Раскрывая «Военную тайну»: как трансформировать медиатекст в зависимости от интересов телезрителей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №46 (336) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 14.11.2020

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Волкова, В. О. Раскрывая «Военную тайну»: как трансформировать медиатекст в зависимости от интересов телезрителей / В. О. Волкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 46 (336). — С. 468-471. — URL: https://moluch.ru/archive/336/75154/ (дата обращения: 28.03.2024).



В статье на примере программы «Военная тайна» телеканала РЕН ТВ рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются современные авторы при работе над выбором тем и разработкой сценария сюжетов. Освещается то, как учитывать интересы массовой аудитории, и как следовать этим интересам, не отходя от идеи и концепции программы. В интервью для данной работы руководство программы «Военной тайны» рассказывает, как передаче удается удерживать высокие рейтинги и оставаться в эфире более 20 лет.

Ключевые слова: телевизионная программа, сценарий, контент, массовая аудитория, рейтинги, интервью, медиатекст.

In the article presented example of television program named «Military Secret» on the REN TV channel. The problem is addressed to modern authors facing challenge in choosing topics and developing the scenario of stories. It covers value of audience interests which are taken into account and also the way connected with method in following these interests in the programs concept.

In an interview for this work, the leadership of the «Military Secret» program presents managing process with aim to maintain high ratings and stay on the air for more than 20 years.

Key words: TV program, script, content, mass audience, ratings, interviews, media text.

В современном мире зритель уже не сидит перед телевизором часами, готовый воспринимать информацию в любом объеме. Коммерциализация телевидения, появление новых каналов и программ в изобилии повлияли на интересы аудитории. Теперь зритель может выбирать контент, и даже оказывать на него влияние. И именно это влияние не позволяет журналистам работать в определенной концепции. Структура материалов должна постоянно видоизменяться, чтобы удерживать внимание аудитории, но как это сделать?

Сегодня, пожалуй, единственным измерителем интереса аудитории к программам являются рейтинги. Елена Афанасьева в книге «Как попасть на ТВ» объясняет, почему не работает возможность попасть на телевидение «по блату», так: «Рейтинги, с которых все телевизионщики в ежедневной утренней молитве начинают каждый свой день (кроме субботы и воскресенья — данные официального измерителя компании «Медиаскоп» по телесмотрению в пятницу и выходные дни поступают в понедельник), любой блат расставляют по местам. Нет рейтингов — и вы как Золушка уже в тыкве вместо кареты!» [1, с. 25]. Поэтому в борьбе за рейтинги тележурналисты используют самые разные способы подачи материала.

Еще в советское время, не имея такого разнообразия камер, приемов монтажа, функциональных студий, журналисты старались уловить, что интересно аудитории. Чего стоит появление на экранах программы «А ну-ка, девушки!», когда в стране, где конкурс красоты в духе американского «Мисс» не мог быть показан по идеологическим соображениям, вдруг вышла программа с соревнованиями среди молодых девушек. Мария Магронт-Ахвледиани в своей книге «История создания телевидения. Как рождались культовые программы» так описывает интерес к этой программе у советского зрителя: «Когда шел эфир «Девушек», улицы вымирали. По сути, это был настоящий конкурс не только внешних данных, но и разных навыков и умений девушек, их талантов, а зрители на самом деле реально влияли на выбор победительницы» [4, с. 13].

Однако тогда разнообразие программ было не таким насыщенным, как сейчас, а технологии еще не достигли тех возможностей, когда можно отследить интерес большинства зрителей к программам. Советское телевидение искало себя, у него была возможность экспериментировать. Сегодня конкуренция на ТВ настолько велика, что возможностей экспериментировать мало: если программа не ворвётся в медиапространство с хорошим рейтингом, она очень быстро потеряет интерес не только зрителя, но и руководства канала и рекламодателей. Поэтому молодым журналистам важно понимать, что от правильно выстроенного сценария зависит, как долго будет жить программа на экране.

