Пути повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства о рыболовстве и водных биоресурсах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №46 (336) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 12.11.2020

Статья просмотрена: 267 раз

Библиографическое описание:

Толстихин, А. А. Пути повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства о рыболовстве и водных биоресурсах / А. А. Толстихин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 46 (336). — С. 337-340. — URL: https://moluch.ru/archive/336/75049/ (дата обращения: 19.04.2024).



В целях решения вопроса об эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства о рыболовстве и водных биоресурсах целесообразно сформулировать конкретные критерии и показатели оценки деятельности органов прокуратуры. Так, в соответствии с положениями Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» требует оценивать надзорную деятельность прокурора, исходя из правомерности и своевременности вмешательства, полноты использования предоставленных им полномочий, принципиальности и настойчивости в устранении нарушений закона, восстановлении нарушенных прав, привлечении виновных к ответственности.

Целесообразно в качестве критериев выделять качество актов прокурорского реагирования, учет информации, требующей принятия мер реагирования, качество рассмотрения и разрешения обращений граждан, а также некоторые другие аспекты, на основании которых можно оценить эффективность прокурорского надзора за исполнением законодательства о рыболовстве и водных биоресурсах.

О. С. Капинус, А. Х. Казарина, Б. В. Андреев выделяют в качестве критерия эффективности прокурорского надзора также своевременность выявления прокурором нарушений и принятия эффективных мер реагирования [1]. Указанный критерий приобретает особое значение, отражая незамедлительное реагирование с реальным восстановлением нарушенных прав. В случаях принятия прокурором актов прокурорского реагирования, не влекущих реальных положительных изменений, следует говорить о недостаточности примененных мер реагирования. Результаты обобщения практики прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами свидетельствуют о фактах необоснованного вынесения судебными приставами-исполнителями постановлений об окончании исполнительного производства, когда не все меры приняты к своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. К примеру, органами прокуратуры Краснодарского края опротестованы 6 постановлений судебных приставов-исполнителей Приморско-Ахтарского районного отдела судебных приставов УФССП России по Краснодарскому краю об окончаний исполнительных производств о взыскании ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам, вынесенных без принятия мер по розыску имущества должников [2]. В связи с изложенным, прокурорам необходимо уделять особое внимание соблюдению органами ФССП России законодательства об исполнительном производстве в области рыболовства и охраны водных биоресурсов.

Обозначив наиболее значимые законодательно закрепленные и научно выработанные критерии определения эффективности прокурорского надзора, перейдем к разработке конкретных путей повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства о рыболовстве и водных биоресурсах.

В первую очередь обратимся к практическим проблемам, имеющим место быть в современных реалиях. На наш взгляд, в практической деятельности органов прокуратуры целесообразно определение следующих приоритетных направлений повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов в сфере рыболовства и водных биоресурсов на современном этапе:

  1. Усовершенствование взаимодействия прокуратур всех уровней с органами федерального, регионального и муниципального контроля (надзора) в области водных отношений для обеспечения своевременного поступления в органы прокуратуры информации о совершенных или готовящихся нарушениях законов, в том числе совершаемых должностными лицами этих органов.

Необходимо наладить стройную систему взаимодействия всех органов прокуратуры, осуществляющих деятельность с области водных отношений на одной или смежных территориях. Представляется, что налаживание указанного взаимодействия возможно при участии Управления по надзору за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании, о надежде функционирования которого в ближайшем будущем нами было обозначено в рамках предыдущей главы настоящего исследования.

  1. Совершенствование взаимодействия прокуратуры с институтами гражданского общества и средствами массовой информации с целью своевременного поступления в органы прокуратуры информации о совершенных или готовящихся нарушениях законов, а также в целях обеспечения систематического общественного мониторинга состояния водных биоресурсов.

