Элективный курс «Фракталы». Вводный урок | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (336) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 13.11.2020

Статья просмотрена: 86 раз

Библиографическое описание:

Ребрикова, И. С. Элективный курс «Фракталы». Вводный урок / И. С. Ребрикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 46 (336). — С. 438-440. — URL: https://moluch.ru/archive/336/75109/ (дата обращения: 18.04.2024).



Тема урока: Фрактал — это…

Тип урока: открытие нового знания.

Форма урока: урок-лекция.

Цель урока: дать понятие фрактального множества, обсудить его свойства на понятных примерах.

Задачи урока:

  1. познакомиться с фракталами, свойствами фрактальных множеств;
  2. привить интерес к углубленному изучению информатики;
  3. развить пространственное воображение.

Прогнозируемые результаты:

Предметные

— Формирование знаний о фракталах;

— Формирование информационной и алгоритмической культуры.

Метапредметные

— способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить способы её осуществления;

— умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения;

— умение включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем;

— умение оценивать себя и результаты своей работы.

Оборудование: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, видео.

Ход урока

I . Мотивационно- целевой этап

1. Организация учащихся на урок

2. Определение темы и цели урока

Наш курс называется «Фракталы». Сегодня у нас вводный урок «Фрактал — это …»

— Как вы думаете, какая цель перед нами сегодня стоит? ( познакомиться с понятием фрактал, рассмотреть его свойства )

— Кто-нибудь знает, что такое фрактал?

— Фрактал — геометрический объект, в котором один и тот же фрагмент повторяется при каждом уменьшении масштаба, т. е. фигура, обладающая свойством самоподобия.

3. Актуализация знаний

— Давайте, вспомним из курса геометрии, что такое подобие, какими свойствами оно обладает.

Преобразование подобия — это преобразование, при котором расстояние между любыми двумя точками изменяется в одно и то же число раз. Это число называется коэффициентом подобия k . k > 0

Свойства:

— Преобразование подобия сохраняет порядок точек на прямой.

— Точки, не лежащие на одной прямой, при преобразовании подобия переходят в точки, не лежащие на одной прямой.

— Преобразование подобия переводит прямую в прямую, отрезок в отрезок, луч в луч, угол в угол, окружность в окружность.

— При преобразовании подобия углы сохраняют свою величину.

Подобие

Рис. 1. Подобие

Примеры геометрических фракталов [3]

Рис. 2. Примеры геометрических фракталов [3]

Мы будем строить геометрические фракталы и немного позже разберем, как строить фрактал Коха.

4. Обеспечение мотивации познавательной деятельности учащихся .

Давайте подумаем, встречаем ли мы фракталы в вашей повседневной жизни?

На самом деле объекты, похожие на фракталы, находятся вокруг нас. Это крона деревьев, узоры на замершем стекле, облака, листья папоротника, линия морского берега, система кровообращения и т. д.

II . Процессуально- познавательный этап

1. Сообщение учителем справочного материала

Фрактал — геометрический объект, в котором один и тот же фрагмент повторяется при каждом уменьшении масштаба.

Бенуа Мандельброт образовал понятие «Фрактал» от латинского причастия fractus (ломать, разламывать). Он ввел определение фрактала как множества, которое имеет фрактальную размерность, большую топологической. Чуть позже вернемся к размерности фрактала.

Свойства фрактального F множества:

F имеет тонкую структуру, т. е. содержит произвольно малые масштабы

F слишком нерегулярное, чтобы быть описанным на традиционном геометрическом языке

F имеет некоторую форму самоподобия, допуская приближенную или статическую

— в большинстве случаев F определяется очень просто, например, рекурсивно.

— обычно фрактальная размерность множества F больше, чем его топологическая размерность

2. Физминутка

3. Продолжение изучения темы

Фрактальная размерность

Рассмотрим размерность 1 .

Отрезок разобьем на n частей. Длина отрезка 1. Длина одной части . Количество частей

Рассмотрим размерность 2.

Возьмем квадрат со стороной 1. Разобьем на n частей. Длина стороны одной части L . Количество квадратиков

Рассмотрим размерность 3.

Возьмем куб со стороной 1. Разделим на n кубиков со стороной L. Количество кубиков

Общая формула:

, где d размерность пространства.

Рассмотрим построение фрактала Коха.

Кривая Коха

Рис. 3. Кривая Коха

Берем единичный отрезок. Делим его на 3 равные части. Убираем среднюю часть.

Вместо убранной части достраивает стороны равностороннего треугольника

Повторяем это с каждым отрезком.

Количество отрезков n после первой итерации равно 4. Длина каждого отрезка L= 1/3. Кривая Коха имеет фрактальную размерность d = 1,2618…

Размерность больше, чем размерность прямой, но меньше, чем размерность плоскости. Т. е. кривая Коха не линия и не плоскость, а что-то между ними.

4. Обобщение знаний по теме

— Давайте повторим то, что мы с вами сегодня изучили.

— Что такое фрактал?

— Назовите свойства фрактального множества.

— Как найти фрактальную размерность

III . Рефлексивно-оценочный этап

1. Подведение итога урока

— Какую цель урока мы поставили в начале? Как мы ее достигли?

— Вам было легко или были трудности?

— Что вызвало затруднения?

2.Информация о выполнении домашнего задания

Найти информацию, где применяются фракталы. На следующем занятие мы с вами это обсудим.

