«Сталинки» Тюмени | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №46 (336) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 16.11.2020

Статья просмотрена: 751 раз

Библиографическое описание:

Немков, А. Н. «Сталинки» Тюмени / А. Н. Немков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 46 (336). — С. 508-512. — URL: https://moluch.ru/archive/336/75161/ (дата обращения: 25.04.2024).



Статья посвящена актуальной проблеме — возрождению российских городов после Великой Отечественной войны. Цель статьи — показать процесс послевоенного строительства в городе Тюмени. Объектом исследования является складывающийся архитектурный ансамбль послевоенной Тюмени. Предметом исследования — история обустройства центра Тюмени после войны как фактора размещения 22 эвакуированных из центральной части страны промышленных предприятий, а также граждане, прибывшие из прифронтовых районов, часть которых осталась в Тюмени на постоянное место жительства. В 1944 г. Тюмень стала областным центром. Все эти изменения стимулировали развитие промышленного и гражданского строительства в 1940–1960-е гг., в том числе и элитного жилья советского периода — сталинских домов, которыми стали застраиваться центральные улицы города. Послевоенная Тюмень стала постепенно меняться усилиями ее жителей, превращаясь в город, соответствующий центру областного значения. Методология работы основана на общих принципах объективности и историзма. Основным методом исследования является анализ.

Ключевые слова: «сталинки», «номенклатура», «элитное жилье», «самовольное строительство», Тюмень, 1940–1960 годы, послевоенное строительство.

The article is devoted to an urgent problem-the revival of Russian cities after the great Patriotic war. The purpose of the article is to show the process of post-war construction in the city of Tyumen. The object of research is the emerging architectural ensemble of post-war Tyumen. The subject of the study is the history of the development of the center of Tyumen after the war as a factor for housing 22 industrial enterprises evacuated from the Central part of the country, as well as citizens who arrived from front-line areas, some of whom remained in Tyumen for permanent residence. In 1944. Tyumen became a regional center. All these changes stimulated the development of industrial and civil construction in the 1940s and 1960s, including elite housing of the Soviet period-Stalinist houses, which began to build up the Central streets of the city. Post-war Tyumen began to gradually change through the efforts of its residents, turning into a city corresponding to the center of regional significance. The methodology is based on the General principles of objectivity and historicism. The main research method is analysis.

Keywords: «stalinki», «nomenclature», «elite housing», «unauthorized construction», Tyumen, 1940–1960, post-war construction.

Введение.

История советской архитектуры распадается на три независимые части. С 1918 по 1932 год длилась эпоха архитектурного авангарда. С 1932 по 1954 — эпоха сталинского неоклассицизма. В 1955 году началось время современной архитектуры в советском варианте. Дважды — в 1932 и в 1955 годах — в СССР происходила резкая ломка всех художественных представлений [1,9]. Сталинская архитектура практически не изучена. Правда, существует большой пласт литературы о сталинской архитектуре, написанной самими сталинскими архитекторами и искусствоведами. Но он сам еще ждет своих исследователей. Город меняется, меняется облик улиц, меняются размеры города и очертания его границ. Одни источники в большей степени приспособлены для анализа, другие — в меньшей. Далеко не все типы источников дадут нам объективную информацию, не все предоставят информацию, которую удобно анализировать. Проблема социальной памяти и различных видов её фиксации поднималась в научной литературе неоднократно. При попытке восстановить образ города полувековой или вековой давности можно обратиться к таким источникам информации, как памятники, литературные произведения, автобиографические труды и мемуары, переписки, мемориальные доски, топонимические названия улиц и площадей. При помощи всех этих источников можно попытаться воссоздать целостный образ нашего города.

Основная часть.

В годы Великой Отечественной войны были разрушены 1710 городов, поэтому проблема их восстановления являлась важнейшей государственной задачей. В настоящее время история возрождения городов, с которыми наша страна справилась в короткие сроки, нуждаются в дальнейшем рассмотрении. Тюмень являлась тыловым городом, но после войны, также нуждалась в восстановлении, так как городские проблемы в 1941–1945 гг. отходили на второй план, и основные силы горожане направляли на помощь фронту. Средств на восстановление местного хозяйства не хватало, поэтому в 1940–1960-е гг. остро встали задачи возрождения города, строительства и ремонта промышленных предприятий, реконструкции городского жилого фонда, восстановления образовательных учреждений, административных объектов, кинотеатров, домов культуры.