Таким образом, необходимо продолжить анализ и мониторинг размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации о продаже водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ или охраняемым международными договорами Российской Федерации; информации о продаже запрещенных средств, используемых для вылова рыб и иной информации, размещение которой запрещено. Кроме того, при организации прокурорского надзора необходимо максимально использовать информацию о нарушениях законов, имеющуюся у действующих в регионах активистов экологического движения Общероссийского народного фронта, общественных объединений и некоммерческих организаций [3].

  1. Широкое привлечение представителей общественности к прокурорским проверкам исполнения законодательства о рыболовстве и водных биоресурсах с обязательным освещением результатов в средствах массовой информации.

На наш взгляд, публичное освещение проблем способствует показательности осуществляемых органами прокуратуры мероприятий. Регулярное освещение деятельности органов прокуратуры позволит как повысить уровень доверия со стороны граждан, так и усилить степень влияния на потенциальных нарушителей. Влияние средств массовой информации в современном мире сложно переоценить, поскольку именно они являются в настоящее время «четвертой» ветвью власти.

  1. Совершенствование организации работы органов прокуратуры в части обеспечения неотвратимости ответственности за каждое нарушение законодательства о рыболовстве и водных биоресурсах. В правовом государстве принцип наступления неотвратимости ответственности за вину является весомым основополагающим постулатом и условием эффективности реализации юридической ответственности [4].

Обратимся к науке прокурорского надзора с целью определения возможных путей повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства о рыболовстве и водных биоресурсах с научной точки зрения:

  1. Представляется, что Университетом прокуратуры Российской Федерации должны быть разработаны программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации прокурорских работников, осуществляющих надзор за исполнением законов об охране и использования водных биоресурсов, что обеспечит обмен опытом между работниками прокуратуры, позволит отточить навыки проведения прокурорских проверок в указанной сфере, что в целом повлечет за собой повышение эффективности прокурорского надзора в сфере рыболовства и водных биоресурсов.

В настоящее время осуществляются программы повышения квалификации служащих военных и транспортным прокуратур, однако отсутствуют программы повышения квалификации природоохранных прокуроров, что является, на наш взгляд, серьезным упущением [5]. При разработке учебной программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации прокурорских работников, осуществляющих надзор за исполнением законов об охране и использования водных биоресурсов, следует учитывать принципы модульности, системности, углубленной специализации и практической направленности в сочетании с новейшими теоретическими разработками в области правовых наук, учетом международных правовых и процессуальных стандартов правоохранительной деятельности. В современных реалиях представляется целесообразным создание дистанционного курса повышения квалификации, что позволит обеспечить его доступность, оперативность прохождения и эффективность.

Не смотря на регулярное участие прокурорами субъектов Российской Федерации в проведении координационных, межведомственных и оперативных совещаний, на которых обсуждаются вопросы состояния законности и результаты работы в рассматриваемой сфере, представляется целесообразным также регулярное проведение круглых столов по различным научным вопросам в сфере рыболовства и водных биоресурсов, что позволит совместить теорию и практику и выработать наиболее эффективные пути осуществления прокурорской деятельности и развития науки прокурорского надзора.

  1. Представляется целесообразным обязательная разработка на уровне специализированных природоохранных прокуратур Российской Федерации Методических рекомендаций по осуществлению прокурорского надзора за соблюдением законодательства о рыболовстве и водных биоресурсах с учетом специфики исследуемой деятельности и применительно к конкретной территории.

Как было установлено в предыдущем параграфе, в настоящее время лишь немногие субъекты имеют научно и практически обоснованные разработанные Методические рекомендации в данной области, что влечет за собой отсутствие единообразия применения мер прокурорского реагирования и осуществления прокурорского надзора за соблюдением законодательства о рыболовстве и водных биоресурсах в целом на территории всей страны.

