанниками и коллегами, вспышками гнева и агрессии в процессе общения.

по субшкале «профессиональная успешность»:

3 человека (10 %) имеют низкий уровень показателей, который характеризуется тем, что педагоги комфортно чувствуют себя в своей профессии, оценивают свою профессиональную деятельность, как значимую, инициативны в работе;

9 педагогов (30 %) имеют средний уровень показателей, что выражается в уменьшении учителями ценности своей профессиональной деятельности, снижением компетентности в некоторых вопросах, возникновением у учителей чувства вины за отсутствие знаний и умений в решении тех или иных профессиональных задач;

11 человек (37 %) обладают высоким уровнем показателей по рассматриваемой субшкале, который свидетельствует о негативном самовосприятии педагогов в профессиональной деятельности, недовольстве собой, снижении самооценки педагогов, как профессионалов, потерей энтузиазма в работе;

7 педагогов (23 %) имеют крайне высокий уровень показателей по данной субшкале, который характеризуется потерей чувства собственного достоинства в работе, ощущением своей неполноценности, как профессионала, безразличием к работе.

То есть, анализируя полученные результаты изучения эмоционального выгорания по субшкалам опросника «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» К. Маслач, С. Джексона, адаптированного Н. Водопьяновой и Е. Старченковой, можно сделать следующие выводы: у большинства педагогов ООШ выявлен высокий уровень эмоционального выгорания по одной или сразу нескольким субшкалам: «эмоциональное истощение», «деперсонализация», «профессиональная успешность»; большая часть педагогов испытывает дефицит эмоциональных, личностных и физических ресурсов, необходимых для осуществления профессиональной деятельности: снижена работоспособность педагогов, стремление к выполнению профессиональных задач, имеет место раздражительность педагогов по отношению к обучающимся и коллегам, личностные деформации, снижение настроения и профессиональной компетентности.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы и экспериментальное исследование позволяют сделать вывод, что эмоциональное выгорание педагогов ООШ характеризуется такими особенностями, как снижение профессиональных способностей, раздражительность, грубость учителей по отношению к воспитанникам и коллегам, нежелание работать с людьми, вызванное большими эмоциональными и личностными затратами в ходе профессиональной деятельности, снижение работоспособности, беспричинная тревога и апатия.

Литература:

  1. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В. В. Бойко. — СПб: Питер, 2009. — 105с.
  2. Бусовикова О. П. Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогических работников / О. П. Бусовикова // Сибирская психология сегодня. — 2003. — № 2. — С.34–39
  3. Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова. — СПб: Питер, 2015. — 421 с.
  4. Маслач К. Эмоциональное выгорание: как люди справляются / К. Маслач // Вопросы психологии. — 1984. — № 7. — С. 45–49
  5. Фрейндберг Дж. К проблеме эмоционального выгорания / Дж. –Фрейндберг // Журнал прикладной психологии. — 1998. — № 2. — С. 17–22.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, эмоциональное выгорание педагогов, эмоциональное выгорание, эмоциональное истощение, обучающийся, педагог, OOSH, высокий уровень, высокий уровень деперсонализации, высокий уровень показателей.


Ключевые слова

педагоги, эмоциональное выгорание, основные общеобразовательные школы
Задать вопрос