Тюмень за годы войны сильно изменилась. В 1941–1945 гг. нового строительства не велось, здания не ремонтировались, заборы «повалились», часть из них была разобрана на дрова, тротуаров практически не было, ощущался дефицит жилья, люди нуждались в улучшении бытовых условий. Фронтовики, возвращавшиеся в город, мечтали видеть его другим, иметь работу и хорошее жилье. Изучение истории застройки Тюмени позволяет нам дать картину послевоенного города, который постепенно менялся к лучшему. Преобразования происходили на основе концепта, разработанного советскими архитекторами, взявшими за основу застройки, прежде всего, гостевых улиц Ленина и Республики.

Изучение истории облика послевоенного города позволяет не только рассказать интересные сюжеты из прошлого, но и способствует формированию исторической памяти, является необходимым условием сохранения и развития национального и культурного суверенитета [2.1], служит основой воспитания и образования [3].

Довоенная Тюмень — провинциальный деревянный город. Даже получив статус областного центра она одновременно получило и прозвище «столицы деревень», что вполне соответствовало действительности. В 1930–1940 гг. здесь началось строительство предприятий тяжелой промышленности. Тюмень все больше приобретала статус центра региона, отодвигая Тобольск, который стоял вне интенсивных транспортных магистралей, на второй план. Первые довоенные пятилетки, форсированное экономическое развитие, индустриализация Тюмени, обусловили дальнейший рост городского населения, заложив основу ее дальнейшего послевоенного развития. Численность горожан в 1930-е гг. увеличилась более чем на 21000 человек и составила к 1939 г. 78686 человек. В Тюмени началось строительство крупных промышленных предприятий, но обострился жилищный кризис. Более 96 % строений в городе составляли деревянные дома, из них 87 % были одноэтажными. В 1931 г. на одного горожанина приходилось 4 квадратных метра жилой площади, при норме 9 квадратных метров. Городские власти стремилась сделать Тюмень благоустроенным городом, но помешала война.

В годы Великой Отечественной войны в городе работало 22 эвакуированных предприятия. В тоже время 20000 тюменцев воевали на фронте, что составляло примерно четверть населения города. С 1935 по 1944 гг. Тюмень находилась в составе Омской области. 14 августа 1944 г. город стал областным центром. В традиционном обществе никакой множественной идентичности в современном понимании не было [4,15]. Победа в войне, формирование Тюменской области, понимание населением ценности территории для страны, на которой они проживали, давали основание тюменцам почувствовать свою роль в решении государственных проблем. Это осознание значимости усиливало ощущение принадлежности к великому народу-победителю. Ответственность людей за решение стоящих перед ними задач накладывались на естественное желание перемен в лучшую сторону, стремление жить в достойных условиях в красивом и чистом городе, что давало дополнительные силы, обеспечивая высокие темпы городского строительства после войны. Социальная память содержит нормы и образцы социального поведения [5, 35]. В паспорте Тюменской области 1945 г. говорилось, что в городе проживало 917100 человек, плотность населения была меньше одного человека на квадратный километр. В паспорте зафиксирован резкий рост промышленности после войны. Однако имелись и многочисленные проблемы: шоссейных дорог не было, школ, больниц не хватало, внешний вид многих улиц был удручающим [6]. Многие заводы, перевезенные из центральной части России, остались в городе после войны, что сопровождалось быстрым приростом населения и строительством. Послевоенное строительство начиналось с реконструкции старых промышленных предприятий, строились и новые заводы, возводилось в основном деревянное жилье. Однако строительство велось достаточно хаотично и бессистемно. Городов было всего 4: Тюмень, Тобольск, Ишим, Салехард.