3. Рефлексия учебной деятельности

Анкетирование:

На занятии я работал (активно/ пассивно)

Своей работой я (доволен/ не доволен)

За занятие я (не устал/ устал)

Поставленной цели (достиг/ не достиг)

Моё настроение (стало лучше/ не изменилось)

4. Оценка содержательного аспекта деятельности учащихся на уроке (поощрение детей, выставление отметок за урок, их комментирование, замечания учащимся)

Литература:

  1. Морозов А. Д. Введение в теорию фракталов / А. Д. Морозов — Москва-Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2002. — 160 с.
  2. Fractal. (2017) Fractal Zoom (Last Lights On) Mandelbrot [анимация] // YouTube. 1июня.
  3. (https://www.youtube.com/watch?v=7mLl73RI2hY&feature=emb_logo)
Основные термины (генерируются автоматически): преобразование подобия, фрактал, размерность, III, множество, отрезок, прямая, свойство, уменьшение масштаба, учебная деятельность.


Похожие статьи

3D-моделирование фракталов. Фрактальные антенны

Фрактал (лат. fractus — дроблёный, сломанный) — множество, обладающее свойством самоподобия. Для фрактала увеличение масштаба не ведёт к упрощению; Согласно общепринятой классификации выделяют три типа фракталов: геометрические...

Построение формальной арифметики в рамках изучения...

В статье «Аксиоматические теории в курсе математической логики» [1] рассматривается вопрос построения формальных и неформальных аксиоматических теорий. В данной статье будет рассмотрен вопрос построения арифметики как формальной аксиоматической теории.

Необходимость использования 3D-технологий в школьной...

Наумченко, Н. В. Необходимость использования 3D-технологий в школьной учебной деятельности / Н. В. Наумченко.

3D-графика — достаточно сложная сфера, которая связана с множеством отраслей, от производства игр и фильмов до архитектуры и инженерных проектов.

Методы и приемы формирования функциональной грамотности на...

Именно поэтому, задания, призванные исследовать состояние математической грамотности учеников, имеют четко выраженную прикладную направленность и их решение предусматривает владение учащимися приемами деятельности прикладного характера.

Методы и приемы введения математических понятий в начальном...

Начальный курс математики представлен тремя разделами: алгебры и геометрии, которые имеют статус пропедевтических курсов, арифметики — основы математического образования младших школьников. Каждый из разделов представлен определенным понятийным аппаратом...

Использование алгоритма анализа размерностей физических...

В настоящее время анализ размерностей физических величин и теория подобия физических явлений (далее АР) широко используются при решении задач в физике и её технических приложениях [1, 2]. В учебниках технических дисциплин высшей школы анализу размерностей...

Метод геометрических мест точек как способ активизации...

Для активной мыслительной деятельности очень полезны разные задачи, механизм решения

ГМТ, из которых данный отрезок виден под прямым углом, если окружность с диаметром

ГМТ, из которых данный отрезок виден под углом , есть пара дуг, проходящих через точки и , и...

Разработка нестандартного интегрированного урока для учащихся...

В статье представлена разработка интеграция уроков математики и информатики, на основе компонентов которых строится урок включающий в себя эстетическое воспитание. Для учащихся, представлены задачи различных типов и их разбор с помощью взаимодействия с программой...

Преобразования изображения и их влияние на развитие...

Графическая деятельность связана, как известно, с отрожением пространсвенных свойств предметов на плоскости в виде технических рисунков и чертежей.

Основными элементами геометрического моделирования являются точка, линия (прямая), поверхность (плоскость).

Похожие статьи

3D-моделирование фракталов. Фрактальные антенны

Фрактал (лат. fractus — дроблёный, сломанный) — множество, обладающее свойством самоподобия. Для фрактала увеличение масштаба не ведёт к упрощению; Согласно общепринятой классификации выделяют три типа фракталов: геометрические...

Построение формальной арифметики в рамках изучения...

В статье «Аксиоматические теории в курсе математической логики» [1] рассматривается вопрос построения формальных и неформальных аксиоматических теорий. В данной статье будет рассмотрен вопрос построения арифметики как формальной аксиоматической теории.

Необходимость использования 3D-технологий в школьной...

Наумченко, Н. В. Необходимость использования 3D-технологий в школьной учебной деятельности / Н. В. Наумченко.

3D-графика — достаточно сложная сфера, которая связана с множеством отраслей, от производства игр и фильмов до архитектуры и инженерных проектов.

Методы и приемы формирования функциональной грамотности на...

Именно поэтому, задания, призванные исследовать состояние математической грамотности учеников, имеют четко выраженную прикладную направленность и их решение предусматривает владение учащимися приемами деятельности прикладного характера.

Методы и приемы введения математических понятий в начальном...

Начальный курс математики представлен тремя разделами: алгебры и геометрии, которые имеют статус пропедевтических курсов, арифметики — основы математического образования младших школьников. Каждый из разделов представлен определенным понятийным аппаратом...

Использование алгоритма анализа размерностей физических...

В настоящее время анализ размерностей физических величин и теория подобия физических явлений (далее АР) широко используются при решении задач в физике и её технических приложениях [1, 2]. В учебниках технических дисциплин высшей школы анализу размерностей...

Метод геометрических мест точек как способ активизации...

Для активной мыслительной деятельности очень полезны разные задачи, механизм решения

ГМТ, из которых данный отрезок виден под прямым углом, если окружность с диаметром

ГМТ, из которых данный отрезок виден под углом , есть пара дуг, проходящих через точки и , и...

Разработка нестандартного интегрированного урока для учащихся...

В статье представлена разработка интеграция уроков математики и информатики, на основе компонентов которых строится урок включающий в себя эстетическое воспитание. Для учащихся, представлены задачи различных типов и их разбор с помощью взаимодействия с программой...

Преобразования изображения и их влияние на развитие...

Графическая деятельность связана, как известно, с отрожением пространсвенных свойств предметов на плоскости в виде технических рисунков и чертежей.

Основными элементами геометрического моделирования являются точка, линия (прямая), поверхность (плоскость).

Задать вопрос