Исходя из сказанного выше, можно сделать вывод, что прокурорская практика свидетельствует о достаточной эффективности прокурорского надзора за соблюдением законодательства в сфере рыболовства и водных ресурсов, однако, с учетом повышения динамики вреда, причиняемого водным биоресурсам, уменьшения популяции отдельных видов рыб и с учетом иных обстоятельств, следует, что прокурорский надзор за соблюдением законодательства в сфере рыболовства и водных ресурсов нуждается в совершенствовании с целью повышения его эффективности.

На наш взгляд, в практической деятельности органов прокуратуры целесообразно определение следующих приоритетных направлений повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов в сфере рыболовства и водных биоресурсов на современном этапе:

1) Усовершенствование взаимодействия прокуратур всех уровней с органами федерального, регионального и муниципального контроля (надзора) в области водных отношений для обеспечения своевременного поступления в органы прокуратуры информации о совершенных или готовящихся нарушениях законов, в том числе совершаемых должностными лицами этих органов;

2) Совершенствование взаимодействия прокуратуры с институтами гражданского общества и средствами массовой информации в этих же целях, а также в целях обеспечения систематического общественного мониторинга состояния водных биоресурсов;

3) Широкое привлечение представителей общественности к прокурорским проверкам исполнения законодательства о рыболовстве и водных биоресурсах с обязательным освещением результатов в средствах массовой информации;

4) Совершенствование организации работы органов прокуратуры в части обеспечения неотвратимости ответственности за каждое нарушение законодательства о рыболовстве и водных биоресурсов.

Нами предлагаются следующие рекомендации по повышению эффективности прокурорского надзора через научную деятельность:

  1. Разработка Университетом прокуратуры Российской Федерации дистанционной программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации прокурорских работников, осуществляющих надзор за исполнением законов об охране и использования водных биоресурсов;
  2. Разработка на уровне специализированных природоохранных прокуратур Российской Федерации Методических рекомендаций по осуществлению прокурорского надзора за соблюдением законодательства о рыболовстве и водных биоресурсах с учетом специфики исследуемой деятельности и применительно к конкретной территории.

Литература:

  1. Методологические основы оценки работы органов прокуратуры субъектов Российской Федерации по обеспечению законности и правопорядка: науч. доклад / Академия Генеральной прокуратуры Рос. Федерации. М., 2013. С. 74.
  2. Генеральная прокуратура Российской Федерации обобщила практику прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1782010/
  3. Экология. Общероссийский народный фронт. https://onf.ru/platforms/ekologiya/
  4. Александрина Н.М. Принцип неотвратимости ответственности за нарушение закона юридическими лицами в правовом государстве // Юридическая техника. 2020. №14.
  5. Университет прокуратуры Российской Федерации. Факультет профессиональной переподготовки и повышения квалификации. http://www.agprf.org/fakultety/fakultet-professionalnoy-perepodgotovki-i-povyshen/novosti/?page=2
Основные термины (генерируются автоматически): прокурорский надзор, биоресурсы, Российская Федерация, сфера рыболовства, массовая информация, соблюдение законодательства, исполнение законодательства, рыболовство, прокурорское реагирование, профессиональная переподготовка.


Похожие статьи

Некоторые аспекты прокурорского надзора за исполнением...

Прокуратура Российской Федерации является государственным органом, осуществляющим надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующего законодательства России, в том числе и в сфере охраны окружающей среды [3, п. 1 ст. 1]...

Прокурорский надзор за соблюдением экологического...

В данной статье указываются принципы осуществления прокурорского надзора за соблюдением экологического законодательства. Выявляются основные факторы, пагубно влияющие на текущее состояние окружающей среды. Описываются задачи, стоящие перед...

Природоохранная деятельность органов прокуратуры Российской...

Ключевые слова: прокурорский надзор, окружающая среда, правонарушение, сфера природопользования, природоохранная деятельность.

надзор за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании, соблюдением экологических прав граждан...

Пути повышения эффективности прокурорского надзора за...