В послевоенной России на «гостевых улицах» стали строить новые дома, которые получили название «сталинки». Это были капитальные многоквартирные дома в стиле неоклассицизма высотой от двух этажей со стенами из негорючих материалов, обеспеченные коммунальными удобствами: водопроводом, канализацией, водяным отоплением. «Сталинки» стали возводить с начала второй пятилетки, с 1933 г. и завершили их возведение в 1955 г., когда было принято решение «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Фактически же строительство «сталинок» прекратилось лишь в первой половине 1960-х гг. Сталинская квартира имела обычно 2–4 комнаты общей площадью от 32 до 160 квадратных метров. Такие дома называли еще номенклатурными или «ведомками», так как они строились в основном для советских номенклатурных работников и известных людей.

Историческая урбанистика является относительно новым направлением для отечественной исторической науки [7,198]. Требования к новым постройкам предъявлялись достаточно высокие. 7 сентября 1946 г. вышло Постановление Совета Министров РСФСР № 595 «О порядке приемки в эксплуатацию законченных строительством зданий и сооружений жилищного и гражданского назначения в городах, рабочих и курортных поселках РСФСР» [8]. В постановлении говорилось, что установившееся в последнее время в РСФСР практика приемки в эксплуатацию вновь построенных и восстановленных зданий имеет ряд существенных недостатков. Многие жилые дома и здания культурно-бытового значения сдаются в эксплуатацию и заселяются без соответствующей приемки. Горисполкомы, в ряде случаев, не только не препятствуют самовольному заселению зданий с незаконченными общестроительными работами и благоустройством, но допускают их ввод в эксплуатацию при наличии возражений со стороны органов Государственного архитектурно-строительного контроля и санитарной инспекции. Случается, что в эксплуатацию вводятся здания низкого качества, с незаконченными строительными, санитарно-техническими и отделочными работами, без элементарного благоустройства: водопровода, электроосвещения и планировки. Совет Министров постановил: приемке подлежат все вновь выстроенные, восстановленные и реконструированные жилые и гражданские здания и сооружения. Решено было обязать горисполкомы создавать для приемки законченных строительством домов приемочные комиссии в составе представителей инспекции Государственного архитектурно-строительного контроля, коммунального хозяйства, госсанинспекции, пожарной охраны, застройщика и производившей строительство организации. При этом решили возложить на горисполкомы утверждение актов приемочных комиссий и выдачу разрешений на ввод в эксплуатацию законченных строительством жилых домов только после приемки их приемочными комиссиями. Самовольное заселение и ввод в эксплуатацию домов пресекалось, а нарушившие это решение привлекались к уголовной ответственности. Управление по делам архитектуры при Совете Министров требовало не допускать нарушения сроков и порядка представления отчетности. За выполнение плана ввода в действие объектов строительства работников премировали. Решения были строгими, но не всегда выполнялись. Так, постановление Главной инспекции государственного архитектурно-строительного контроля (ГАСК) РСФСР от 7 апреля 1949 г. признало работу ГАСК г. Тюмени неудовлетворительной. В документе указывалось на факты самовольного строительства и самовольного ввода в эксплуатацию зданий, не принятых приемочной комиссией и без разрешения горисполкома. Отмечено, что строительными организациями и застройщиками в городах Тюменской области грубо нарушаются постановление СНК от 22 мая 1940 г. № 390 и постановление Совета Министров РСФСР от 7 сентября 1946 г. № 595. В качестве недостатка проверяющие указали на то, что виновники в нарушении строительного законодательства не были привлечены к ответственности. Инспекторы также указали на то, что застройка г. Тюмени ведется хаотично, нарушаются правила технического надзора, а на некоторых стройках его просто нет. В 1948 г. было обнаружено 7 случаев нарушения технических условий и все они не были устранены. От главного архитектора г. Тюмени Гриненко и старшего архитектора Госрахстройконтроля Садовникова требовали усиления контроля за качеством строительства и решительной борьбы с бракоделами. В 1948–1949 гг. горисполком в ряде постановлений указывает на неудовлетворительный уровень