«Для рекламодателя важно не только общее представление о популярности программы, соотнесенное с возможной потенциальной аудиторией, но и знание её популярности среди тех, кто в конкретный момент времени смотрит ТВ или слушает ВР (радиоволну — прим. автора)» [5, с. 110], — объясняют важность отслеживания рейтингов в учебном пособии «Профессия — продюсер кино и телевидения. Практические подходы» кандидат экономических наук Владимир Сидоренко и доктор культурологи Павел Огурчиков. По сути своей зритель диктует то, что он хочет видеть на экране, а рекламодатель определяет, будет ли он финансировать канал. Поэтому журналисты всегда находятся в напряжении и следят за рейтингами. Но если новые программы могут перенять опыт более старших, успешных телепередач, внеся свои корректировки, то проектам, существующим годы, а то и десятки лет, необходимо постоянно подстраиваться и трансформировать внутреннее содержание под интересы аудитории, которые год от года могут меняться в зависимости от новомодных тенденций, изменений в политике, экономике, социальной сфере. Интересный опыт демонстрирует программа «Военная тайна», на примере которой можно заметить, как успешно трансформировать структуру и контент программы под влиянием интересов массовой аудитории.

Программа «Военная тайна» вышла в эфир в марте 1996 года. На вопрос о том, как появилась идея создания программы и как она отвечала зрительским интересам, её автор и ведущий Игорь Прокопенко рассказывает следующее: «Тогда она отвечала потребностям зрителей, которые жили в 1996 году, и отвечала на те вопросы, которые важны были зрителям того времени: почему идет чеченская война? Она была в разгаре. Почему в стране полыхают межнациональные конфликты? Почему не платят деньги? Почему в армии всё плохо? Что было в нашей стране, чего мы не знали долгие-долгие годы?»

Хронометраж первых выпусков не превышал получаса. А сами тексты строились преимущественно на своих съемках, интервью и кадрах хроники, взятых из архивов. Однако программа с течением времени менялась в соответствии с тем, как менялись интересы зрителя. Так в 2000-е годы зрителя стара интересовать тема непознанного, различных уфологических явлений и загадок. В этот момент начинается сдвиг в трансформации материалов программы: тема уфологии, которая, казалось бы, никак не вяжется с концепцией передачи, но при этом вызывает интерес у зрителя, преподносилась под определенным углом. Зрителю задавали вопрос: что за так называемых «инопланетян» могли обнаружить военные системы слежения в тех или иных уголках планеты? А затем рассматривались самые разные варианты ответов: могли ли это быть военные самолеты других стран, сбои техники, или же действительно замеченные объекты не поддавались объяснению?

После этого было еще несколько переломных моментов, которые заставили программу слегка видоизмениться. В 2005–2007 годы зрителям были интересны взаимоотношения России с другими странами, особенно на фоне выступления Владимира Путина на Мюнхенской конференции. В 2010 стала более актуальна тема потребления, взаимоотношения продавца и потребителя, и вместе с тем перед авторами программы встала необходимость внедрять эти темы в свои тексты. КО всему прочему, авторы программы стали возвращаться к теме истории, но рассматривать факты под другим углом. Например, 4 сентября 2010 года в «Военной тайне» вышел материал под названием: «Как на самом деле погибла принцесса Диана», аннотация к которому гласит: «13-я годовщина гибели принцессы Дианы — новые факты истории, которая считается несчастным случаем, но имеет все признаки заказного политического убийства». Тем стало больше, и хронометраж программы увеличился до полутора часов в эфире.

В 2014–2015 году произошел украинский майдан. Россия стала с замиранием сердца следить за всем, что происходит в Украине. И это было своеобразной «золотой жилой» для журналистики, информационное пространство взорвалось и все, кто эти события отрабатывали, получали колоссальные рейтинги. И конечно, происходящее на Украине стало переломным моментом не только для всего вещания, но и для программы. Продюсерам приходилось искать все новые и новые события, рейтинги программы пошли вверх. Тексты стали большими и сложными, с достаточно длинными закадрами, и требовали большой проработки. Структура телевизионного текста выглядела так: большие закадры (в одном — по несколько предложений), синхроны экспертов (по хронометражу могли достигать 30–35 секунд), стали использоваться лайфы — видео, либо снятое съемочной группой, либо взятое из интернет-источников.

