Известно, что бюджет государства напрямую зависит от поступления налогов. Однако сбор налогов с населения не всегда вызывает одобрение со стороны налогоплательщиков. Так, ряд граждан пытается либо уклониться от своевременной оплаты налогов, либо несвоевременно их уплачивает.
Сбор налогов государством регламентирован Налоговым Кодексом Российской Федерации. Так, НК РФ определяет налоговый сбор как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж» [1], который вносят как юридические, так и физические лица.
Конституция Российской Федерации также регламентирует взимание налогов с граждан РФ. Это закреплено в статье 57 Конституции РФ.
Безусловно, государство заинтересованно в своевременной уплате налогов. Для регулирования данного процесса был создан налоговый орган, который осуществляет контроль за полной и своевременной оплатой налоговых взносов налогоплательщиками страны.
Налоговые органы РФ реализуют выполнение такой задачи.
Налоговые органы не являются автономной системой. Они подчиняются Президенту и Правительству Российской Федерации.
Сам налоговый орган представляет собой обширную сеть территориальных налоговых органов, а также федеральный налоговый орган. Сотрудники налоговых органов являются должностными лицами, могут быть руководителями территориальных или федеральных налоговых органов.
Каждый налоговый орган, как и его сотрудники, имеют свои задачи. Данные задачи реализуются в соответствии с налоговым законодательством.
Налоговый орган:
– осуществляет учет налогоплательщиков;
– проверяет, соблюдают ли налогоплательщики налоговое законодательство;
– следит за нарушением налогового законодательства и применяет санкции в отношении недобросовестных налогоплательщиков.
При детальном рассмотрении функций налогового органа отметим, что основным видом деятельности налогового органа является учет налогоплательщиков. Налоговый орган осуществляет постановку налогоплательщиков на учет. Также должностные лица налогового органа должны вести учет всех налогоплательщиков на подконтрольной им территории. В свою очередь, налогоплательщики также имеют ряд обязанностей. Например, налогоплательщик обязан встать на учет в налоговый орган.
Обязанность контролировать, соблюдается ли налоговое законодательство, осуществляется посредством организации и реализации налоговых проверок. Такие проверки могут быть выездными или камеральными.
Отметим, что срок, за которые налогоплательщик подвергается проверке, составляет три года, которые предшествовали году самой проверки. Во время налоговой проверки налоговый орган имеет право запросить документацию не только у самого налогоплательщика, но и у других юридических или физических лиц.
Рассмотрим такую сферу деятельности налогового органа как применение налоговых санкций за налоговые правонарушения. Существует документ, который отражает всю ситуацию по налогоплательщику. Речь идет об акте выездной налоговой проверки. Этот документ дает основание для привлечения налогоплательщика к ответственности.
Такой акт составляется в течение двух месяцев после окончания проверки. Он должен отражать выявленные правонарушения, отзывы и предложения по решению проблемных вопросов. Также доводы должностного лица подкрепляются ссылками на статьи Налогового Кодекса РФ, что подтверждает обоснованность акта налоговой проверки. Таким образом налогоплательщик понимает, какая ответственность предусмотрена за то или иное правонарушение.
По завершении налоговой проверки руководитель налогового органа определяет необходимость привлечения налогоплательщика к ответственности. После этого налогоплательщик получает уведомление об уплате налога, недоимки и пени. Финансовые вопросы о взимании штрафов отражены в статьях 16 главы первой части Налогового Кодекса РФ.
Должностное лицо налогового органа — довольно ответственная работа. Взаимодействие налогового органа и налогоплательщиков происходит чаще всего через должностных лиц.
Известно, что, выбирая государственную службу, должностное лицо налогового органа отказывается от ряда вещей. Так, должностное лицо не может заниматься иным видом деятельности. Исключение составляет педагогическая, научная или творческая деятельность. Отметим, что должностное лицо налогового органа не может стать депутатом, также предпринимательская деятельность для него невозможна. Безусловно, о получении взяток речи не идет. Также существует запрет на разглашение налоговой тайны налогоплательщиков.
Государство поощряет работу должностных лиц. Известно, что сотрудники налоговых органов находятся под покровительством государства. Наличие достойных пенсий, обязательного медицинского и социального страхования относится к профитам данной должности. Также должностные лица налогового органа находятся под защитой от насилия.
Должностное лицо имеет определенные права и обязанности. Например, должностное лицо в праве запрашивать документацию, которая имеет непосредственное отношение к налоговой проверке. Это могут быть декларации, сметы, счета, любые другие документы, которые связаны с уплатой налогов. В свою очередь налогоплательщик обязан предоставить должностному лицу все документы, которые относятся к данной налоговой проверке.
Должностное лицо обязано проводить выездные и камеральные проверки. Проводит необходимые мероприятия по выявлению несоблюдения налогового законодательства.
Стоит отметить, что, если налогоплательщик пытается воспрепятствовать осуществлению налоговой проверки, должностное лицо в праве взыскать с него суммы налогов, которые сотрудник налогового органа определит самостоятельно. Должностное лицо в таком случае основывается на данных о налогоплательщике, которые уже имеются, или может запросить информацию о схожих по виду деятельности налогоплательщиках.
При необходимости должностное лицо имеет право привлекать экспертов и других специалистов. Например, переводчиков.
Должностные лица являются представителями государства. В их обязанность входит урегулирование конфликтов между налогоплательщиками и налоговыми органами. Должностное лицо обязано действовать в соответствии с Налоговым Кодексом РФ. Отметим, что во всех ситуациях должностному лицу запрещается унижение чести и достоинства налогоплательщика. Необходимо проявлять уважение к физическим и юридическим лицам, с которыми взаимодействуют должностные лица.
Ряд выездных налоговых проверок может обнаружить налоговые правонарушения. В таких случаях должностное лицо обязуется принять меры по работе с доказательствами по данным правонарушениям, далее обеспечивает документальное подтверждение правонарушений, производит выемку необходимых документов, проводит опрос свидетелей, проводит дополнительную проверку.
Должностное лицо налогового органа имеет право провести осмотр помещений налогоплательщика, проводит инвентаризацию.
В тоже время документы, которые не относятся к налоговой проверке, не могут подвергаться выемке.
Каждое действие должностного лица подкрепляется документально. Изъятие документов сопровождается протоколом изъятия, где описываются все изъятые документы.
По завершении проверки должностное лицо налогового органа предоставляет налогоплательщику справку о проверке. Она включает в себя информацию о сроках проверки, а также предмет данной проверки.
Отдельно отметим важность должностного лица как медиатора между налогоплательщиком и государством. Необходимо быть готовым к общению с разными людьми, учитывать человеческий фактор. Но, вместе с тем, сохранять непреклонность в отношении соблюдения закона.
Налоговые органы обладают широким спектром полномочий. Их наличие обязывает должностных лиц налоговых органов отвечать определенным требованиям. Так, должностные лица налогового органа должны быть беспристрастными, но готовыми к контакту с налогоплательщиками. Гармоничное взаимодействие налогоплательщика и должностного лица необходимо для понимания населением необходимости отчислять налоги в бюджет государства.
Литература:
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая). Электронная версия: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/
- Основы налогового законодательства. // Учет. Налоги. Право. — 2005. — № 36