строительства в городе и области. Заселяют в недостроенные дома, исполком горсовета не требует от строителей устранения обнаруженных при приеме недоделок, не контролирует выполнения предложений приемочной комиссии. Все это превращало приемку домов в пустую формальность. Пользуясь бесконтрольностью, говорилось в решениях горисполкома, многие строительные организации совершенно перестали считаться с заключениями приемочных комиссий, что считалось «антигосударственной практикой». Строителей призывали повышать качество работ, включиться в социалистическое соревнование. В 1950 г. исполком областного Совета вновь отметил неудовлетворительное выполнение плана жилищного строительства. Причинами неудовлетворительного выполнения плана считались следующие: организационная неподготовленность строек, отсутствие сметно-технической документации, неудовлетворительная заготовка стройматериалов, низкий уровень механизации работ, недооценка значения работ по созданию жилого фонда. Тюмень была явно не на высоте в сфере строительства. Вскоре появилось еще одно решение исполнительного комитета Тюменского городского совета депутатов трудящихся от 5 сентября 1950 г. «О фактах нарушения правил застройки в городе Тюмени». В нем говорится о низком качестве строящихся сооружений. Решено было прекратить производство капитально-восстановительного ремонта одноэтажных домов в центральном районе Тюмени для возможности их переноса на окраины города и замены многоэтажными домами. Решено было пресекать самовольное, беспроектное и некачественное строительство. Заменить начатое одноэтажное строительство двухэтажным по улице Хохрякова № 34 и по улице Орджоникидзе № 39. Прекратить строительство одноэтажных домов в зонах с более высокой этажностью. При разрешении ведомственного строительства внести в систему комплексную застройку 2-х, 3-х и 4-х этажными каменными крупными домами центральных улиц города за счет последовательного сноса существующих одноэтажных «малоценных домов». Не допускать в будущем беспроектного и бессметного ведомственного жилищно-гражданского строительства. Горисполком стал более жестко контролировать строительство, но его руководство застройкой города вновь признали неудовлетворительным. Проверяющие отмечали, что строительство идет медленно, некачественно, сроки окончания строительства систематически срываются, имеет место плохое качество кирпича. Так, в одном из актов приемочной комиссии по поводу осмотра 20-квартирного двухэтажного кирпичного дома по улице Профсоюзной, 50 в марте 1951 г. отмечалось следующее: стекла зимних и летних рам не промазаны краской; имеется 25 сломанных и лопнувших стекол в рамах окон; все летние рамы не окрашены, створки не навешены и оконные приборы не поставлены; штукатурка проморожена и отваливается, стены на 50 % не оштукатурены; краска облезла; большинство створок рам и форточек не навешены и не имеют приборов, плохо подогнаны по месту; не установлены вентиляционные решетки в полах; электрощиты не установлены; во многих квартирах не поставлены выключатели, не врезаны замки во входные двери; полы недоброкачественные; полы не окрашены; железо духовых шкафов тонкое; дверки печей, кухонных очагов, духовок не окрашены огнеупорной краской; наружные капитальные стены мокрые, приморожены, пробелка не ровная, пятнами; не установлены решетки для циркуляции теплого и холодного воздуха; кладка кухонного очага имеет большие трещины; чугунные дверки плит не закреплены; квартирные двери плохо подогнаны по месту; не закреплена поддувальная дверка отопительной печи; чугунная плита у кухонного очага не годная, изогнута пропеллером; дверка кухонной плиты не закреплена; отопительные печи в комнатах в аварийном состоянии; нарушена кирпичная кладка кухонного очага; местами нет плинтусов пола; пол уложен не ровно, на разных уровнях; обогреватели печей имеют трещины; на стенах и потолках имеется лед; подкладки под балками чердака не осмолены и не обернуты толем; внизу не сделано электропроводки; покрытие шиферной кровли не закончено; фасады, цоколя, и карнизы не оштукатурены; у окон не поставлено железных сливов; тротуаров во дворе и на улице не сделано; озеленения нет; подводки электролинии не сделано. Государственная приемная комиссия не приняла дом до устранения указанных дефектов и недоделок. Акт обследования дома подписал старший инспектор Госархстройконтроля Тюмени Садовников. [9].

