Совершенствование нормативно-правового регулирования административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №46 (336) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 14.11.2020

Статья просмотрена: 245 раз

Библиографическое описание:

Романова, Е. С. Совершенствование нормативно-правового регулирования административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы / Е. С. Романова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 46 (336). — С. 309-311. — URL: https://moluch.ru/archive/336/75157/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье рассматриваются правовые основы осуществления административного надзора за лицами, освобожденные из мест лишения свободы сотрудниками полиции, описываются основания для установления ограничений. На основании проведенного анализа нормативно-правового регулирования определяются проблемы и предлагаются пути повышения качества работы участковых с лицами, освобожденных из мест лишения свободы.

Ключевые слова: административно-предупредительные меры, федеральный закон «О полиции», административный надзор, участковый.

The article discusses the legal basis for administrative supervision of persons released from prison by police officers, describes the grounds for establishing restrictions. Based on the analysis of legal regulation, problems are identified and ways to improve the quality of work of precinct officers with persons released from prison are proposed.

Key words: administrative and preventive measures, the Federal law «On police», the administrative supervision by, the district.

Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», предусмотрено введение административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы [3]. Такое наблюдение состоит из проведения контрольно-проверочных мероприятий [5]. Ее осуществляют участковые сотрудники полиции по месту жительства поднадзорного в пределах территориальной участка, где работа входит в их компетенцию.

Полномочия полицейского возникают только после вступления в силу судебного решения, устанавливающего надзор.

В зависимости от личности бывшего заключенного, характера и степени совершенных им преступлений с учетом его поведения после освобождения суд может установить следующие ограничения [4]:

− запрет пребывания в определенных местах (кафе, рестораны);

− запрет посещать места массовых мероприятий (митинги, концерты и т. д.);

− запрет покидать место жительства в определенное время (обычно это ночное время, при этом должен быть указан конкретный промежуток — к примеру, с 22 часов до 6 утра);

− запрет выезда за пределы муниципального образования.

Из видов ограничений, перечисленных в административном надзоре, может быть установлено как одно, так и несколько ограничений одновременно.

Порядок осуществления контроля закреплен приказом МВД России от 07.08.2011 № 818.

Если анализировать статистические данные по преступлениям любой направленности: экономического, имущественного, насильственного характера, то явно прослеживается тенденция к росту количества преступлений, которые совершаются повторно. Мнения довольно многих криминалистов сводится к тому, что действующая законодательная система Российской Федерации не совершенна, и сотрудники правоохранительных органов не справляются с одной из самых важных направлений своей деятельности — предупреждение преступлений. Они никак не могут повлиять на преступников, перевоспитать их.

Анализ совершенных преступлений лицами, освобожденный из мест лишения свободы, свидетельствует о повторности совершения преступлений:

− в первый год после освобождения процент повторения составляет 50 %;

− во второй год после освобождения процент повторяемости составляет около 30 %;

− в третий год после освобождения процент повторяемости составляет 15 %.

Если не применять меры по работе с лицами, освобожденными из мест лишения свободы, то они совершают преступления повторно, что приводит к росту совершенных преступлений.

Основания установления административного надзора уполномоченными сотрудниками полиции в действующем законодательстве очень размыто, нет возможности точного и правильного толкования применения основных норм закона [5]. Очень часто сотрудники полиции не могут установить правильные основания для постановки лиц, освобожденных из мест лишения свободы, на мероприятия контрольно-надзорного и индивидуального-профилактического характера. В результате этих неточностей профилактическая работа с поднадзорными не представляется возможной, часто возникают повторные преступления.

По нашему мнению, рост преступлений, совершенных повторно, случается также из-за предоставление трехдневного срока, в течение которого поднадзорный обязан встать на учет по месту пребывания в органы внутренних дел. Ранее этот срок составлял в день прибытия по месту пребывания. Исходя из этого, считаем, что данную норму законодательства необходимо проработать, чтобы можно было осуществлять контроль непосредственно сразу после того, как лицо освободилось из мест лишения свободы. Это позволит сократить повторяемость совершения преступлений. Однако при этом данное положение абсолютно не распространяется на лиц, формально подпадающих под институт административного надзора, что способствует их бесконтрольному перемещению по территории России и совершению ими преступлений после освобождения из мест лишения свободы.

Для повышения качества работы сотрудников правоохранительных органов в области административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, необходимо:

− разработать мероприятия по повышению качества обмена информации между всеми органами внутренних дел о лицах, освобожденных из мест лишения свободы, за которыми установлен административный надзор. Сделать быстрый и своевременный обмен этой информацией для предотвращения повторных преступлений;

− усовершенствовать механизм своевременного преставления документов в суд с целью установления административного надзора, согласно положениям Федерального закона № 64-ФЗ;

− оптимизировать взаимосвязанную работу участковых полиции с сотрудниками уголовного розыска с целью пресечения повторяемости совершения преступлений и установление административного надзора над лицами, освобожденные из мест лишения свободы;

− предложить схемы взаимодействия по совместной работе полиции и органами социальной защиты населения с целью донесения информации их о лицах, которые находятся под административным надзором для составления социально-психологического портрета поднадзорного и о ходе его социализации в обществе.