И здесь, кстати, важно отметить то, что с этого момента важность работы продюсеров в программе стала возрастать. О важности работы продюсеров в программе в своей книге «Губин ON AIR: Внутренняя кухня радио и телевидения» Дмитрий Губин отзывается так: «Ни один западный журналист вас не поймет, если вы скажете, что работаете без продюсера. Человек, который выбирает, кого пригласить в эфир, который думает, каким информационным трюком можно развлечь публику, который отслеживает сетку новостей и событий, называется «продюсер» [3. с. 11]. И действительно, если авторы раньше разрабатывали тексты сами, то теперь, с увеличением хронометража и необходимостью искать всё больше материалов, историй, героев, продюсерская работа заметно усилилась.

Безусловно, всей этой трансформации программы не было бы без зрительской заинтересованности. Сотрудники программы отслеживали комментарии, сообщения, которые стали приходить в группах в социальных сетях, проводились различные опросы аудитории, ну и, конечно же, о многом говорили рейтинги! «Военная тайна» старалась удерживать высокие цифры, и ей всегда это удавалось. Каждую новую тему внедряли постепенно и смотрели на реакцию зрителя. И если понимали, что материал смотрят, запускали близкие по смыслу темы. Таким образом, за много лет программа выросла, преобразовалась и получила возможность отвечать на актуальные вызовы времени.

Однако сегодня интересы зрителя снова поменялись. Шеф-редактор программы Анна Трубачева рассказывает: «В какой-то момент, из-за информационного перенасыщения, зрителю снова захотелось отборной информации с аналитической составляющей. Что сейчас и происходит в эфире. Наибольшей популярностью пользуются развлекательные материалы, зрелищные, но не лишенные смысла, плюс короткие информационные репортажи, но не лишенные зрелищной картинки».

По словам Анны, в основном верстка складывается из анализа полученных рейтингов. Но оставить верстку без учета информационного фона, последних новостей и предпочтений потенциальной аудитории — невозможно. Кроме того, в формировании верстки 4-часовой программы, как и любой программы длительного хронометража, существуют свои нюансы. И они заключаются в необходимости учитывать вкусы побочной аудитории. «Если потенциальная аудитория программы «Военная тайна» — это мужчины 25+, то побочная — это женская аудитория, — объясняет Анна. — Если не учитывать вкусы и запросы побочной аудитории, программа такого длительного формата может значительно потерять в рейтинге». Именно в расчете на женскую аудиторию в верстке программы и появляются сюжеты о пользе и вреде каких-либо продуктов, супружеских изменах и их объяснении с точки зрения различных экспертов и т. д.

Изменилась и сама структура текста. Зритель больше не слушает длинные синхроны экспертов в эфире, а большие закадры съедают динамику. Поэтому было решено перестроить структуру сценариев программы. Закадровый текст стал сильно разбиваться лайфами. Синхроны экспертов стали короткими, выражающими только суть. После того, как формат написания сценариев изменился, средний рейтинг программы вырос до 7–8 процентов. Развлекательные материалы пишутся по такой же схеме, а иногда лайфы ставятся встык и создается динамичная нарезка. Причем некоторые материалы развлекательного характера могут начинаться с динамичной нарезки лайфов.

Такому способу подачи материала, по мнению некоторых исследователей, поспособствовало то, что сегодня аудитория получает огромный объем самой разной информации, но подающейся при этом небольшими порциями. Как отмечает автор монографии «Трансформация массового сознания под воздействием СМИ (на примере российского телевидения)» Мария Борисовна Владимирова, «клиповым» сознание индивида становится при постоянном потреблении большого количества информации микропорциями. «Под «клиповым сознанием» мы понимаем сознание индивида — потребителя данного телевизионного продукта, привыкшее к мельканию кадров с огромной скоростью, а также к обилию информации, которую ему приходится ежедневно обрабатывать. Учащающийся ритм и возрастающая скорость жизни, а также нехватка времени усугубляют данный процесс. В результате сознание личности формируется из мелких информационных частиц — мозаики, человек привыкает к тому, чтобы получать отрывочные (неполные) данные в большом объеме, которые и формируют его мировоззрение. Новое мозаичное сознание постепенно вытесняет традиционное» [2, с. 20]. Именно поэтому сегодня сюжеты включают в себя блоки, связанные одной смысловой нагрузкой, но включающие в себя разные повороты. Даже в сюжете про оружие, к примеру про огнемёты, внедряются сегодня разные блоки: и серьезные (самые мощные огнемёты в разных странах мира, или первые в истории огнемёты), и развлекательные (как делают самодельные огнемёты, как прицепляют их на дроны или автомобили, пробуют на прочность различные материалы с помощью миномётов как специалисты, так и любители, и т.д.).