Первая «сталинка» была построена в конце 1930-х гг. в Москве на улице Моховой. В Тюмени такие дома появились уже после войны. Строили дома качественно, используя кирпичи, надежные керамические панели, и даже фрагменты гранита. Толщина стен в некоторых зданиях превышала метр. Балконы выполняли задачу отделки фасадов, их практичность была второстепенна. Дома дополняли изящные, преимущественно округлые, балконные блоки с металлическими ограждениями или парапетами из бетона. Опорой для них служили декорированные конструкции. В «сталинках» имелись просторные подвалы со сложной системой коммуникаций. Они были задуманы, как противорадиационные убежища. Спустя годы подвалы утратили свое стратегическое значение и их передали коммерческим структурам. Сегодня в них размещаются мини-маркеты, фитнес-центры, клубы для детей. Строительство новых домов было весьма актуально для Тюмени, население которой в 1959 году выросло до 154 тыс. человек.

Центром создания архитектурного ансамбля города являлось Управление главного архитектора г. Тюмени, образованное в мае 1945 г. в соответствии с постановлением СНК СССР от 22 марта 1945 г. № 527, решением исполкома Тюменского областного совета депутатов трудящихся от 3 мая 1945 г. и решением исполкома Тюменского городского совета депутатов трудящихся от 15 мая 1945 г. № 75. 4 мая 1946 г. была создана архитектурно-проектная мастерская (АПМ) при управлении главного архитектора г. Тюмени в составе 5 групп: архитектурно-планировочной; конструкторской; специальных работ; сметной; геодезической. Задача стояла сложная: построить жилье высокого качества с просторными комнатами, высокими потолками, широкими коридорами и большими кладовками. Во многих квартирах предусматривались кабинеты и детские комнаты, комнаты для прислуги и библиотеки, просторные кухни, раздельные санузлы, подсобные помещения. Трехкомнатная квартира в тюменских «сталинках» была размером 80–90, а двухкомнатная 56–64 квадратных метра. Их главное преимущество — удачная локация. Эти дома расположены в центре города или прилегающих к нему районах, характеризующихся хорошей транспортной доступностью и развитой инфраструктурой. Многие «сталинки» располагают просторными дворами и декоративными элементами на фасадах. Сами здания отличаются высокой прочностью, звуко — и теплоизоляцией, удобными планировками квартир [10]. Сталинские дома были образцом престижного жилья в СССР, являлись показателем статуса владельца. Жителями этих домов стала элита городского общества. Та самая элита, что обещала народу равенство и справедливость, никогда на деле не пыталась эту сказку сделать былью. Сами же «сталинки» являются надежным и удобным жильем и в наши дни. Кроме жилых домов на улице Ленина и Республики строились и общественные здания. В 1950 г. было построено здание Главпочтамта, в 1953 г. здание Тюменского машиностроительного техникума. 6 февраля 1957 г. введено в строй здание Тюменского обкома КПСС. Здание строили немецкие военнопленные. 31 декабря 1958 г. открылся Дворец пионеров. Неудивительно, что почти век спустя, здания, построенные в 1950-е гг. остаются символом престижности. Их добрая слава вполне оправдана: сталинские дома отличаются надежностью. По расчетам экспертов они способны сохранять свой архитектурный облик и прочность конструкций от 125 до 200 лет, не требуя серьезного ремонта. Поэтому несмотря на то, что большинство сталинских домов было построено более 60 лет назад, они и сегодня остаются статусным и дорогим жильем. После развенчания И. Сталина на ХХ съезде КПСС в 1956 г. были приняты ориентиры на индустриальное массовое домостроение. «Сталинки» уступили место «хрущевкам», а позднее «брежневкам».

Заключение.

Городская идентичность — это устойчивое представление человека о себе как жителе определенного города. И если идентичность города — это представление о самом городе, то городская идентичность — это представление жителей о себе, как жителях данного города. Тюмень за последние 70 лет прошла путь от большой деревни до современного города и многие тюменцы прошли этот путь вместе со своим городом. В сталинских домах проживали известные люди, располагались исторические организации. Институт сохранения социально-исторического и культурного опыта важен в современном обществе. Одной из традиций сохранения исторической памяти является установка мемориальных досок — мемориализация. Мемориальные данные сохраняют память о известных людях города и области, проживавших в сталинских домах Тюмени.