прокурорский надзор, Российская Федерация, орган прокуратуры, РФ, акт, орган. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

Прокурорский надзор за исполнением законодательства... Для органов прокуратуры надзор в сфере ОПК комплекса является...

Задачи, основные направления и формы деятельности...

Исходя из положений статьи 1 указанного Закона основными целями деятельности прокуратуры являются «обеспечения верховенства закона

Исходя из данной формулировки задачи органов прокуратуры в отличии от целей федеральным законодательством не определяются.

Предупреждение незаконной добычи водных биоресурсов...

[8] Прокурорский надзор за соблюдением законности при расследовании преступлений в сфере промысла, переработки и оборота водных биологических ресурсов

[11] Суслова Н.В. Проблемы борьбы с правонарушениями в сфере рыболовства и охраны рыбных запасов.

Перспективы развития прокурорского надзора за исполнением...

Ключевые слова: прокурорский надзор, прокурор, проверка исполнения законов

− доведение до населения через СМИ информации о принятых мерах по выявленным фактам

Маматов М. В. Прокурорский надзор за исполнением законов: актуальные проблемы и...

Меры прокурорского реагирования при осуществлении надзора...

Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» определены следующие меры прокурорского реагирования: протест (ст. 23)

Меры прокурорского реагирования должны соответствовать установленным требованиям, должны быть составлены в соответствии с...

Осуществление прокурорских проверок исполнения...

Осуществление прокурорских проверок исполнения федерального законодательства при

В целях организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при

На этапе подготовки к проведению проверок прокуроры должны обладать информацией о...

Похожие статьи

Некоторые аспекты прокурорского надзора за исполнением...

Прокуратура Российской Федерации является государственным органом, осуществляющим надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующего законодательства России, в том числе и в сфере охраны окружающей среды [3, п. 1 ст. 1]...

Прокурорский надзор за соблюдением экологического...

В данной статье указываются принципы осуществления прокурорского надзора за соблюдением экологического законодательства. Выявляются основные факторы, пагубно влияющие на текущее состояние окружающей среды. Описываются задачи, стоящие перед...

Природоохранная деятельность органов прокуратуры Российской...

Ключевые слова: прокурорский надзор, окружающая среда, правонарушение, сфера природопользования, природоохранная деятельность.

надзор за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании, соблюдением экологических прав граждан...

Пути повышения эффективности прокурорского надзора за...

прокурорский надзор, Российская Федерация, орган прокуратуры, РФ, акт, орган. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

Прокурорский надзор за исполнением законодательства... Для органов прокуратуры надзор в сфере ОПК комплекса является...

Задачи, основные направления и формы деятельности...

Исходя из положений статьи 1 указанного Закона основными целями деятельности прокуратуры являются «обеспечения верховенства закона

Исходя из данной формулировки задачи органов прокуратуры в отличии от целей федеральным законодательством не определяются.

Предупреждение незаконной добычи водных биоресурсов...

[8] Прокурорский надзор за соблюдением законности при расследовании преступлений в сфере промысла, переработки и оборота водных биологических ресурсов

[11] Суслова Н.В. Проблемы борьбы с правонарушениями в сфере рыболовства и охраны рыбных запасов.

Перспективы развития прокурорского надзора за исполнением...

Ключевые слова: прокурорский надзор, прокурор, проверка исполнения законов

− доведение до населения через СМИ информации о принятых мерах по выявленным фактам

Маматов М. В. Прокурорский надзор за исполнением законов: актуальные проблемы и...

Меры прокурорского реагирования при осуществлении надзора...

Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» определены следующие меры прокурорского реагирования: протест (ст. 23)

Меры прокурорского реагирования должны соответствовать установленным требованиям, должны быть составлены в соответствии с...

Осуществление прокурорских проверок исполнения...

Осуществление прокурорских проверок исполнения федерального законодательства при

В целях организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при

На этапе подготовки к проведению проверок прокуроры должны обладать информацией о...

Задать вопрос