Программа стала включать в себя всё больше материалов развлекательного характера. «Мир пельменей», «Русский жар», «Короли скорости», «Безумные пивовары против самогонщиков», «Соленья» — всё это рабочие названия развлекательных материалов. Возник вопрос: как включать подобные темы в верстку, при этом не нарушая концепцию программы «Военная тайна»? Редакция стала искать варианты использования развлекательного контента вкупе с серьёзными данными, и вскоре нашла ответы:

− во многие материалы подобного характера включают особенности менталитета народов в разных странах (например, почему русские любят баню, финны — сауну, американцы вообще удивляются нашим парилкам);

− в развлекательные материалы начали включать исторические вставки (например, почему китайцы заявляют, что пельмени изобрели они, какие факты доказывают, что на самом деле это русское блюдо);

− иногда добавляются смысловые блоки о политике (например, в одном из материалов рассказывали, какие кулинарные предпочтения у Трампа, Ким Чен Ына, Владимира Путина и т. д., таким образом, сюжет про еду был дополнен политическим контекстом).

Конечно, внедрять некоторые темы, не отходя от концепции программы, довольно сложно, однако этого требует зритель. Рейтинги показывают, что материалы с развлекательным контентом имеют популярность. Поэтому современные авторы должны уметь учитывать интересы зрителя, и работать с текстом так, чтобы он соответствовал и идее программы, над которым они работают, и желаниям массовой аудитории, для которой они создают этот контент. А начинающим журналистам необходимо уметь анализировать выпуски программ, которые выходили ранее, научиться отслеживать изменения и стараться идти в ногу с актуальными запросами зрителя.

Литература:

  1. Афанасьева Е. Как попасть на ТВ. — М.: Изд-во Захаров, 2019. — 240 с.
  2. Владимирова М. Б. Трансформация массового сознания под воздействием СМИ (на примере российского телевидения): монография. — М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. — 144 с.
  3. Губин Д. П. Губин ON AIR: Внутренняя кухня радио и телевидения. — «Альпина Диджитал», 2014. — 322 с.
  4. Магронт-Ахвледиани М. В. История создания телевидения. Как рождались культовые программы. — Москва: Эксмо, 2019. — 128 с.
  5. Огурчиков П. К., Сидоренко В. И. Профессия — продюсер кино и телевидения. Практические подходы. / Учебное пособие. — М., Юнити. 2012–711 с.
Основные термины (генерируются автоматически): программа, зритель, массовая аудитория, материал, рейтинг, интерес зрителя, концепция программы, самое дело, женская аудитория, побочная аудитория.


Ключевые слова

контент, медиатекст, сценарий, интервью, рейтинги, телевизионная программа, массовая аудитория

Похожие статьи

Потребительские программы на современном ТВ: от...

Концепция программы — проведение экспертизы товаров от разных производителей.

Утилитарный характер материалов «Контрольной закупки» совмещён с развлекательной

Продолжая обзор потребительских программ, переходим к анализу «Без обмана» на канале...

Современные тенденции работы ведущего телевизионного...

Практически ни одна программа в жанре интертеймент не обходится без ведущего.

Однако это не так — доверие аудитории к ведущему во многом определяет будущие рейтинги телевизионного проекта вне

Для зрителя ведущий является лицом программы, поэтому его...

Особенности современных научно-популярных телепередач на...

Наиболее интересным форматом научно-популярной программы для зрителя становится интервью ведущего с учеными из разных отраслей науки. Популяризатором такого формата стал С. П. Капица (программа «Очевидное-невероятное»). Дело С. П. Капицы продолжил Михаил...

Теория Уолтера Липпмана и ее отражение в современной...

Однако наиболее обширная аудитория, по-прежнему, именно у телевидения, это обусловлено рядом его свойств, таких как общедоступность и минимальная плата. При этом распространённость телевидения гораздо выше, чем других источников информации.

Варианты оптимизации затрат на телевизионный контент...