Литература:

1) Хмельницкий Д. Архитектура Сталина.Психология и стиль.С.9;

2) Мысливец Н. Л., Романов О. А. Историческая память как социокультурный феномен: опыт социальной реконструкции // журнал «Вестник Российского университета дружбы народов» серия Социология 2018г.С.1;

3) Савельева И. М., Полетаев А. В. Историческая память: к вопросу о границах понятия //Феномен прошлого. МГУ 2005г. С.170–220;

4) К. Э. Разлогов Память и идентичность//Москва, «Совпадение»,2015г.С.15;

5) Культурная память в контексте формирования национальной идентичности России в ХХI веке //Коллективная монография, Москва, «Совпадение», 2015г., Новый институт культурологии, С.35;

6) Майя Смирнова С чего начиналась Тюменская область //ТОР № 2 сентябрь 2019г;

7) Гостева К.Они создавали историю // Тюменская область сегодня 2012г. 26 июля С.8;

8) Постановление № 595 Совета Министров РСФСР от 7 сентября 1946 года О порядке приемки в эксплуатацию законченных строительством зданий и сооружений жилищного и гражданского назначения в городах, рабочих и курортных поселках РСФСР;

9) Составлена и рассчитана по Государственное бюджетное учреждение Тюменской области «Государственный архив Тюменской области» (далее ГБУТО ГАТО) Р5, Р188;

10) ГБУТО ГАТО Р188.

Основные термины (генерируются автоматически): тюмень, дом, город, здание, Великая Отечественная война, главный архитектор, государственный архитектурно-строительный контроль, областной центр, послевоенное строительство, Тюменская область.


Ключевые слова

Тюмень, «сталинки», «номенклатура», «элитное жилье», «самовольное строительство», 1940–1960 годы, послевоенное строительство

Похожие статьи

И дом наш, и храм наук | Статья в журнале «Педагогика высшей...»

Дом № 30 на проспекте Стачек во всех архитектурных проспектах известен как Школа. Автором дома 30 по проспекту Стачек является архитектор Игорь Фомин.

Игорь Фомин унаследовал талант своего отца - известного архитектора Ивана Фомина, академика архитектуры.

В те годы практиковался бригадно-лабораторный метод обучения и большинство...

Архитектурный ансамбль флагмана отечественного...

Архитектурный ансамбль флагмана отечественного судостроения на Севере.

Архитектурный образ зданий и планировочное решение территории создали знаменитые

Генплан завода безупречен даже с позиций настоящего времени, а строительство стало

В сентябре 1941 г. в Алтайский край были эвакуированы художники...

С. Я. Ербанова и развитие центральной части города Улан-Удэ...

Значение площади как административного центра города и республики закрепляло строительство здания Дома Советов.

По идеологической значимости и масштабности строительства здание значительно превосходило другие объекты города.

Новый музыкальный фонтан, играющий разноцветными красками, и весь архитектурный комплекс...

Сельское хозяйство Голышмановского района Тюменской...

После завершения Великой Отечественной войны одной из главных задач руководства района было

4. О выполнении государственного плана развития животноводства по колхозам

Ключевые слова: послевоенные годы, Омутинский район, сельское хозяйство

Сельское хозяйство Голышмановского района Тюменской области в послевоенные годы (1945...

Типовая деревянная архитектура Архангельска первой половины...

Качество строительства таких зданий предвоенного и послевоенного периода

Рис. 3. Проекты типовых деревянных зданий для города Архангельска и фрагменты оформления фасадов.

Проект квартала стал последним объектом деревянной застройки центра города.

Вопрос об актуальности облика зданий промышленной архитектуры остро стоит перед.

Опубликовать статью в журнале «Молодой учёный» №21...

Сразу же после оплаты. Моментально после онлайн-оплаты на сайте появится препринт вашей статьи (у вас будет ссылка на страницу с публикацией). Кроме этого, в личном кабинете сразу же появится справка на фирменном бланке издательства и свидетельство о публикации статьи.

Очерк по истории некоторых аспектов медицинского дела в городе...

3. Государственное бюджетное учреждение Тюменской области «Государственный архив Тюменской области» (ГБУТО ГАТО).

Готовые ковровые изделия сбывались отчасти в Тюмени, но главным образом вывозились скупщиками на Ирбитскую и Нижегородскую ярмарки.

17 декабря 1921 г. приказом Тобольской городской милиции была запрещена...