Литература:

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 15.10.2020 № 34-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). ст. 1; 2016. № 28. ст. 4558
  2. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (ред. от 06.02.2020 № 12-ФЗ) // СЗ РФ. 2011. № 7. ст. 900; 2016. № 27 (часть II). ст. 4238
  3. Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» // СЗ РФ, 2011, № 15, ст. 2037;... 2013, № 52 (часть I), ст. 6997.
  4. Катаева О. В., Шапошников В. Л. Деятельность территориальных органов МВД России по осуществлению административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: современные проблемы // ППД. 2019. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deyatelnost-territorialnyh-organov-mvd-rossii-po-osuschestvleniyu-administrativnogo-nadzora-za-litsami-osvobozhdennymi-iz-mest (дата обращения: 02.11.2020).
  5. Курбатова О. В., Крахин Р. В. Организационно-правовые основы осуществления участковыми уполномоченными полиции административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы // Вестник экономической безопасности. 2016. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-pravovye-osnovy-osuschestvleniya-uchastkovymi-upolnomochennymi-politsii-administrativnogo-nadzora-za-litsami (дата обращения: 02.11.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): административный надзор, место лишения свободы, лицо, место пребывания, орган, освобождение, преступление, процент повторяемости, сотрудник полиции.


Похожие статьи

Проблемы, возникающие при осуществлении административного...

Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения

Михалюк Р. В. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест

Предупреждение преступности в местах лишения свободы является направлением деятельности как органов...

К вопросу несоблюдения поднадзорными лицами...

В статье рассматриваются вопросы несоблюдения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, административных ограничений и невыполнения ими установленных при административном надзоре обязанностей. Представлены отдельные проблемы применения...

К вопросу о правовой природе института административного...

Законодательно административный надзор представлен в качестве наблюдения, осуществляемого органами внутренних дел (ОВД) за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом обязанностей, а также временных...

Содержание и формы административного надзора...

Административный надзор имеет особое место в деятельности различных подсистем, функционирующих в сфере охраны общественного

Рис.3. Содержание деятельности органов административного надзора. На основании выше сказанного административный надзор...

К вопросу об административном надзоре за лицами...

Ключевые слова: административный надзор, лица освободившиеся, места лишения свободы, полиция, правоохранительная деятельность.

Летом 1996 года было утверждено Положение об административном надзоре органов милиции за лицами, которые были...

Проблемы трудоустройства граждан, освобождённых из...

По прибытии освобождённых лиц к выбранному месту жительства полиция разъясняет им порядок прописки, трудоустройства.

Подготовка к освобождению лиц, отбывших наказания в местах лишения свободы, регламентируется статьей 180 УПК РФ.

Административный надзор как вид государственного управления...

Административным надзором полиции является систематическое наблюдение за подразделениями полиции и отдельными работниками с надзорными полномочиями, соблюдением гражданами и должностными лицами предприятий, организаций, учреждений...

Возникновение, развитие и понятие постпенитенциарного контроля

Так, лица, освобожденные из исправительных арестантских рот гражданского ведомства, отдавались под надзор местной полиции или

В России зачатком данного института следует считать полицейский надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

Место и время как элементы информационного обеспечения...

 В криминалистике понятия места и времени содержатся в криминалистической характеристике преступлений и являются одним из важнейших ее элементов. В первую очередь данные понятия с криминалистической точки зрения рассматриваются как место и время совершения...

Похожие статьи

Проблемы, возникающие при осуществлении административного...

Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения

Михалюк Р. В. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест

Предупреждение преступности в местах лишения свободы является направлением деятельности как органов...

К вопросу несоблюдения поднадзорными лицами...

В статье рассматриваются вопросы несоблюдения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, административных ограничений и невыполнения ими установленных при административном надзоре обязанностей. Представлены отдельные проблемы применения...

К вопросу о правовой природе института административного...

Законодательно административный надзор представлен в качестве наблюдения, осуществляемого органами внутренних дел (ОВД) за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом обязанностей, а также временных...

Содержание и формы административного надзора...

Административный надзор имеет особое место в деятельности различных подсистем, функционирующих в сфере охраны общественного

Рис.3. Содержание деятельности органов административного надзора. На основании выше сказанного административный надзор...

К вопросу об административном надзоре за лицами...

Ключевые слова: административный надзор, лица освободившиеся, места лишения свободы, полиция, правоохранительная деятельность.

Летом 1996 года было утверждено Положение об административном надзоре органов милиции за лицами, которые были...

Проблемы трудоустройства граждан, освобождённых из...

По прибытии освобождённых лиц к выбранному месту жительства полиция разъясняет им порядок прописки, трудоустройства.

Подготовка к освобождению лиц, отбывших наказания в местах лишения свободы, регламентируется статьей 180 УПК РФ.

Административный надзор как вид государственного управления...

Административным надзором полиции является систематическое наблюдение за подразделениями полиции и отдельными работниками с надзорными полномочиями, соблюдением гражданами и должностными лицами предприятий, организаций, учреждений...

Возникновение, развитие и понятие постпенитенциарного контроля

Так, лица, освобожденные из исправительных арестантских рот гражданского ведомства, отдавались под надзор местной полиции или

В России зачатком данного института следует считать полицейский надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

Место и время как элементы информационного обеспечения...

 В криминалистике понятия места и времени содержатся в криминалистической характеристике преступлений и являются одним из важнейших ее элементов. В первую очередь данные понятия с криминалистической точки зрения рассматриваются как место и время совершения...

Задать вопрос