Стоит отметить, что рекламодателей в большей степени интересует женская аудитория, что доказывает успех ориентированного на женщин 14–39 лет телеканала

Самым радикальным методом оптимизации затрат на контент является «заморозка» дорогостоящих новинок канала.

Ведущий развлекательной телепрограммы: специфика работы...

Отметим, что рейтинг телеканалов формируют личные качества и уровень

Несмотря на то, что средства массовой информации стали трансформироваться в другую форму

Телевидение упраздняет пространство и время, сближая большую аудиторию, заставляя всех вместе...

Дизайн-проектирование в телевизионной среде | Статья в журнале...

Предпочтения аудитории в выборе телеканалов происходят по принципу поиска интересующей информации.

Телевизионный дизайн напрямую влияет на рейтинг телеканалов. В течение жизни зритель выбирает для себя определённый набор с интересующими его передачами.

Концепции средств массовой информации на примере...

целевая аудитория СМИ — это мужчины и женщины в возрасте от 30 до 45 лет, трудоустроенные, с личным

Этот список может включать следующие пункты: название программы, целевая аудитория. Литература: 1. Концепция развития телерадиовещания в...

Возникновение жанра ток-шоу на российском телевидении

Осенью 2002 года аудитория ТНТ резко увеличилась с 2,7 % до 5,4 %. Произошло это благодаря запуску на канале ток-шоу

Ток-шоу «Окна» всячески старались поднять и удержать рейтинги. Но через три года вещания и практически 700 выпусков рейтинги программы стали...

Похожие статьи

Потребительские программы на современном ТВ: от...

Концепция программы — проведение экспертизы товаров от разных производителей.

Утилитарный характер материалов «Контрольной закупки» совмещён с развлекательной

Продолжая обзор потребительских программ, переходим к анализу «Без обмана» на канале...

Современные тенденции работы ведущего телевизионного...

Практически ни одна программа в жанре интертеймент не обходится без ведущего.

Однако это не так — доверие аудитории к ведущему во многом определяет будущие рейтинги телевизионного проекта вне

Для зрителя ведущий является лицом программы, поэтому его...

Особенности современных научно-популярных телепередач на...

Наиболее интересным форматом научно-популярной программы для зрителя становится интервью ведущего с учеными из разных отраслей науки. Популяризатором такого формата стал С. П. Капица (программа «Очевидное-невероятное»). Дело С. П. Капицы продолжил Михаил...

Теория Уолтера Липпмана и ее отражение в современной...

Однако наиболее обширная аудитория, по-прежнему, именно у телевидения, это обусловлено рядом его свойств, таких как общедоступность и минимальная плата. При этом распространённость телевидения гораздо выше, чем других источников информации.

Варианты оптимизации затрат на телевизионный контент...

Стоит отметить, что рекламодателей в большей степени интересует женская аудитория, что доказывает успех ориентированного на женщин 14–39 лет телеканала

Самым радикальным методом оптимизации затрат на контент является «заморозка» дорогостоящих новинок канала.

Ведущий развлекательной телепрограммы: специфика работы...

Отметим, что рейтинг телеканалов формируют личные качества и уровень

Несмотря на то, что средства массовой информации стали трансформироваться в другую форму

Телевидение упраздняет пространство и время, сближая большую аудиторию, заставляя всех вместе...

Дизайн-проектирование в телевизионной среде | Статья в журнале...

Предпочтения аудитории в выборе телеканалов происходят по принципу поиска интересующей информации.

Телевизионный дизайн напрямую влияет на рейтинг телеканалов. В течение жизни зритель выбирает для себя определённый набор с интересующими его передачами.

Концепции средств массовой информации на примере...

целевая аудитория СМИ — это мужчины и женщины в возрасте от 30 до 45 лет, трудоустроенные, с личным

Этот список может включать следующие пункты: название программы, целевая аудитория. Литература: 1. Концепция развития телерадиовещания в...

Возникновение жанра ток-шоу на российском телевидении

Осенью 2002 года аудитория ТНТ резко увеличилась с 2,7 % до 5,4 %. Произошло это благодаря запуску на канале ток-шоу

Ток-шоу «Окна» всячески старались поднять и удержать рейтинги. Но через три года вещания и практически 700 выпусков рейтинги программы стали...

Задать вопрос