Типовая архитектура советского периода... | Молодой ученый

Выявление архитектурно-стилистического своеобразия исторического центра города Пензы. Таким образом, здание совмещает в себе элементы двух архитектурных стилей и. Например, здание на улице Советской, дом№ 3, ныне здание Картинной галереи им. К. А. Савицкого.

Архитектурная композиция здания состоит из трех поставленных один на другой...

Выявление архитектурно-стилистического своеобразия...

Выявление архитектурно-стилистического своеобразия исторического центра города Пензы.

Ведущим архитекторов в этой области был Моисей Яковлевич Гинсбург.

В центре города есть немало зданий, построенных в стилях модерн, конструктивизм, эклектика

Лик изученной части города разнопланов и не скушен своим однообразием.

Похожие статьи

И дом наш, и храм наук | Статья в журнале «Педагогика высшей...»

Дом № 30 на проспекте Стачек во всех архитектурных проспектах известен как Школа. Автором дома 30 по проспекту Стачек является архитектор Игорь Фомин.

Игорь Фомин унаследовал талант своего отца - известного архитектора Ивана Фомина, академика архитектуры.

В те годы практиковался бригадно-лабораторный метод обучения и большинство...

Архитектурный ансамбль флагмана отечественного...

Архитектурный ансамбль флагмана отечественного судостроения на Севере.

Архитектурный образ зданий и планировочное решение территории создали знаменитые

Генплан завода безупречен даже с позиций настоящего времени, а строительство стало

В сентябре 1941 г. в Алтайский край были эвакуированы художники...

С. Я. Ербанова и развитие центральной части города Улан-Удэ...

Значение площади как административного центра города и республики закрепляло строительство здания Дома Советов.

По идеологической значимости и масштабности строительства здание значительно превосходило другие объекты города.

Новый музыкальный фонтан, играющий разноцветными красками, и весь архитектурный комплекс...

Сельское хозяйство Голышмановского района Тюменской...

После завершения Великой Отечественной войны одной из главных задач руководства района было

4. О выполнении государственного плана развития животноводства по колхозам

Ключевые слова: послевоенные годы, Омутинский район, сельское хозяйство

Сельское хозяйство Голышмановского района Тюменской области в послевоенные годы (1945...

Типовая деревянная архитектура Архангельска первой половины...

Качество строительства таких зданий предвоенного и послевоенного периода

Рис. 3. Проекты типовых деревянных зданий для города Архангельска и фрагменты оформления фасадов.

Проект квартала стал последним объектом деревянной застройки центра города.

Вопрос об актуальности облика зданий промышленной архитектуры остро стоит перед.

Опубликовать статью в журнале «Молодой учёный» №21...

Сразу же после оплаты. Моментально после онлайн-оплаты на сайте появится препринт вашей статьи (у вас будет ссылка на страницу с публикацией). Кроме этого, в личном кабинете сразу же появится справка на фирменном бланке издательства и свидетельство о публикации статьи.

Очерк по истории некоторых аспектов медицинского дела в городе...

3. Государственное бюджетное учреждение Тюменской области «Государственный архив Тюменской области» (ГБУТО ГАТО).

Готовые ковровые изделия сбывались отчасти в Тюмени, но главным образом вывозились скупщиками на Ирбитскую и Нижегородскую ярмарки.

17 декабря 1921 г. приказом Тобольской городской милиции была запрещена...

Типовая архитектура советского периода... | Молодой ученый

Выявление архитектурно-стилистического своеобразия исторического центра города Пензы. Таким образом, здание совмещает в себе элементы двух архитектурных стилей и. Например, здание на улице Советской, дом№ 3, ныне здание Картинной галереи им. К. А. Савицкого.

Архитектурная композиция здания состоит из трех поставленных один на другой...

Выявление архитектурно-стилистического своеобразия...

Выявление архитектурно-стилистического своеобразия исторического центра города Пензы.

Ведущим архитекторов в этой области был Моисей Яковлевич Гинсбург.

В центре города есть немало зданий, построенных в стилях модерн, конструктивизм, эклектика

Лик изученной части города разнопланов и не скушен своим однообразием.

Задать вопрос